Установление налога. Элементы налога. Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговые льготы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:02, доклад

Описание работы

Установление налога. Элементы налога. Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговые льготы
Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ, законодательное закрепление элементного состава налога является необходимым условием для установления налога. Именно на базе элементного состава налогового платежа формируется правовое регулирование уплаты конкретных налогов. Обязательные элементы налога должны быть определены таким образом, чтобы налогоплательщик точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить.

Файлы: 1 файл

элементы налога.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Установление  налога. Элементы налога. Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговые льготы

Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ, законодательное  закрепление элементного состава  налога является необходимым условием для установления налога. Именно на базе элементного состава налогового платежа формируется правовое регулирование уплаты конкретных налогов. Обязательные элементы налога должны быть определены таким образом, чтобы налогоплательщик точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) субъект налогообложения

2) объект налогообложения;

3) налоговая база и  налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления  налога;

6) порядок и сроки уплаты  налога.

В необходимых случаях  при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. Таким образом, помимо шести элементов, указанных в п. 1 ст. 17 НК РФ, существует еще один элемент — налоговая льгота, — который иногда именуют факультативным элементом, подчеркивая тем самым, что отсутствие данного элемента в законодательстве не означает, что налог не установлен.

Субъект налогообложения — физическое или юридическое лицо, которое формально обязано уплатить налог или сбор. В ст. 19 НК РФ подчеркивается, что субъект права станет налогоплательщиком только после того, как на него будет возложена вполне определенная обязанность, а до этого момента лицо нельзя именовать налогоплательщиком, а только лишь субъектом налогового права. Обязанность уплатить налог рассматривается законодателем как элемент уже возникшего правоотношения между публичным и частным субъектом по поводу уплаты налога. Необходимо учитывать, что понятие «субъект налогового правоотношения» шире понятия «субъект налогообложения».

Понятие организации дано в п. 2 ст. 11 НК РФ. Организации —  это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций  не являются юридическими лицами и, согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ, не участвуют самостоятельно в имущественных отношениях. Указанные подразделения российских организаций сами налогоплательщиками не являются, они не имеют обязанностей по уплате налогов и сборов, а только могут выполнять их по месту своего нахождения за юридических лиц, подразделениями которых являются.

В ст. 11 НК РФ также дано и  понятие «физические лица», под  которыми понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства. Таким образом, статус физического лица в налоговых отношениях не зависит ни от гражданства лица, ни от рода деятельности, которую ведет это лицо.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Таким образом, законодатель не дает легального определения объекта налогообложения, а лишь перечисляет возможные виды объектов налогообложения и указывает на обязательные для них свойства. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Определение налоговой базы дано в ст. 53 НК РФ, согласно которой налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, налоговая база представляет собой количественную характеристику объекта, позволяет применить налоговую ставку при исчислении налога. Налоговая база должна определяться Налоговым кодексом РФ независимо от вида налога. Общие вопросы исчисления налоговой базы установлены в ст. 54 НК РФ.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (например, на доход физического лица). Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Абз. 2 п. 1 ст. 53 НК РФ устанавливает исключение из этого правила, в соответствии с которым ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ, но в порядке и пределах, установленных в НК РФ (например, пониженные ставки НДС по ряду товаров).

Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах, определяемых федеральным законодательством.

Выделяют следующие  виды ставок:

1) твердые ставки (специфические ставки) — устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе;

2) пропорциональные  ставки (адвалорные ставки) — устанавливаются  в едином проценте от налоговой  базы;

3) комбинированные  ставки (смешанные ставки) — объединяют  два вышеназванных способа определения  ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую — абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную — процент от налоговой базы.

Согласно п. 3 ст. 11 НК РФ, понятие «налоговый период» используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса. В соответствии с установленным п. 1 ст. 55 НК РФ правилом, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Каждый налог  имеет самостоятельный налоговый  период, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ. Как правило, налоговым  периодом признается год, однако иногда и квартал, и месяц. Также, при  установлении некоторых налогов  законодатель устанавливает для разных налогоплательщиков различные налоговые периоды. Налоговый период относится к тем элементам налогообложения, которые определяются только на федеральном уровне, независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.

Необходимо различать понятия «налоговый период» и «отчетный период», под которым понимается временной промежуток, за который налогоплательщик обязан отчитаться перед налоговыми органами. Отчетный период не отнесен ст. 17 НК РФ к числу элементов налогообложения, и поэтому отсутствие законодательного закрепления отчетного периода не позволяет считать, что налог не установлен.

Общий порядок исчисления налога регламентирован ст. 52 НК РФ, закрепляет обязанность лица исчислить налог. Указанная статья устанавливает три способа исчисления налога:

1) самостоятельно  налогоплательщиком;

2) налоговым  агентом;

3) налоговым  органом.

Выбор того или  иного способа принадлежит законодателю и зависит от вида налога и статуса  налогоплательщика.

Порядок уплаты налога представляет собой установленную актами законодательства о налогах и сборах определенную последовательность действий, которые налогоплательщик должен совершить, чтобы исполнить налоговую обязанность (ст. ст. 57, 58 Налогового кодекса РФ). Порядок уплаты налога определяет механизм перечисления денежных средств в виде налогового платежа. При этом законодатель определяет следующие особенности определения порядка уплаты:

уплата налога производится единовременно или по частям;

уплата налога производится самим налогоплательщиком или налоговым агентом.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно  к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается  Налоговым кодексом РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов  устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

В необходимых случаях  при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Под налоговыми льготами Налоговый кодекс РФ понимает предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Использование льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о налоге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог.


Информация о работе Установление налога. Элементы налога. Порядок исчисления и уплаты налога. Налоговые льготы