Теоретические основы организации налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина. Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями (ст. 2). Данный принцип проявляется через «призму» права на судебную защиту, так как «право на правосудие есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации свобод и всего того, что связано с этой реализацией (а именно: защиты личности, имущественных прав, законных интересов и др.)».

Данный принцип универсален, является основным для всех отраслей российской права, поэтому, применительно  к налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав и свобод человека в деятельности налоговых  органов, организаций. Также в рамках принципа соблюдения прав человека и гражданин можно говорить о таком принципе налогового контроля, как принцип защиты прав налогоплательщика, который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

4. Принцип гласности означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения информации. В сфере налогового контроля принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ) и при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).

5. Принцип соблюдения налоговой тайны - данный принцип соответствует требованиям соблюдения специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных законом.

5. Принцип ответственности. Заключается в том, что «к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры налоговой, административной и иной ответственности, наступающей за нарушение правил поведения в сфере налоговых отношений». Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений. Виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены в гл. 16 НК РФ.

6. Принцип презумпции невиновности налогоплательщика. Во-первых, каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Во-вторых, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается на налоговые органы. В-третьих, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу.

7. Принцип независимости. В настоящее время налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц. Органы налогового контроля исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами.

8. Принцип планомерности. Под принципом планомерности подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления. Данный принцип призван обеспечивать более эффективное выполнение разработки на основе постепенного наращивания функциональных возможностей контроля, что позволит своевременно корректировать разработку и на каждом последующем этапе оценивать целесообразность использования решений, принятых на изначальном этапе.

9. Принцип объективности и достоверности. Данный принцип обеспечивает обоснованность и достоверность аналитических оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени субъективности при принятии решений налоговым инспектором.

Итак, к основным принципам  осуществления налогового контроля относятся: принцип законности, юридического равенства, соблюдения прав человека и  гражданина, независимости, презумпции невиновности налогоплательщика, ответственности, соблюдения налоговой тайны, гласности, защиты прав налогоплательщика, планомерности, объективности и достоверности и др.

Кроме общеправовых принципов  налоговому контролю присущи принципы, традиционно выделяемые авторами при рассмотрении контрольной деятельности как особого вида управленческой деятельности. Их также целесообразно перечислить и вкратце охарактеризовать.

 Принцип  документального оформления результатов  контроля.

Здесь имеется в виду, что в ходе осуществления мероприятий  налогового контроля все обнаруженные факты, действия и события должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с обязательным наличием соответствующих реквизитов.

 Принцип  взаимодействия и обмена информацией  с другими государственными органами.

Как правило, для реализации результатов контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности.

Следует отметить, что вышеперечисленные общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности не исчерпывают систему принципов налогового контроля, но они являются основополагающими при его организации.

Говоря о налоговом  контроле, необходимо выделить основные его направления:

--учет организаций  и физических лиц;

--налоговый контроль  за своевременностью уплаты налогов  и сборов;

--налоговый контроль  за правильностью исчисления  и полнотой уплаты сумм налогов  и сборов, за надлежащим учетом  доходов, расходов и объектов  налогообложения;

--налоговый контроль  за законностью использования  налоговых льгот;

--налоговый контроль  за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами;

--налоговый контроль  за соответствием крупных расходов  физических лиц их доходам;

--налоговый контроль  за своевременностью перечисления  налоговых платежей;

--налоговый контроль  за правомерностью возмещения  сумм косвенных налогов из  бюджета.

Таким образом, налоговый контроль занимает весьма значительное место  в системе государственного финансового контроля, поскольку посредством осуществления контрольных функций государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение налогового законодательства, но и непосредственное привлечение финансовых ресурсов в государственный бюджет. Здесь очевидна большая роль налогового контроля в обеспечении исполнения бюджета государства по доходам, поскольку 80-90% бюджетных доходов страны базируется на налоговых поступлениях. Без эффективной работы налоговых органов в области контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.

Однако следует  отметить, что налоговый контроль может быть не только государственным. Так, выделяют такое понятие, как  налоговый аудит. Как и любой  аудит, это вид независимого финансового контроля, который осуществляется на платной договорной основе аудиторами, имеющими соответствующую лицензию.

Налоговый аудит—это разновидность так называемой аудиторской проверки на соответствие требованиям. Цель—независимое подтверждение информации о результатах деятельности плательщиков и соблюдении ими налогового законодательства. Другими словами, аудит в сфере налогообложения — независимая экспертиза правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Заказчику налоговый  аудит гарантирует конфиденциальность и сохранение коммерческой тайны. Однако это не гарантия от другой налоговой  проверки, проводимой налоговыми органами, в частности, теми, которые имеют  право перепроверки работы аудитора. В то же время от обязательной аудиторской проверки в соответствии с действующим законодательством могут быть освобождены юридические лица, которых в отчетном периоде проверяли налоговые органы по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Таким образом, налоговый  контроль играет важную роль не только в системе государственного финансового  контроля, но и в рамках независимого аудита, то есть в целом во всей системе  финансового контроля он занимает значительное место.

В настоящее время  в ст. 82 Налогового кодекса устанавливаются  следующие формы проведения налогового контроля:

- налоговые проверки;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).

Выше уже было отмечено, что содержание контрольной деятельности и конкретная форма контроля во многом определяются приемами, применяемыми уполномоченными контролирующими органами, т.е. форма существует в неразрывном единстве с методами контрольной деятельности.

Сама реализация контрольной  деятельности происходит лишь путем применения уполномоченными органами соответствующих методов контроля.6

Метод обычно понимается как способ (или совокупность способов) практического осуществления или  познания изучаемых явлений. Кроме  того, категория метода может рассматриваться как совокупность свойственных человеку эмпирических приемов познания окружающей действительности.

Как и при определении  форм контроля, в отношении методов  и методологии контроля также  существует довольно большое многообразие точек зрения.

Метод налогового контроля можно определить как совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, т.е. при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояния объектов и предметов налогового контроля.

Существуют различные  методы налогового контроля, как-то:

1) общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие;

2) специальные методы  исследования, такие как проверка  документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и  предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;

3) методы воздействия  на поведение проверяемых лиц  в ходе осуществления налогового  контроля, такие как убеждение,  поощрение, принуждение и др.

Необходимо отметить, что формы и методы налогового контроля существуют в неразрывном, органичном единстве. Поэтому при  осуществлении контрольной деятельности в правовой форме налоговой проверки уполномоченные органы применяют проверку документов как прием или способ изучения реального состояния расчетов по налогам с бюджетом.

При этом проверка документов будет являться лишь одним из целого комплекса методов налогового контроля, применяемых налоговыми органами при  проведении своей контрольной деятельности в форме налоговых проверок.

Таким образом, в рамках одной правовой формы организации  контрольной деятельности могут  применяться различные методы контроля, в некоторых случаях совпадающие  по наименованию с самой установленной  налоговым законодательством формой контроля.7

Закрепление форм и методов  осуществления контрольной деятельности на должном законодательном уровне имеет важное значение для защиты и сохранения баланса интересов  обязанных и уполномоченных лиц  при осуществлении налогового контроля.

Тем не менее, эффективность  отдельных мероприятий налогового контроля во многом будет зависеть от последовательности и сочетания  применяемых при их проведении методов  налогового контроля.

Поэтому налоговые органы разрабатывают различного рода методические рекомендации, содержащие указания по наиболее эффективному осуществлению тех или иных видов контрольных мероприятий.8

Информация о работе Теоретические основы организации налогового контроля