Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:37, курсовая работа
Целью работы является исследование защиты прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов.
Задачи работы:
1. Изучить права налогоплательщиков.
2. Рассмотреть вопросы, связанные с принудительным взысканием налогов.
3. Проанализировать способы защиты прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВ……………………………6
1.1 Понятие принудительного взыскания налогов и срок взыскания налога.6
1.2 Порядок принудительного взыскания налогов…………………………..11
2. ЗАЩИТА ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ…………………………….17
2.1 Основные понятия при защите прав налогоплательщиков……………..17
2.2 Защита прав налогоплательщиков в арбитражном суде………………...20
2.3 Проблемы при защите прав налогоплательщиков………………………25
2.4 Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ……...31
2.5 Возможность апелляций по результатам проверок……………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....37
В связи с вступлением с 1 января 2006г. Федерального закона от 4 ноября 2005г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее по тексту - Закон N 137-ФЗ) возникло новое толкование норм НК о порядке взыскания недоимки и пеней.
Указанный Закон не изменяет
порядка принудительного
Таким образом, до недавнего
времени арбитражные суды первой
и апелляционной инстанций
При пересмотре актов первой
и апелляционной инстанций в
порядке кассационного
В силу п. 2 ст. 48 НК, который применяется также и в случае взыскания недоимки с организаций и индивидуальных предпринимателей, 6-месячный срок на взыскание недоимки в судебном порядке подлежит исчислению после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 2 ст. 48 НК, в отношении заявлений к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
1.2 Порядок принудительного взыскания налогов
Законодательство РФ предоставляет налоговой службе право взыскивать долги по налогам в бесспорном, т. е. внесудебном, порядке.
По общему правилу, налоговые органы вправе взыскивать налоговые долги, в том числе штрафы, без обращения в суд независимо от размера санкций в порядке, установленном налоговым законодательством. Судебная процедура взыскания налогов применяется в специально установленных законом случаях:
- взыскание обращено на имущество гражданина, который не является индивидуальным предпринимателем;
- налоговый орган пропустил срок для принятия решения о бесспорном взыскании налога;
- взыскание происходит с бюджетной организации, которой открыт лицевой счет;
- налоговый орган изменил юридическую квалификацию сделки или поменялся статус и характер деятельности налогоплательщика;
- инспекторы взыскивают недоимки, числящиеся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми обществами, с соответствующих основных предприятий в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые зависимыми обществами товары, и наоборот;
- возложение солидарной ответственности по уплате налогов, сборов на правопреемников предприятия при его реорганизации (разделении, выделении) в порядке, указанном в п. 7, 8 ст. 50 НК РФ;
- возложение субсидиарной ответственности по уплате налогов, пеней, сборов, штрафов на учредителей (участников) организации в случаях, указанных в п. 2 ст. 49 НК РФ, при условии, что субсидиарными должниками являются физические лица.
- Процедура принудительного взыскания задолженности начинается с того, что налоговая инспекция направляет «провинившейся» организации требование об уплате определенной суммы налога (пени), сбора или штрафа.
Согласно позиции ВАС РФ выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера.
Выставление налогового требования — обязательная стадия, которая должна предшествовать принятию руководителем налоговой инспекции решения о бесспорном взыскании налоговой недоимки (штрафа). Если проверяющие нарушили эту норму законодательства, т. е. не направили организации соответствующее требование, они утрачивают право бесспорно списать с ее счетов сумму налоговой задолженности.
Таким образом, если законом установлена судебная процедура взыскания налога, то в случае ненаправления требования налогоплательщику исковое заявление налогового органа будет оставлено без рассмотрения.
Требование об уплате налога может быть признано недействительным в судебном порядке. Недействительность выставленного требования влечет и недействительность решения налогового органа о бесспорном взыскании налога.
Статья 70 НК РФ устанавливает сроки, в которые инспекторам необходимо уложиться с направлением требования. Так, требование об уплате налога или штрафа проверяющие обязаны направить организации или коммерсанту не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Если же контролеры обнаружили недоимку и вынесли решение о привлечении фирмы к ответственности по результатам налоговой проверки, требование рассчитаться с бюджетом должно быть направлено ими в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
В результате анализа арбитражной практики можно прийти к выводу, что сам по себе факт направления требования за пределами установленных ст. 70 НК РФ сроков не влечет автоматически его недействительность.
Пропуск инспекторами установленного законодательством срока для направления налогоплательщику требования не является необходимым и достаточным условием признания недействительным требования об уплате налога, но надо учитывать, что пропуск этого срока не влияет на исчисление отведенного законом срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Возможна ситуация, когда
сумма налоговой задолженности
фирмы или коммерсанта
Если организация или предприниматель отказались исполнить выставленное требование о расчете с бюджетом по налоговым долгам, инспекторы получают возможность запустить процедуру принудительного взыскания задолженности.
Налоговый орган вправе не позднее двух месяцев после истечения срока для исполнения требования принять решение о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Этот способ является основным
«оружием» в арсенале инспекторов
для обеспечения
Данное решение может быть обжаловано налогоплательщиком в судебном порядке. Суд вправе приостановить действие обжалуемого акта налогового органа по ходатайству организации до разрешения спора.
В процессе бесспорного взыскания налога за счет денежных средств компании налоговая инспекция вправе в порядке, установленном ст. 76 НК РФ, приостановить операции по счетам налогоплательщика. Данная мера является средством для обеспечения возможности принудительного взыскания налоговой задолженности. При этом контролеры не вправе производить взыскание налога за счет средств на срочном депозитном счете налогоплательщика (налогового агента), если срок действия депозитного договора не истек (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ).
Решение о взыскании, принятое после истечения срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, считается недействительным и не должно быть исполнено. Срок для принятия решения о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств является пресекательным и не подлежит восстановлению.
Поэтому выставленное на счет налогоплательщика инкассовое поручение не подлежит исполнению, если налоговым органом нарушен 60-дневный срок, предусмотренный для бесспорного взыскания задолженности 7.
В последней ситуации контролеры
смогут взыскать налог лишь в ходе
судебной процедуры. Они вправе обратиться
в арбитражный суд с
Основанием для перехода
ко второму способу
Налоговый орган вправе взыскать налог за счет другого имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя — в соответствии с нормами ст. 47 НК РФ.
При этом действует специальный
срок, установленный ст. 47 НК РФ. Так,
налоговый орган вправе принять
соответствующее решение в
В течение трех дней с
момента вынесения такого решения
налоговая инспекция принимает
постановление о взыскании
В рассматриваемом случае
обязанность компании по уплате налога
считается исполненной с
Налоговый орган вправе наложить
арест на имущество организации
в качестве средства обеспечения
решения о взыскании налога (пени),
сбора или штрафа. Такой арест
может быть применен лишь к имуществу
компании и только для обеспечения
взыскания задолженности в
Согласно п. 1 ст. 77 НК РФ арест имущества возможен, если налоговая инспекция имеет достаточные основания полагать, что должник попытается скрыться сам или утаит свое имущество.
Важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) налоговый орган приобретает право обратиться в суд с заявлением о банкротстве налогоплательщика в случае неисполнения им в течение 30 дней решения о взыскания задолженности перед бюджетом за счет имущества, принятого в порядке ст. 47 НК РФ.
Закон устанавливает четкую
последовательность действий налоговой
инспекции в процессе принудительного
взыскания налога. Взыскание за счет
имущества организации —
Если налоговая инспекция пропустила двухмесячный срок, отведенный законодательством для принятия решения о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств организации, она также утрачивает возможность вынести решение о взыскании налога за счет другого имущества налогоплательщика.
Таким образом, второй важный
этап процедуры бесспорного
В этих целях налоговая инспекция направляет в банк поручение на перечисление налога в бюджет со счета организации, которое должно быть исполнено банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ).
При этом закон не устанавливает последствия пропуска срока направления указанного поручения.
Информация о работе Судебный способ защиты прав налогоплательщиков