Система налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 01:17, контрольная работа

Описание работы

1. Руководствуясь ст. 30 НК РФ, дайте правовую характеристику системы налоговых органов в Российской Федерации
2. Сформулируйте понятие налогового права. Руководствуясь ст. 2 НК РФ, раскройте содержание предмета налогового права
3. Специальный порядок исполнения налоговой обязанности
4. Сроки уплаты налогов и сборов. Порядок их изменения. Правовые основы исчисления налогов и сборов
5. Задача

Файлы: 1 файл

Налоговое право.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

ВАРИАНТ №3

 

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Руководствуясь ст. 30 НК РФ, дайте правовую характеристику системы налоговых органов в Российской Федерации.

    

Налоговые органы РФ – это постоянно действующий контрольно-проверочный государственный орган исполнительной власти, который создан и наделен определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения.

Налоговые органы РФ включают в себя единую систему государственных учреждений, которые являются однородными по своим задачам, между собой связанным вертикальной системой власти-подчинения, которые организационно объединены в единое целое, которые осуществляют деятельность контрольного характера относительно соблюдения законодательства о налогах и сборах и других налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являются и агентами валютного контроля1.

Единую централизованную систему налоговых органов составляют:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов,

- территориальные подразделения (органы) федерального органа исполнительной  власти, уполномоченного по контролю  и надзору в области налогов  и сборов.

Название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который возглавляет систему налоговых органов, за последние 15 лет неоднократно изменялось:

- с 1991 года по 1998 год это  была Государственная налоговая  служба Российской Федерации (ГНС  России);

- с 1999 года по 2004 год это было Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России);

- с осени 2004 года по  настоящее время – Федеральная  налоговая служба (ФНС России).

Федеральная налоговая служба России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет следующие функции2:

- контролирует и надзирает за соблюдением законодательства о налогах и сборах,

- контролирует правильность  исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов,

- контролирует правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в соответствующий бюджет других обязательных платежей,

- контролирует производство  и оборот табачной продукции,

- осуществляет функции агента валютного контроля.

В структуре налоговых органов выделяются четыре уровня, которые соответствуют административно-территориальному делению и уровням государственного управления Российской Федерации: федеральный уровень, федерально-окружной уровень, региональный уровень, местный уровень.

ФНС России свои полномочия и функции осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Налоговые органы нашей страны, в отличие от таможенных органов, не являются сборщиками налогов, они контролируют их уплату, имея широкие права и полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сформулируйте  понятие налогового права. Руководствуясь ст. 2 НК РФ, раскройте содержание предмета налогового права.

 

В настоящее время большинство специалистов сходятся на том, что налоговое право следует рассматривать в качестве подотрасли финансового права. Особо можно отметить позицию, согласно которой налоговое право определяется в качестве подотрасли финансового права и вместе с тем:

- имеет свои специфические черты предмета и метода;

- использует одновременно как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод, имеющий комплексный характер3.

Некоторые исследователи отмечают тесную связь налогового права с нормами бюджетного права4. Согласно другой позиции, налоговое право вполне обоснованно рассматривается как формирующаяся новая отрасль права, находящаяся в настоящее время на стадии выделения из финансового права5.

Ю.А. Тихомиров полагает, что «в перспективе на базе массива законодательства и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль»6. С этой позицией согласен и В.И. Гойман: «По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль права)»7.

Налоговое право (или нормы налогового законодательства) – это отрасль системы права РФ, которая собой представляет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения. Оно собой представляет форму закрепления (фиксации) характера взаимоотношений государства и его граждан по поводу налогообложения, соответствующего историческому этапу развития конкретного государства и права.

Предметом налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения). Указанные отношения охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложную структуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Специальный порядок исполнения налоговой обязанности.

 

Согласно действующего российского законодательства о налогах и сборах под налоговой обязанностью принято понимать конституционную обязанность граждан в полном объеме и своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и в пользу муниципальных образований.

Категория «налоговая обязанность» употребляется в узком значении как обязанность по уплате налога и в широком значении как любая юридическая обязанность налогоплательщика, которая устанавливается в налоговом законодательстве8.

С момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, которые предусматривают уплату конкретного налога или сбора, возникает налоговая обязанность.

Возникновение налоговой обязанности связано с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения и налогового периода, по окончании которого налог необходимо исчислить и уплатить.

Налоговая обязанность прекращается в следующих случаях:

1. Имеет надлежаще исполнение, то есть налогоплательщик уплатил налог в полном объеме и своевременно.

2. Налог удержан налоговым агентом.

3. Налог принудительно взыскан в безналичном порядке или за счет другого имущества.

4. Налог реорганизованной организации уплачен ее правопреемником.

5. Налог уплачен за безвестно отсутствующего налогоплательщика лицом, которое уполномочено органом опеки и попечительства.

6. Налог уплачен  за недееспособного налогоплательщика опекуном.

7. Налог уплачен за налогоплательщика поручителем.

8. Произведен зачет излишне взысканной или излишне уплаченной суммы налога в счет предстоящих платежей.

9. Налогоплательщик умер или признан умершим (кроме имущественных налогов, которые должны быть погашены в пределах стоимости наследственного имущества).

10. Налоговая обязанность ликвидируемой организации исполнилась ликвидационной комиссией за счет денежных средств самой организации.

Статья 51 НК  РФ предусматривает специальный порядок  исполнения 
налоговой обязанности для двух категорий физических лиц:  которые судом признаны безвестно отсутствующими, и которые судом признаны недееспособными.

Обязанность уплачивать налоги и сборы физического лица, которое через суд признано безвестно отсутствующим, исполняет лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Указанные суммы должны уплачиваться за счет денежных средств физического лица, которое признано безвестно отсутствующим.

Обязанность уплачивать налоги и сборы физического лица, которое через суд признано недееспособным, должна быть исполнена его опекуном за счет денежных средств данного недееспособного лица. Опекун обязан уплатить всю неуплаченную сумму налога и сбора своего подопечного, в том числе и причитающиеся на день признания данного лица недееспособным штрафы и пени.

Таким образом, к основаниям возникновения налоговой обязанности можно отнести следующие9:

- во-первых, наличие объекта конкретного налога или сбора, например, дохода – в налоге на доходы физических лиц; транспортного средства – в транспортном налоге; спиртных напитков и табачных изделий – в акцизах и др.;

- во-вторых, наличие непосредственной связи между объектом налога или сбора и субъектом (налогоплательщиком). Например, для возникновения налоговой обязанности по уплате земельного налога физическое лицо должно иметь титул собственности на этот земельный участок; по уплате налога на прибыль – предприниматель (индивидуальный или  коллективный) должен самостоятельно получить данную прибыль в наличной либо в безналичной форме. Только при наличии связи между субъектом и объектом возникает налоговая обязанность, при этом необходимо помнить, что у каждого налога эта связь будет специфическая;

- в-третьих, наступление срока уплаты налога или сбора. В п. 3 ст. 57 НК РФ указаны критерии  определения сроков уплаты налогов или сборов:  календарная дата  или же истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня, также в качестве срока наступления налоговой обязанности может выступать указание на какое-то событие или указание на действие, которое должно быть совершено (например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определенным сроком, связанным с событием или действием).

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сроки уплаты налогов и сборов. Порядок их изменения. Правовые основы исчисления налогов и сборов.

 

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору законодательством о налогах и сборах, поэтому не существует какой-то универсальной даты сдачи отчетности или оплаты налога10.

В некоторых случаях, когда расчет налоговой базы производят в налоговом органе, обязанность по уплате налога возникает не ранее той даты, когда получено налоговое уведомление, причем, если в уведомлении более продолжительный срок не указан, налогоплательщик налог обязан уплатить в течение одного месяца со дня получения данного налогового уведомления.

В течение налогового периода могут устанавливаться предварительные платежи по налогу (авансовые платежи), нарушение порядка исчисления которых не рассматривается в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, но за пропуск срока оплаты таких платежей начисляются пени.

Срок уплаты налога и (или) сбора по общему правилу может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме:

- отсрочки;

- рассрочки;

- инвестиционного налогового кредита.

Лицо (кроме налогового агента), заинтересованное в изменении срока уплаты налога и (или) сбора, имеет право подать заявление в уполномоченный орган о предоставлении отсрочки или рассрочки и (или) заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется на основании ходатайства заинтересованного лица в пределах установленных сроков.

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

 

 
 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задача.

Индивидуальный предприниматель Иванов И.В. поручил по доверенности своему представителю Серову В.В. составлять и представлять отчетность в налоговый орган. Серов В.В. направил декларацию по НДС с нарушением установленного срока, кроме того, налоговым органом при проведении камеральной проверки этой декларации установлено неправильное исчисление налога. Налоговый орган привлек  Серова В.В. к налоговый ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 и п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ.

Оцените правомерность привлечения представителя налогоплатель-щика к налоговой ответственности. 

 

Привлечение представителя налогоплательщика к налоговой ответственности частично неправомерно.

Пункт 1 статьи 122 НК РФ гласит о неуплате или неполной уплате сумм налога или сбора. Привлечение в данном случае по этой статье незаконно, так как Серову было поручено в доверенности составлять и представлять отчетность в налоговый орган, а не уплачивать исчисленные налоги. По данной статье можно было привлечь к ответственности Иванова в результате уплаты той суммы налога, которая неверно была сосчитана его представителем Серовым в декларации.

За неправильное исчисление налога следует привлечь по статье 120 НК РФ по части 3 за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов объекта налогообложения, если это повлекло занижение налоговой базы. В данном случае наказание предусмотрено в виде штрафа в размере 20 % от сумма неуплаченного налога, но не меньше 40 000 рублей.

Информация о работе Система налоговых органов