Виды налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:52, реферат

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства, ведь появление самих налогов связано с самыми первыми общественными потребностями.
Налоги устанавливаются государством и взимаются в отношении
определенных объектов обложения с налогоплательщиков — граждан
(физических лиц) и предприятий (юридических лиц). Отношения,
возникающие между налоговыми органами, действующими от имени
государства, и налогоплательщиками, составляют налоговый процесс.
Порядок и формы управления налоговым процессом определяют налоговые власти.

Содержание работы

Налоги и налогооблажение 3
Виды налогов 5
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

Налоги реф.docx

— 29.63 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования  Республики Беларусь

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

КАФЕДРА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННАХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

РЕФЕРАТ

ВИДЫ НАЛОГОВ

 

 

 

Загорского Антона Витальевича

студента 3 курса 7 группы

факультета математики и  информатики

 

Научный руководитель

Устюгова Анна Георгиевна

 

 

 

ГРОДНО, 2012 
Содержание

Налоги и налогооблажение 3

Виды налогов 5

Список литературы 10

 

 

 

 

                          1.Налоги и налогооблажение.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства, ведь появление самих налогов связано с самыми первыми общественными потребностями.

Налоги устанавливаются  государством и взимаются в отношении
определенных объектов обложения с налогоплательщиков — граждан
(физических лиц) и предприятий (юридических лиц). Отношения,
возникающие между налоговыми органами, действующими от имени
государства, и налогоплательщиками, составляют налоговый процесс.
Порядок и формы управления налоговым процессом определяют налоговые власти. Система и методы управления налоговым процессом составляют сущность налогового администрирования. Налоговый процесс регулируется налоговым правом, которое включает в себя собственно налоговое законодательство (законы о налогах), а также смежные разделы государственного, гражданского, акционерного, семейного и т.д. права, которые применяются в связи с
взиманием налогов или при разрешении конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками. Налоговое право формируется на основе проводимой правительством налоговой политики, включающей в себя цели (текущие или среднесрочные, долгосрочные), средства (инструменты налоговой политики) и методы. Целенаправленная, последовательная, проводимая
государственной властью на протяжении долговременного исторического периода налоговая политика объективно может быть выражена в
виде налоговой доктрины данного конкретного государства (сформулированной в виде самостоятельной декларации, особого раздела в законодательстве или в виде отдельных принципов и норм налоговой политики и налогового права).

Налоги представляют собой  обязательный «встроенный» элемент  современных экономических отношений. В зависимости от направления
и способа использования государством собираемых налоговых доходов налоги могут выступать в виде платы за обеспечение законности и
поддержание правопорядка (содержание суда, полиции, исправительных учреждений); оплаты услуг государственных учреждений в сфере
образования, здравоохранения, культуры; взносов за страхование
(поддержание системы обязательного медицинского и пенсионного
страхования, страхования от несчастных случаев, от безработицы
и т.д.); оплаты услуг по развитию и содержанию объектов общегосударственного значения (дороги, системы связи, водоснабжения и др.);
финансирования совместных расходов на защиту от внешних угроз
(содержание дипломатических органов, вооруженных сил, пограничной службы); платы за поддержание внешней конкурентоспособности
национальной экономической системы (финансирование перспективных научных разработок, предоставление льготных кредитов и государственных гарантий экспортерам).

Налоги также являются финансовой базой современного демократического государства. В основу налогообложения в таком государстве заложен особый род общественного договора (между государственной властью и населением), по которому граждане этого государства принимают на себя обязанность платить налоги, а
государство, со своей стороны, обязуется не вводить налоги и не расходовать собранные в виде налогов денежные средства без согласия и
вне контроля своих граждан (в лице их представителей в органах законодательной власти).

Наконец, налоги выступают  в роли своеобразного индивидуального  договора государства с лицом, желающим получить гражданство
этого государства. В настоящее время все государства, как правило,
стремятся затруднить получение гражданства такими лицами, которые, по тем или иным причинам, не могут рассматриваться как реальные плательщики налогов в государственную казну. При этом обязательное участие в уплате налогов рассматривается как условие получения постоянного местожительства или гражданства.

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды налогов.

Любая классификация условна. Это тем более касается классификации  налогов, в которых переплетены  политические, юридические и экономические  аспекты. Соответственно, критерии классификации, верные с экономической точки  зрения, не всегда правильны с позиции  политики или права.

Тем не менее классификация налогов способствует их систематизации, которая необходима и в законодательных целях. «Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер».

Во-первых, разумное построение налоговой системы требует упорядочения налогов исключения дублирующих  платежей. В результате налоговое  бремя распределяется оптимально.

Во-вторых, при налогообложении  разнообразных объектов применяются  разные приемы юридической техники. Чтобы уяснить суть различий, необходимо разграничить основания налогообложения. «Природа налога должна обеспечивать оптимальную модель, отклонения от которой могут разрешаться только после проведения подробных обсуждений с тем, чтобы налоговое законодательство не представляло собой мешанину зачастую краткосрочных политических интересов».

В-третьих, необходима группировка  налогов, имеющих одинаковую природу, например, в целях избежания двойного налогообложения, при котором один и тот же субъект обречен уплачивать одни и те же или сопоставимые налоги многократно.

Группировка налогов необходима и для гармонизации налоговых  систем разных стран. Более 30 лет назад  проблема гармонизации косвенных налогов  встала перед странами Европейского Союза. Было решено заменить многочисленные налоги с оборота единым налогом  на добавленную стоимость. Это решение  породило судебную практику об отнесении  ряда налогов, подлежащих отмене, к  налогам с оборота.

В-четвертых, систематизация налогов способствует правильному  толкованию налогового законодательства. При толковании законодательства судом  по аналогии необходимо решить, какой  аналогией правильнее воспользоваться. Классификация налогов ограничивает поиски аналогичных норм и принципов, позволяет избежать опасностей применения аналогии в налоговом праве

В финансовой науке традиционно  много внимания всегда уделялось
составу и структуре налогов. Эти вопросы исследовались с точки зрения влияния конкретных видов налогов на экономическое поведение
субъектов, на макроэкономические параметры экономики страны в
целом и экономики отдельной фирмы, а также сточки зрения удобства
их сбора и учета. Вместе с тем современные тенденции в развитии экономической мысли смещают акценты на более детальное исследование поведения хозяйствующих субъектов. Однако институциональные
аспекты самой структуры налоговой системы все еще исследованы недостаточно. В настоящее время налоговая система в развитых странах включает
следующие основные виды налогов: подоходный налог с физических
лиц; налог на прибыль с юридических лиц; акцизы; налог с оборота,
налоги с продаж; налог на добавленную стоимость (НДС); таможенные пошлины; налоги на имущество (на капитал); налоги на передачу
имущества (надары и наследства); взносы в фонды социального страхования.

В законодательстве и в  экономической литературе принято  выделять
виды налогов по их базовым элементам, которые могут включать объект налога, субъект, налоговый период, единицу обложения, ставку налога, налоговые льготы и т.д. Для аналитических целей налоги могут группироваться по объекту (налоги на имущество, налоги на доходы,
налоги на сделки); по субъекту обложения (налоги с физических лиц и
налоги с юридических лиц); по ставкам обложения (пропорциональные налоги, прогрессивные налоги) и т.д. Единой, или общепризнанной экономической классификации налогов, т.е. порядка и правил распределения, в аналитических или статистических целях, всех входящих в налоговую систему налогов и иных
аналогичного рода сборов на однородные группы (классы, разряды),
осуществляемых с выделением тех или иных, принимаемых за основу
признаков (элементов) налога, пока не существует. Учеными, практиками и государственными деятелями в прошлом применялись различные группировки налогов, в зависимости от целей налоговой политики и задач, которые они перед собой ставили. Иногда налоги подразделялись на внутренние и внешние (на местную и на внешнюю
торговлю), на налоги на имущество и на потребление; налоги на производство и на обращение и т.д. Долгое время налоги вообще относили
к категории чрезвычайных доходов государства (на случаи войн, ликвидации последствий природных катастроф и т.д.). Во времена Древнего Рима считалось позорным для свободных граждан платить налоги. В середине XVI в. французский экономист Ж. Боден из налогов
признавал только таможенные пошлины (правда, при этом он допускал взимание дани с покоренных народов). Физиократы основными
считали налоги на земельную собственность, все остальные налоги
они относили к разряду дополнительных, малозначимых с точки зрения экономической политики.

В современной науке обычно выделяют поимущественные налоги,
налоги на доходы и налоги на сделки. Считается, что для первых двух видов налогов плательщики и носители налога совпадают, а для последнего вида характерно переложение налогов — когда лицо, реально вносящее налог в казну, имеет экономическую возможность переложить
тяжесть этого налога на своих контрагентов (к примеру, через включение сумм налога в цены продаваемых товаров или услуг). На самом деле в конкретных экономических условиях могут складываться разные ситуации: и когда подоходный налог может перекладываться на потребителей (например, на частнопрактикующих врачей), и когда налоги на сделки вынуждены принимать на свой счет их
плательщики. Принципиально неразрешимым с этой точки зрения
оказывается вопрос о налогах на заработную плату наемных работников. С одной стороны, это налог на доход, с другой стороны, вместе с
заработной платой он представляет собой статью затрат и включается
в цены на производимые товары и услуги.

Аналогичная проблема возникает и в отношении НДС. В одной
ситуации, когда предприятие-налогоплательщик работает без прибыли (например, при освоении новой продукции), НДС фактически становится дополнительным налогом на фонд заработной платы. В другой ситуации, когда предприятие работает без привлечения наемного
труда (индивидуальный собственник, привлечение работников по договорам подряда), НДС превращается в налог на чистый доход (прибыль). И, наконец, в ситуации, когда предприятие монопольно «держит» рынок и имеет возможность все свои налоговые платежи переносить на потребителя, НДС действует как налог на потребление. Таким образом, идеальных критериев для классификации налогов
по экономическому признаку пока не разработано. В современной научной литературе наиболее распространена
классификация налогов, основанная на делении налогов на прямые
(налоги на имущество и на доходы) и косвенные (налоги на сделки).
Для целей экономического анализа часто применяется также классификация налогов как налогов на базовые факторы производства: налоги на труд и налоги на капитал.

По юридическому статусу  налогоплательщиков (например, в
практике Франции) выделяют налоги на индивидуальных собственников
и предпринимателей (их группы), налоги на компании (предприятия, основанные на принципе ограниченной ответственности) и налоги на
финансовых посредников (банки, страховые и инвестиционные компании и т.д.).

В практике бухгалтерского учета обычно выделяют налоги, уплачиваемые по счетам издержек, и налоги, относимые  на счет прибылей и
убытков. Для целей налогового планирования выделяют налоги, связанные с
результатами деятельности самого предприятия (предпринимателя,
инвестора) — налоги на имущество и на прибыли предприятия; налоги,
связанные с отношениями с его торговыми партнерами — налоги на продажи, налоги с оборота, акцизы, таможенные пошлины, НДС и т.д.;
налоги, связанные с выплатой доходов другим лицам — налоги на процентные платежи, на дивиденды, на заработную плату и др.

В США, например, по федеральным  налогам применяется следующая классификация налогов: подоходные налоги (с подразделением
на налоги с корпораций и с граждан), налоги на фонд заработной платы, налоги на имущество и капиталы, акцизные налоги и сборы. С введением общеевропейской системы национальных счетов
(в рамках ЕЭС) за основу принята следующая классификация налогов:
налоги на капитал (на имущество), налоги на доходы и налоги на обращение — применяемые в отношении торгового (коммерческого) оборота (иначе называемые — налоги на сделки, на расходы, на потребление и т.д.). Для международных сравнений и в статистических изданиях международных организаций применяется классификация (группировка)
налогов по следующим группам: а) налоги на доходы, на прибыль и на
прирост капитала; б) взносы в фонды социального страхования; в) налоги на внутреннее потребление товаров и услуг; г) налоги на международную торговлю; д) прочие налоги (на имущество, на капитал
и т.д.). Таким образом, существуют различные варианты распределения
видов современных налогов в порядке их системной классификации.

Информация о работе Виды налогов