Шпаргалка по "Налоговому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 00:39, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие, признаки, функции, классификации налогов
Под налогом понимается обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ ОТВЕТЫ.docx

— 136.24 Кб (Скачать файл)

Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов Федерации и законодательные акты органов местного самоуправления.

Налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования – федеральный, региональный и местный. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах включают решения и иные акты представительных органов местного самоуправления, принимаемые в соответствии с НК.

13. Понятие законно установленного  налога

Законно установленный налог – это налог, установленный актом представительного органа (законом или актом представительного органа местного самоуправления) в соответствии с общими принципами налогообложения, установленными федеральным законом. При этом в законе должны быть определены (прямо перечислены) все существенные элементы налогового обязательства, а сам закон о налоге должен быть введен в действие в соответствии с нормами, закрепленными в Конституции РФ и федеральных законах.

14. Юридическая характеристика  объектов налогообложения

В ст.38 НК РФ говорится, что объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (услуг, работ) либо иное экономическое основание, имеющее стоимость, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.

В НК РФ дается определение ряда объектных понятий: имущество, товар, работа, услуга, доходы, дивиденды и проценты.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу. Согласно ст.128 Гражданского кодекса к объектам прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество; работа и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага.

Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а также иное имущество, определяемое Таможенным кодексом (например, валюта).

В Налоговом кодексе РФ под работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Под услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в некоторых случаях передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг - на безвозмездной основе.

15. Правовое положение  налогоплательщиков и плательщиков  сборов

Налогоплательщик имеет право пользоваться льготами по налогу на прибыль, установленными действующим законодательством без каких-либо специальных разрешений по этому поводу: представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам, причем представление этих документов носит не разрешительный, а уведомительный характер.Налогоплательщик вправе ознакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами: представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налога на прибыль и по актам проведенных проверок.При несогласии с заключениями, актами и иными решениями налоговых органов налогоплательщик вправе обжаловать их, а также действия должностных лиц налоговых органов в вышестоящий налоговый орган, а также в арбитражный суд.

Налогоплательщик обязан:

- своевременно и в полном  объеме уплачивать налог на  прибыль в установленном порядке (авансовые платежи и платежи  по фактически полученной прибыли);

- вести бухгалтерский учет в  соответствии с действующими  нормативными документами;

- представлять налоговым органам  необходимые для исчисления и  уплаты налогов документы и  сведения;

- вносить исправления в бухгалтерскую  отчетность в размере суммы  сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками  налоговых органов;

- в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенном налоговым органом, представлять письменные пояснения  мотивов отказа от подписания  этого акта;

- выполнять требования налогового  органа об устранениивыявленных нарушений законодательства о налогах;

- в случае ликвидации или  реорганизации предприятия сообщать  налоговым органам о принятом  решении о ликвидации или реорганизации предприятия независимо от того, кем принято это решение.

16. Понятие «взаимозависимые лица» для целей налогообложения

Взаимозависимыми в целях налогообложения в соответствии с положениями Налогового Кодекса, признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние:

- на условия, результаты сделок, совершаемых этими лицами,

- экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

При определении взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц.

17. Зачет и возврат  излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм налога

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогопл-ка по этому или иным налогам. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится нал. органом по месту учета налогопл-ка, без начисления % на эту сумму. Нал. орган обязан сообщить налогопл-ку о каждом факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения факта. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогопл-ка осущ-ся на основании письменного заявления налогопл-ка по решению нал. органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогопл-ка принимается нал. органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогопл-ка или со дня подписания нал. органом и этим налогопл-ком акта совместной сверки уплаченных им налогов. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам производится нал. органами самостоятельно. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогопл-ка в течение 1 месяца со дня получения нал. органом такого заявления. Возврат налогопл-ку суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соотв. вида или задолженности по соотв. пеням, а также штрафам, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 Кодекса. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. До истечения срока, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения нал. органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

18. Правовой статус налоговых  агентов

Налоговыми агентами в соответствии со ст. 24 НК РФ признаются лица, на которые в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Согласно п. 2 ст. 24 НК РФ налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечислять налоги в бюджетную  систему РФ на соответствующие  счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый  орган по месту своего учета  о невозможности удержать налог  и о сумме задолженности налогоплательщика  в течение 1 месяца со дня, когда  налоговому агенту стало известно  о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и  выплаченных налогоплательщикам  доходов, исчисленных, удержанных и  перечисленных в бюджетную систему  РФ налогов, в том числе по  каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган  по месту своего учета документы, необходимые для осуществления  контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет обеспечивать  сохранность документов, необходимых  для исчисления, удержания и перечисления  налогов (п. 3 ст. 24

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

19. Правовое положение  налоговых органов

Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба по налогам и сборам (ФНС России) и ее территориальные подразделения на местах. Создание каких-либо иных налоговых органов, не входящих в единую централизованную систему ФНС России, не допускается.

Основная цель деятельности налоговых органов – обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов.

Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с  законодательством о налогах  и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового  агента документы по формам, установленным  государственными органами и  органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления  и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления  и своевременность уплаты (удержания  и перечисления) налогов и сборов;

2) проводить налоговые проверки  в порядке, установленном НК РФ;

3) производить выемку документов  у налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента  при проведении налоговых проверок  в случаях, когда есть достаточные  основания полагать, что эти документы  будут уничтожены, сокрыты, изменены  или заменены;

4) вызывать на основании письменного  уведомления в налоговые органы  налогоплательщиков, плательщиков  сборов или налоговых агентов  для дачи пояснений в связи  с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо  в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных  с исполнением ими законодательства  о налогах и сборах;

5) в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые  налогоплательщиком для извлечения  дохода либо связанные с содержанием  объектов налогообложения независимо  от их местонахождения производственные, складские, торговые и иные помещения  и территории, проводить инвентаризацию  принадлежащего налогоплательщику  имущества. Порядок проведения инвентаризации  имущества налогоплательщика при  налоговой проверке утверждается  Министерством финансов РФ (ст. 31 НК РФ).

20. Основания возникновения  и прекращения обязанности по  уплате налога (сбора)

Налоговая обязанность – определенная часть налоговых обязанностей, реализация конституционной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

– с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

– с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

– со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

– с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

Информация о работе Шпаргалка по "Налоговому праву"