Санкции в налоговом праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 14:20, реферат

Описание работы

Одной из немногочисленных обязанностей, прямо закрепленных в Конституции РФ, является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57) . Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.07.99 № 11-П, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства .
Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплате налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания).

Содержание работы

Введение
Глава I. Состав и признаки налогового правонарушения……………………4
Глава II. Принципы установления и применения налоговых санкций……..9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Барановой МС, санкции в НП.docx

— 33.76 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Ачинский филиал

 

 

  Налоговое право           

(наименование дисциплины)

 

                                             

                                       Реферат

 

Тема: «Санкции в налоговом праве.»

 

 

Выполнил:

Студент 2 курс 4 семестр                  __________ Баранова М.С.

Специальность (код) 030900.62         (подпись)             (ФИО)

 

          Принял:                                         

                                                              __________    Федоренко Е. В.

(ученое звание,                                    (подпись)                (ФИО)

степень, должность)      

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ачинск 2015

 

Содержание

 

Глава I. Состав и признаки налогового правонарушения……………………4

Глава II. Принципы установления и применения налоговых санкций……..9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемой литературы 

Введение

Одной из немногочисленных обязанностей, прямо закрепленных в Конституции РФ, является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57)1. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.07.99 № 11-П, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением  законных требований государства2.
Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплате налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.
Законодательство о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливает различные обязанности как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и иных лиц – налоговых агентов, банков как агентов по перечислению налогов и сборов, организаций и физических лиц.

 

Глава I. Состав и признаки налогового правонарушения

В юридической науке выделяют следующие признаки правонарушений:

  • противоправность деяния - выражается в форме действия либо бездействия, нарушающего норму права;
  • виновность деяния - характеризуется совершением противоправного действия либо бездействия умышленно или по неосторожности. Умышленным деяние считается, когда лицо, совершившее его, сознаёт противоправный характер своих действий (бездействий) и желает наступления вредных последствий или сознательно допускает их.

Совершённым по неосторожности правонарушение считается, когда лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение, либо не сознаёт противоправности содеянного, но могло, и должно было её сознавать.

При анализе определения  данного  НК РФ можно выявить следующие признаки налогового правонарушения: виновность, противоправность, наказуемость.

Наказуемость как составная часть противоправности в налоговых отношениях  выражается в угрозе применения наказания при нарушении запрета совершать  те или иные деяния либо не совершения  действий,  признаки  которых  описаны  в  гл. 16  НК РФ ("Налоговые  правонарушения  и  ответственность  за  их  совершение")  и  гл. 18 НК РФ ("Нарушение  банком  обязанностей  по  налогам  и  сборам").

Вторым признаком налогового правонарушения является виновность, которая означает предусмотренное Налоговым Кодексом РФ психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям. Составными элементами психического отношения, проявленного в конкретном правонарушении, является сознание и воля. Различные соотношения сознания и воли образуют форму вины. В НК РФ волевые признаки виновного психологического отношения выражены в желании наступления, в сознательном допущении, в расчете на предотвращение последствий.

В описание тех или иных налоговых правонарушений, предусмотренных гл.16 и 18 НК РФ, всегда входит (или  предполагается, что входит) определенная форма вины. Поэтому формы вины являются обязательными признаками.

Третьим признаком налогового правонарушения является его противоправность. Такой признак налогового правонарушения, как  противоправность, существовал  и  в  Законе  об  основах  налоговой  системы, правда,  в  несколько  завуалированном  виде. Согласно  п.1 ст.13  Закона  об  основах  налоговой  системы  ответственности  мог  быть  привлечен  налогоплательщик, нарушивший  налоговое  законодательство3.

Не  может  считаться  налоговым  правонарушением  деяние, не  предусмотренное  законодательством  о  налогах  и   сборах, а  также  деяние, хотя  и  попадающие  под  признаки  соответствующей  статьи  гл. 16  или  18 НК РФ, но  при  совершении,  которого  не  нарушаются  нормы  законодательства  о  налогах  и  сборах, состав  которых  приведен  в  ст. 1  НК РФ  и  является  исчерпывающим.

Состав правонарушения также образуют элементы правонарушения,  первичные слагаемые системы состава правонарушения.

  • объект правонарушения, т.е. объект правовой охраны, включающий в себя общественные отношения или интересы:
  • субъект правонарушения - это дееспособное лицо, совершившее данное правонарушение;
  • объективная сторона правонарушения, здесь имеется в виду само противоправное деяние, т.е. способ, место, время и т.д., его отрицательные последствия и причинная связь между деянием и результатом;
  • субъективная сторона правонарушения характеризуется элементами цели, мотива, степени вины в форме умысла или небрежности (халатности).

Все четыре элемента состава правонарушения взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.

Таким образом, составом налогового правонарушения является  совокупность установленных Кодексом объективных и субъективных  элементов (признаков), характеризующих  деяние  (действие  или  бездействие)  как  конкретное  правонарушение.

Объект  налогового  правонарушения – охраняемые  законодательством  о  налогах и сборах общественные отношения, которым совершенным  налоговым  правонарушением  причиняется  или  причинен  вред.

Объективная сторона налогового правонарушения – совокупность  признаков, характеризующих внешнюю сторону  налогового  правонарушения.

Природа существования объективной стороны обусловлена наличием  конкретной обязанности, установленной законодательством о налогах и  сборах.

Объективная  сторона  налогового  правонарушения является критерием  разграничения налоговых правонарушений, совпадающих по объекту и (или)  другим элементам  (признакам).

Субъектом правонарушения, согласно ст. 107 НК РФ является - лицо, совершившее правонарушение и подлежащее наказанию.

Субъект правонарушения характеризирует свойства, позволяющие применить к нему меры ответственности. Для физических и юридических лиц эти свойства различны.

Должностные лица - это служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия, а также руководить подчиненными им работниками.

 Выделяют  должностных лиц государственных  органов и должностных лиц  предприятий, учреждений, организаций. И те, и другие могут быть  субъектами ответственности за  нарушения налогового законодательства.

Необходимо учитывать, что должностные лица государственных органов могут реализовывать особые полномочия. Они имеют право предъявлять юридически властные требования и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении. Ответственность за нарушения, допущенные должностными лицами при реализации полномочий административной власти, налоговым законодательством не устанавливается. Так, ответственность руководителя налоговой инспекции за злоупотребления властью при разрешении спора с налогоплательщиком будет рассматриваться не как нарушение налогового законодательства, а как должностное правонарушение.

Однако ряд нарушений при реализации полномочий административной власти может расцениваться как нарушение налогового законодательства. Так, если должностное лицо налогового органа по сговору с налогоплательщиком пренебрегает своими обязанностями, оно должно быть привлечено к ответственности за соучастие в нарушении норм законодательства о налогах и сборах.

Руководители предприятий и организаций, главные бухгалтеры могут привлекаться к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Так, на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, может быть наложен  административный  штраф. Они же несут уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций (ст.199 УК РФ)4.

Необходимо помнить, что уголовное законодательство, устанавливая ответственность за налоговые преступления, не связывает понятие должностного лица с формальным занятием должности. Должностным признается лицо, фактически реализующее полномочия властного характера в процессе руководства порученным участком или подчиненными работниками.

В тех случаях, когда допущенное должностным лицом нарушение норм законодательства о налогах и сборах не связано с ненадлежащим исполнением им должностных обязанностей, оно привлекается к ответственности не как должностное лицо, а, например, как налогоплательщик.

К ответственности за нарушения налогового законодательства физические лица, как обладающие статусом должностных лиц, так им и не обладающие могут быть привлечены только при наличии определенных условий - достижения установленного законом возраста и вменяемости.

Как законодательство об административных нарушениях, так и уголовное законодательство предусматривают, что лицо может быть привлечено к ответственности с 16-летнего возраста.

 

Глава II. Принципы установления и применения налоговых санкций

 

За совершение налогового правонарушения к субъектам налоговых правонарушений (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, налоговым агентам и сборщикам налогов), а также к банкам применяются налоговые санкции. Налоговая санкция, согласно  ст.114  НК РФ является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, которая применяется в виде денежных взысканий (штрафов), в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 НК РФ, устанавливающих виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение5.

 При  установлении и назначении мер  юридической ответственности за  нарушения налогового законодательства  необходимо соблюдать определенные  принципы

Можно выделить несколько конституционных требований, которые должны соблюдаться при установлении и применении мер ответственности за нарушения налогового законодательства:

а) требование дифференциации;

Принцип справедливости предполагает дифференцированное установление санкций с учетом характера правонарушения, степени его общественной опасности.

Большинство нарушений налогового законодательства связано с неуплатой или неполной, несвоевременной уплатой налога. Однако эти последствия могут быть вызваны разными причинами. Наиболее опасным является сокрытие объектов налогообложения, т.е. намеренное искажение данных учета и отчетности. Меньшую общественную опасность представляет занижение налоговой базы в результате различных ошибок ее исчисления.

Поэтому, например, сокрытие объектов налогообложения преследуется не только в административном, но и в уголовном порядке. За занижение налоговой базы, совершенное по неосторожности, предусмотрены только административные меры воздействия.

б)  требование соразмерности;

Наказание за налоговое правонарушение должно быть соразмерно содеянному, т.е. должно налагаться с учетом причиненного вреда. Необходимо учитывать, во-первых, характер вреда и, во-вторых, его размер.

Мера ответственности должна быть адекватна правонарушению. Так, штраф за правонарушения, приводящие к недоимке, должен ставиться в зависимость от самой недоимки, так как в ней выражен причиненный бюджету вред.

Информация о работе Санкции в налоговом праве