Стадии налоговой ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:59, лекция

Описание работы

Налоговая ответственность является длящимся охранительным правоотношением, которое в своем развитии проходит определенные стадии. Выделение этих стадий позволит рассматривать её содержание в качестве динамической системы, выявить процессуальный порядок её реализации и обеспечить восстановление нарушенных прав государства в налоговой сфере.

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 34.02 Кб (Скачать файл)

1. Стадии налоговой ответственности


Налоговое право - Лекции по налоговому праву

Стадии налоговой  ответственности

Налоговая ответственность  является длящимся охранительным правоотношением, которое в своем развитии проходит определенные стадии. Выделение этих стадий позволит рассматривать её содержание в качестве динамической системы, выявить  процессуальный порядок её реализации и обеспечить восстановление нарушенных прав государства в налоговой сфере.

Стадии налоговой ответственности  – это периоды, отражающие соотношение  определенного объёма прав и обязанностей субъекта налогового правонарушения с  этапами познания данного правонарушения уполномоченными государственными органами. Основным для выделения стадий налоговой ответственности служат юридические факты, наличие которых предусматривается в гипотезах норм НК и влечет соответствующие правовые последствия. Налоговая ответственность как охранительное правонарушение имеет три стадии возникновения налоговой ответственности, конкретизация налоговой ответственности посредством доказывания наличия элементов состава правонарушения, реализация налоговой ответственности.

1.Стадия возникновения  налоговой ответственности начинается  с момента совершения нарушения  законодательства о налогах и сборах и длится до его обнаружения органами налогового контроля, иными компетентными органами государства или добровольного пресечения со стороны  виновного лица.

НК разграничивает момент совершения налогового правонарушения и момент его обнаружения. Согласно ст.113 НК срок давности со дня совершения налогового правонарушения составляет 3 года.

Момент совершения налогового правонарушения и момент его обнаружения  не совпадают по времени до тех  пор, пока не последуют активные действия со стороны государства или самого правонарушителя, направленные на выявление  или пресечение нарушения налогового законодательства. Таким образом, правоотношение налоговой ответственности возникает  в момент совершения налогового правонарушения. Нарушение законодательства о налогах и сборах является юридическим фактом, на основании которого правонарушитель приобретает дополнительную обязанность принять меры государственно-правового принуждения, а государство приобретает право применять эти меры.

2.Стадия конкретизации  налоговой ответственности посредством  доказывания наличия элементов  состава правонарушения начинается  с обнаружения налогового правонарушения  и заканчивается вступлением  в законную силу акта применения, признающего факт нарушения законодательства  и налогах и сборах, совершенного  конкретным лицом.

Данная стадия начинается развиваться в результате активных действий государства в лице компетентных органов или самого правонарушителя.

Обнаружение налогового правонарушения означает фиксацию его явных признаков, которая осуществляется компетентными  государственными органами и выражается в различных формах. Как правило, выявление  налогового правонарушения происходит вследствие проведения налоговыми органами контрольных мероприятий. Возможны случаи пресечения правонарушения и самим виновным лицом (например. Постановка на учет в налоговом органе по истечении  установленного срока. Кроме названных, формами обнаружения налоговых правонарушений является заявления и сообщение граждан, юридических лиц или общественных или общественных объединений. А также сообщения в печати.

Значение этой стадии заключается  в использовании всех законодательно-допустимых способов доказывания основных и  дополнительных элементов состава  налогового правонарушения.

Содержание стадии  конкретизации налоговой ответственности составляет квалификация совершенного налогового правонарушения.

Заканчивается стадия конкретизации  налоговой ответственности вынесением налоговым органом или судом  решения, на основании которого признается факт совершения конкретным субъектом  нарушения законодательства о налогах  и сборах. Правоприменительный акт  определяет меру ответственности за  совершение налогового правонарушения.

3.Стадия реализации налоговой  ответственности характеризуется  приобретением  правонарушителем специального правового статуса. Налоговая ответственность начинает реализовываться с момента выступления в законную силу правонарушительного акта, констатирующего факт совершения определенным лицом налогового правонарушения. Эта стадия заканчивается добровольным исполнением решения налогового  органа либо принудительным исполнением решения суда о взыскании санкции с нарушителя.

Необходимо учитывать, что  НК разграничивает момент окончания  исполнительного производства о  взыскании налоговой санкции  и момент окончания охранительного налогового правонарушения. Согласно ст.1123 и ст114 НК взыскание налоговой  санкции означает факт привлечения  к налоговой ответственности  и имеет для правонарушителя  следующие правовые последствия:

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев  с момента вступления в силу решения  суда или в случае добровольного  исполнения – с момента вступления в силу решения налогового органа;

- при совершении налогоплательщиком(иным обязанным лицом) нового налогового  правонарушения в течение указанных 12 месяцев размер штрафа увеличивается на 100%.

Обеспечение механизма налоговой  ответственности  стадий судебного рассмотрения дела и принудительного исполнения решений о взыскании налоговых санкций закреплено ст.105 НК. Определяющей подсудность рассмотения исков налоговых органов и порядок исполнения вступивших в законную силу судебных решений.

В зависимости от возможности  устранения (исключения) факта налогового деяния обстоятельства, исключающие  привлечение лица к ответственности  за совершение налогового правонарушения, классифицируются на две группы:

1.Исключающие наличие  налогового правонарушения.

В эту группу входят такие  обстоятельства, как

а) отсутствие события налогового правонарушения;

б) отсутствие вины лица в  совершении налогового правонарушения;

в) совершение деяния, содержащее признаки налогового правонарушения, физическими лицами, не достигшие  моменту совершения деяния 16-летнего  возраста (п.2 ст.107 НК).

2.Не исключающие наличия  налогового правонарушения:

- это истечение сроков  давности привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения (ст.113 НК)…

«отсутствие события налогового правонарушения» включает в себя два момента:

- отсутствие в материальном  мире самого  факта совершения деяния, которое может содержать минимально необходимые признаки состава налогового нарушения, т.е. налоговое правонарушение не было совершено вообще;

- невозможность квалификации  совершенного деликта в качестве  налогового правонарушения в  виду отсутствия состава правонарушения.

Налоговый кодекс к обстоятельствам, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, относит:

а) совершение деяния., содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и не преодолимых обстоятельств.

б)совершение деяния, содержащего признаки налогооблагаемого правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом находившихся в момент его совершения в соответствии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководство вследствие болезненного состояния. НК признает в качестве обстоятельства, исключающего вину лица в совершение налогового правонарушения, невменяемость субъекта конкретного правонарушения (см.ст.111 НК).

Обстоятельства, освобождающие  от налоговой ответственности, прямо  в НК не указана, но исходя из смысла ст.81 НК можно сделать вывод, что налогоплательщик освобождается от ответственности в случае самостоятельного обнаружения в поданной декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок. Приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. А также внесение дополнений в декларацию до того, как ему стало известно об обнаружении правонарушения налоговым органом.

3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения


Налоговое право - Лекции по налоговому праву

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения

В соответствии со ст.142 НК, к  таким обстоятельствам относятся:

- совершение правонарушения  вследствие стечения тяжелых  личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения  под влиянием угрозы или принуждения  либо в случае материальной, служебной  или иной зависимости;

- однако п.3. ст.112 – иные  обстоятельства, признанные судом.

Механизм реализации обстоятельств, смягчающих ответственность определен  ст.114 НК.

Согласно п.2 ст.112 НК обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогооблагаемого правонарушения лицам, ранее привлекаемым к ответственности  за аналогичное правонарушение… Все названные обстоятельства имеют значение при определении меры воздействия на правонарушения.

- является одним из  видов социального обеспечения  социально незащищенных граждан  и назначается при наступлении  такого страхового случая. Как  потеря (отсутствие) работы, а следовательно,  утрата(отсутствие) средств к существованию.

Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается  в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 2 месяца по последнему листу работы, если они в течение 12 месяцев предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу не мене 12 календарных недель с полным рабочим днем. Во всех иных случаях. В том числе гражданам, имеющим работу впервые, устанавливается  в размере минимальной оплаты труда. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 105% на каждого иждивенца, но максимальный размер его не может превышать  размер среднего заработка по последнему месту работы. В соответствии  с решением суда или приговором с пособия проводятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба и т.д.).

Пособие выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке  безработными. Период выплаты пособие  не может превышать 12 месяцев в  суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением  некоторых случаев, установленных  законом.

Выплата пособия по безработице  прекращается, может быть отложена, приостановлена или его размер может  быть сокращен только органами службы занятости. Решение о прекращении, отложения, приостановке выплаты пособия  по безработице или снижение его  размера принимается службой  занятости с обязательным уведомлением безработного.


4. Санкции в налоговом праве

Ответственность за налоговые правонарушения находит  свое выражение в соответствующей  части нормы права, называемой санкцией. Санкции, применяемые в налоговом  праве, и налоговая ответственность тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Взаимообусловленность санкции и ответственности проявляется в применении налоговой санкции, поскольку одной из стадий привлечения лица к налоговой ответственности является взыскание санкции.

Признаками, отличающими налоговую ответственность  от налоговой санкции, являются юридические  факты. Налоговая ответственность  обусловлена моментом совершения правонарушения, следовательно, юридическим фактом, порождающим охранительные налоговые правоотношения. В отличие от ответственности налоговые санкции установлены нормативным способом посредством включения их в структуру соответствующих норм НК РФ и, таким образом, существуют независимо от нарушения налогового законодательства.

Ответственности за нарушения налогового законодательства свойственны правовосстановительная и карательная функции, что обусловливает наличие в налоговом праве санкций, направ-

Глава 19. Правовая охрана налоговых отношений

ленных  на восстановление нарушенных фискальных прав государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний, а также наличие санкций, воздействующих на правонарушителя с целью общей и частной превенции. Так, санкции, установленные ст. 116—118, 124—129 НК РФ, носят карательный характер, остальные направлены на восполнение финансовых потерь государства.

Санкции в зависимости от способов, какими они служат охране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида:

правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, принудительное исполнение невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстановление нарушенных фискальных прав государства;

карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение налогового правонарушения, а также на исправление и перевоспитание нарушителей налогового законодательства.

Следовательно, санкции в налоговом праве  можно рассматривать в двух аспектах: широком и узком.

Санкции в широком смысле представляют элемент  налоговой нормы, предусматривающий  неблагоприятные последствия неисполнения либо несоблюдения налоговых обязанностей, сформулированных в диспозициях налоговых норм. К подобного вида санкциям относятся Штрафы, взыскание недоимок, пени.

Институт  налоговых санкций в узком  смысле закрепляется ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция выражена штрафом и является мерой ответственности  за совершение налогового правонарушения. Наличие легитимного определения налоговой санкции имеет важное значение, поскольку показывает логическое завершение развития института налоговой ответственности.

Размеры налоговых санкций предусматриваются  специальными статьями НК РФ, устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) относительно лица, признанного виновным в совершении налогового правонарушения.

Санкция в виде штрафа имеет различные  способы исчисления, в зависимости от которых они могут быть сгруппированы следующим образом: штрафы, исчисляемые в виде процентного

Финансовое  право России. Особенная часть

отношения суммы санкций к неуплаченной сумме налога (например, ст. 122, 123 НК РФ); штрафы, установленные в твердой денежной сумме (например, ст. 1351 НК РФ); штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к определенному объекту расчета (например, ст. 117 НК РФ).

Механизм  реализации налоговых санкций не допускает поглощения менее строгой санкции более строгой в случае совершения одним лицом двух и более налоговых правонарушений. Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности. Названное положение существенно отличает порядок наложения санкций в налоговом праве от принципов уголовной или административной ответственности. Менее строгие санкции, применяемые за уголовное преступление или административное правонарушение, могут поглощаться более строгой, что неприемлемо для налоговых правоотношений. Основной целью налоговой ответственности является компенсация государству финансовых потерь, причиненных со стороны субъекта нарушением законодательства о налогах и сборах, поэтому сложение налоговых санкций обеспечивает казне максимально полное восполнение ущерба.

Штрафы  за нарушения налогового законодательства взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности.

Штраф как мера налоговой ответственности  соответствует юридическим признакам  санкции, однако применение принудительного денежного взыскания в сфере публичной финансовой деятельности государства наделяет его следующими- особенностями:

налоговая санкция представляет элемент правоохранительной нормы, поэтому штраф существует независимо от факта совершения налогового правонарушения;

единственным  законным основанием для применения санкции является совершение лицом налогового правонарушения;

штраф за нарушение налогового законодательства взыскивается в судебном порядке;

штраф выражен в денежной форме, размер штрафа определяется на основании специальных статей НК РФ;

сущность  налоговой санкции заключается  в лишении субъекта правонарушения права собственности или иного вещного права на установленную НК РФ сумму наличных денежных средств либо имущественных прав на денежные средства в безналичной форме, находящихся на счете в кредитной организации;

взыскание штрафа не освобождает виновное лицо от исполнения налоговой обязанности, существовавшей до нарушения налогового законодательства.                                                  ,А ,

НК  РФ предусмотрены варианты индивидуализации применения штрафов, посредством правильной квалификации налогового правонарушения, а также установления обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Налоговой санкцией, обусловленной юридической  природой налоговой обязанности, является принудительное изъятие сумм налогов  и сборов. Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный  налоговым законодательством срок, и носит компенсационный характер.

В качестве мер государственно-властного воздействия  на нарушителей налогового законодательства НК РФ установлена пеня. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи в перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня  защищает налоговые правоотношения и применяется в случае нарушения  налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов или сборов в  срок и в полном объеме. Государственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии денежных средств правонарушителя на счетах в банке или изъятии иного имущества налогоплательщика. С налогоплательщиков-организаций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц — по решению суда.

Взыскание недоимки и пени носит ярко выраженный компенсационный характер. В качестве мер государственно-властного принуждения они имеют правовосстановительную природу и имущественную форму. Недоимка и пеня направлены на исполнение бесспорной обязанности налогоплательщика уплатить

Финансовое  право России Особенная часть

причитающиеся обязательные платежи в пользу казны. Восстановление нарушенных фискальных прав государства предполагает достижение полной эквивалентности, т е возвращение казне как потерпевшей стороне объема финансовых прав, утраченных в результате произошедшего факта налогового правонарушения. Каких-либо иных обязанностей, связанных с изменением правового статуса налогоплательщика, взыскание недоимки и пени не возлагают. Применение названных мер принуждения не влечет ограничения субъективного права налогоплательщика на денежную сумму, эквивалентную недоимке или пене, поскольку право на эту часть дохода принадлежит государству изначально в силу публичного характера налога, подтвержденного законом.

Информация о работе Стадии налоговой ответственности