Законодательство РФ о налогах и сборах. Общие принципы построения налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 14:18, реферат

Описание работы

Налоговая система Российской Федерации была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. В соответствии с вышеуказанным законом, установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам должна осуществляться высшим органом законодательной власти.

Содержание работы

Введение 3
Законодательство РФ о налогах и сборах. 4
Общие принципы построения налоговой системы РФ. 9
Заключение 28
Список использованной литературы: 29

Файлы: 1 файл

0033.doc

— 64.82 Кб (Скачать файл)

 

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,

 

установленном законодательством о налогах и сборах;

 

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный

 

налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

 

- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо

 

излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

 

- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо

 

через своего представителя;

 

- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по

 

исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых

 

проверок;

 

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

 

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения

 

законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в

 

отношении налогоплательщиков;

 

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их

 

должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным

 

законам;

 

- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и

 

действия (бездействие) их должностных лиц;

 

- требовать соблюдения налоговой тайны;

 

- требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме

 

убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или

 

незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

 

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами

законодательства о налогах и сборах.

 

Налоговые органы вправе:

 

- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по

 

формам, установленным государственными органами и органами местного

 

(удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы,

 

подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты

 

(удержания и перечисления) налогов;

 

- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

 

- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у

 

налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о

 

совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть

 

достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены,

 

сокрыты, изменены или заменены;

 

- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы

 

налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для

 

дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими

 

налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях,

 

связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

 

- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков,

 

плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест

 

на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых

 

агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

 

- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для

 

извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов

 

налогообложения независимо от места их нахождения производственные,

 

складские, торговые и иные помещения и территории, проводить

 

инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

 

- взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в

 

порядке, установленном НК РФ;

 

- контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их

 

доходам;

 

- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении

 

действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право

 

осуществления определенных видов деятельности;

 

- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

 

- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения

 

- о признании недействительной государственной регистрации

 

юридического лица или государственной регистрации физического

 

лица в качестве индивидуального предпринимателя;

 

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по

 

основаниям, установленным законодательством Российской

 

Федерации;

 

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора

 

об инвестиционном налоговом кредите.

 

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК

 

РФ.

 

В соответствии со ст.12 Налогового кодекса, в Российской Федерации устанавливаются

федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (далее – региональные

налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

 

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к

уплате на всей территории Российской Федерации.

 

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и законами

субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами

субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

При установлении регионального налога законодательными (представительными)

органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а

также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы

налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога

законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также

предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования

налогоплательщиком.

 

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными

правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в

действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами

представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на

территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении

местного налога представительными органами местного самоуправления в

нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:

налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а

также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы

налогообложения НК РФ. При установлении местного налога представительными

органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы

и основания для их использования налогоплательщиком.

 

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не

предусмотренные НК РФ.

 

Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов установлен ст.13,

14, 15 НК РФ.

 

1) НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ;

 

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды

 

минерального сырья;

 

3) НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД)

ОРГАНИЗАЦИЙ;

 

4) НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ КАПИТАЛА;

 

5) ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ;

 

6) ВЗНОСЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ;

 

7) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА;

 

8) ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА И ТАМОЖЕННЫЕ

СБОРЫ;

 

9) НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ;

 

10) НАЛОГ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО

МИНЕРАЛЬНО - СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ;

 

11) НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ

ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ;

 

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными

 

биологическими ресурсами;

 

13) ЛЕСНОЙ НАЛОГ;

 

14) ВОДНЫЙ НАЛОГ;

 

15) ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ;

 

16) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ СБОРЫ.

 

К региональным налогам и сборам относятся:

 

1) НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ;

 

2) НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ;

 

3) ДОРОЖНЫЙ НАЛОГ;

 

 

4) ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ;

 

5) НАЛОГ С ПРОДАЖ;

 

6) НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС;

 

7) РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ СБОРЫ.

 

Причем при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на

территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога

на имущество физических лиц и земельного налога.

 

К местным налогам и сборам относятся:

 

1) ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ;

 

2) НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ;

 

3) НАЛОГ НА РЕКЛАМУ;

 

4) НАЛОГ НА НАСЛЕДОВАНИЕ ИЛИ ДАРЕНИЕ;

 

5) МЕСТНЫЕ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ СБОРЫ.

 

Согласно ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, статьи 13, 14, 15

вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах

налоговой системы в Российской Федерации".

 

В настоящее время действует перечень федеральных региональных и местных налогов

и сборов, установленный ст. 19, 20, 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в

Российской Федерации"

 

Закон относит к федеральным следующие налоги и сборы:

 

- налог на добавленную стоимость;

 

- акцизы;

 

- налог на доходы физических лиц;

 

- единый социальный налог;

 

- налог на операции с ценными бумагами;

 

- таможенная пошлина;

 

- платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в

 

федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе

 

Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и

 

областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты

 

автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на

 

условиях, предусмотренных законодательными актами Российской

 

 

- налог на прибыль организаций;

 

- государственная пошлина;

 

- налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

 

- сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация"

 

и образованных на их основе слов и словосочетаний;

 

- налог на игорный бизнес;

 

- плата за пользование водными объектами;

 

- сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового

 

спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

 

- налог на добычу полезных ископаемых.

 

К региональным налогам и сборам относятся следующие налоги:

 

- налог на имущество предприятий;

 

- лесной доход;

 

- сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических

 

лиц.

 

- налог с продаж.

 

- транспортный налог.

 

К местным относятся следующие налоги и сборы:

 

- налог на имущество физических лиц;

 

- земельный налог;

 

- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся

 

предпринимательской деятельностью;

 

- налог на строительство объектов производственного назначения в

 

курортной зоне;

 

- курортный сбор;

 

- сбор за право торговли;

 

- целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций

 

независимо от их организационно-правовых форм на содержание

 

милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и

 

другие цели.

 

До введения в действие ст. 13, 14, 15 НК РФ, налоги, сборы, пошлины и другие

платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21

 

(статья 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147

 

ФЗ).

 

В случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом и принимаемыми в

соответствии с ним федеральными законами может предусматриваться установление

специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с

которыми в течение определенного периода времени вводится особый порядок

исчисления и уплаты налогов, в том числе замена совокупности налогов и сборов,

подлежащих уплате одним налогом.

 

В настоящее время действуют специальные налоговые режимы:

 

- в особых экономических зонах (Федеральный закон от 22.01.1996 № 13

 

ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области",

 

Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ "Об особой экономической

 

зоне в Магаданской области");

 

- для Организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в

 

налоговых органах закрытых административно - территориальных

 

образованиях (Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 "О закрытом

 

административно - территориальном образовании");

 

- при исполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4

 

Налогового кодекса РФ);

 

- для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1

 

Налогового кодекса РФ);

 

- упрощенная система налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса

 

РФ);

 

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

 

для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса

 

РФ).

 

Статья 3 НК РФ формулирует основные начала законодательства о налогах и сборах:

 

- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

 

- Законодательство о налогах и сборах основывается на признании

 

всеобщности и равенства налогообложения;

 

- При установлении налогов учитывается фактическая способность

 

налогоплательщика к уплате налога;

 

- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно

 

религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать

 

дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в

 

зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или

Информация о работе Законодательство РФ о налогах и сборах. Общие принципы построения налоговой системы РФ