Пути реформирования налоговой системы Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, действующие в установленном законом порядке. Сущность, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………...2
1. Понятие и сущность налогов и налоговой системы……………………………….....5
2. Принципы налоговой системы Украины……………………………………………..7
3. Система налогообложения Украины………………………………………………….9
4. Пути реформирования налоговой системы Украины……………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

украина №1.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Разграничивая виды изъятий  бюджет и останавливаясь на характеристике налогов, нужно выделить его основные признаки :

* вид платежа, регулируемый  актом компетентного органа государственной  власти;

* сумма, изымаемая  с помощью налогового механизма,  вносится в бюджет соответствующего  уровня или целевой фонд. Распределение налогов по бюджетам и фондам осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией (может происходить двумя путями: закрепление за бюджетом или распределение между бюджетами разных уровней);

* нецелевой характер  налогового платежа - означает поступление его в фонды аккумулируемые государством и используемые на удовлетворение государственных потребностей. При этом фактически теряется грань от какого субъекта они поступили и на какие цели будут использованы;

* индивидуальная безвозмездность или односторонний характер налогового платежа. В основе этого признака заложено однонаправленное движение средств от плательщика к государству, вне зависимости от получения каких-либо услуг или благ со стороны государства;

* безусловный характер  налога является продолжением предыдущего признака и опять-таки означает уплату налога, не связанную ни с какими встречными действиями со стороны государства;

* обязательный характер  налога - предполагает невозможность  законного уклонения от его  уплаты, кроме закрепленных в законодательных актах. Обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета.

Вся совокупность налогов  и сборов, составляющих налоговую  систему, Украины требует определенной их систематизации по различным признакам. Рассмотрим главные из них, соответствующие классификации, закреплённой законодательством Украины:

a) по отношению к  бюджетному устройству государства  (или - в зависимости от органа, осуществляющего взимания и распоряжение  налогом):

I) общегосударственные - налоги, устанавливаемые высшими органами государственной власти и действующие на всей территории страны;

II) местные - налоги, которые могут быть установлены как высшим, так и местным органом власти, но вводимые только местным органом и действующие только на определенной территории.

b) в зависимости от  канала поступления:

I) государственные - налоги, поступающие полностью в государственный бюджет;

II) местные - налоги, поступающие в местные бюджеты;

III) смешанные - налоги, часть которых вносится в государственный бюджет, а часть в местные бюджеты;

IV) внебюджетные - налоги, из которых формируются внебюджетные целевые фонды.

c) по отношению к  системе ценообразования (или  - в зависимости от учета налогового  платежа):

I) налоги, включаемые в себестоимость продукции;

II) налоги, финансируемые за счет прибыли;

III) налоги, финансируемые потребителем (акцизы, НДС).

d) в зависимости от  характера ставок налогов:

I) пропорциональные налоги - характеризуются стабильной ставкой, независящей от размера объекта налогообложения;

II) прогрессивные налоги - это налоги, ставки которых растут по мере увеличения суммы дохода;

III) регрессивные налоги - при этих налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании самого дохода.

e) по отношению к  субъекту налогообложения:

I) налоги с юридических лиц;

II) налоги с физических лиц;

III) смешанные - налоги, предполагающие в качестве субъекта налогообложения и юридических и физических лиц.

f) в зависимости от  объекта обложения:

I) прямые - налоги, устанавливаемые на доходы и имущество юридических и физических лиц, которые непосредственно осуществляют их уплату. Они, в свою очередь, подразделяются на:

а) личные - налоги, уплачиваемые плательщиком за счет и в зависимости  от полученного им дохода учитывающие  платежеспособность плательщика;

б) реальные (от англ. real - имущество) - налоги, уплачиваемые с  имущества. В их основе лежит не реальный, а предполагаемый средний доход.

II) косвенные (налоги на потребление) - налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. При косвенном налогообложении формальным плательщиком является продавец товара, а реальным - потребитель товара.

g) в зависимости от  характера использования:

I) общие - налоги, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов, без конкретизации мероприятий или затрат (фактически это и есть действительные налоги);

II) специальные (или целевые) - налоги, имеющие целевое назначение и зачисляемые во внебюджетные целевые фонды. Фактически одним из основных признаков налогов является нецелевой характер, однако подобные платежи имеют ряд положительных моментов.

Содержание каждого  вида налога раскрывается в его основных элементах. Элементы налога - это определяемые законодательными актами государства  принципы построения и организации взимания налогов.

В Украине к ним  относятся:

- субъект налогообложения  (плательщик);

- объект налогообложения;

- единица налогообложения;

- налоговая ставка;

- источник налога;

- налоговые льготы.

Исходя из Закона Украины “О системе налогообложения” , налоги выполняют следующие функции (они являются производными от функций финансов и реализуют те же задачи, но в относительно более узких рамках):

1. фискальная - важнейшая  функция налогов. Ее основное  назначение - наполнение доходной части бюджета для обеспечения финансирования государственных расходов. Характерным является стабильность этой функции - т.е. не просто формирование перечня поступлений в бюджет, а их механизма, действующего на постоянной основе.

2. регулирующая - своеобразное дополнение предыдущей. Затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления. Налоговое регулирование - это сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т.д. Она заключается в:

- установлении и изменении  системы налогообложения;

- определении налоговых  ставок и их дифференциации;

- предоставлении налоговых  льгот.

Регулирующая функция  налогов в современных условиях состоит не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать стимулы для активизации производственной деятельности, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых субъекту хозяйствования, и его конкретными хозяйственными акциями.

3. распределительная  - представляет своеобразное отражение  фискальной: наполнить казну, чтобы  потом распределить полученные  средства. Но на стадии распределения  она очень тесно переплетается  с регулирующей функцией, и в одном действии могут проявляться обе, что позволяет говорить о существовании первичного вторичного (перераспределения) распределения с помощью налогов. (Косвенные налоги, регулируя потребление, создают основы для перераспределения средств одних плательщиков другим) - акцизы.

4. стимулирующая - создает  ориентиры для развития или  свертывания производства и другой  деятельности. Иногда ее рассматривают  как подвид регулирующей функции  (может быть связана с применением  механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налоговой базы).

5. контрольная - реализуется  в ходе налогообложения при  регламентации государством финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций,  получении доходов гражданами, использовании  ими имущества. С ее помощью оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.

Указанное разграничение  функций налоговой системы, как  правило, носит условный характер, так  как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

4. Пути реформирования  налоговой системы Украины

Достижение главной  цели государства - стойкого экономического роста и обеспечения уровня социальной справедливости - возможно лишь за счет создания надежного финансовой основы, стабильного, своевременного и полного поступления платежей в бюджет. Реализация этого задания связана с определением целей налоговой политики государства, изменениями методов проведения налоговой реформы, определением первоочередных заданий, которые наиболее эффективно будут влиять на инвестиционную, инновационную и социальную составляющие экономического развития, а также на совершенствование механизмов функционирования основных элементов системы налогообложения Украины. Налоговая политика должна базироваться на единых принципах: налоги должны быть стабильными и не слишком обременительными, но платить их обязаны все без исключения, а налоговое законодательство должно быть понятным доступным.

Для достижения вышеуказанного в контексте украинской современности нужно привести систему налогообложения в соответствие с приоритетами государственной политики социально-экономического развития страны, внести изменения в налоговое законодательство и упростить его, изменить методы администрирования налогов на более эффективные, создать открытую и подотчетную обществу систему. Одним из приоритетов экономической политики государства в ближайшей перспективе должно быть создание благоприятных условий для легального и эффективного функционирования реального сектора экономики.

Сегодня среди общего количества налогоплательщиков есть немало таких потенциальных плательщиков, которые, используя сложность, непонятность и непрозрачность налогового законодательства, применяют разнообразные схемы  минимизации налоговых обязательств и уклонения от налогообложения. Теневая экономика создает реальную угрозу национальной безопасности и демократическому развитию государства, негативно влияет на общественную жизнь - экономику, политику, управление, социальную и правовую сферы, общественное сознание, отношения Украины с другими странами мира.

Определяющим фактором детенизации экономики страны должно стать проведение широкомасштабной налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, упрощения системы налогообложения, усиления контроля за уровнем расходов производства, а также на минимизацию расходов на администрирование налогов. Детинизация и легализация экономических отношений будут содействовать улучшению инвестиционного климата в стране, увеличению количества рабочих мест, развитию государственного сектора экономики и, тем самым, будут обеспечивать стабильность налоговых поступлений в бюджет и усиление социального вектора экономической политики Правительства.

Реализация налоговой  политики в Украине на современном этапе имеет исключительное значение. Во-первых, она должна обеспечить эффективное функционирование экономики государства, создав в Украине стабильную налоговую систему, которая давала бы возможность государству получать своевременно и в полном объеме поступления всех надлежащих платежей в бюджеты всех уровней. Во-вторых, благодаря реализации налоговой политики должны быть обеспечены справедливый подход ко всем категориям плательщиков налогов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение всех препятствий для развития их хозяйственной деятельности, а также создание условий для последующей интеграции Украины в мировое содружество.

Государство должно обеспечить налогоплательщикам такие условия, при которых они будут доверять ему и добровольно будут платить установленные законодательством налоги, сборы и обязательные платежи, а государственная налоговая служба должна стать высокопрофессиональной, информационно-развитой и максимально автоматизированной службой, которой будет доверять общество. Мы должны достичь максимального уменьшения влияния человеческого фактора на принятие решений, минимального вмешательства работников государственной налоговой службы в хозяйственную деятельность субъектов ведения хозяйства, создать и внедрить современные информационно-аналитические системы, обеспечить инструктаж налогоплательщиков, прозрачные формы и методы их обслуживания.

Для решения всех отмеченных проблем в налогообложении необходимо максимально ускорить создание единственного систематизированного законодательного акта - Налогового кодекса, который охватывал бы все без исключения вопросы налогового права и адекватно отвечал бы основам налоговой политики государства. К сожалению, ранее начатая работа с подготовки проекта Налогового кодекса Украины на определенное время была остановлена, а при реформировании налогового законодательства изменения не всегда вносились комплексно, направлялись на совершенствование лишь отдельных законодательных актов и регуляцию отдельных видов налоговых платежей. Из-за этого нынешняя система налогообложения не имеет достаточной связи с реальными условиями функционирования экономики и имеет признаки конфискационного характера.

Анализ действующего законодательства Украины по вопросам налогообложения свидетельствует о наличии в нем коллизионных норм, которые приводят к неоднозначному их толкованию, и, как следствие, на практике очень часто возникают спорные ситуации между налогоплательщиками и органами государственной налоговой службы. Наличие пробелов в законодательстве дает возможность недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от налогообложения. Комплексно эти проблемы можно решить лишь при условии системных подходов к их устранению, и в первую очередь путем законодательного урегулирования вопросов налогообложения, и при наличии адекватных условий администрирования налогов, что даст возможность избежать подобных неконтролируемых ситуаций в дальнейшем.

Поэтому при реформировании налоговой системы Украины необходимо обеспечивать соблюдение последовательной политики относительно совершенствования налогового законодательства, согласованности принятых законодательных актов с действующим законодательством, стабильности правового поля, что, в свою очередь, даст возможность субъектам ведения хозяйства уверенно планировать свою деятельность.

Необходимо как можно  быстрее провести комплексную реформу  налоговой системы, которая должна стать всеобъемлющей, равномерной  и справедливой ко всем налогоплательщикам.

При этом ключевыми мероприятиями должны быть внедрение единых справедливых подходов к налогообложению для всех налогоплательщиков, последовательное сокращение льгот и привилегий и привлечения к налогообложению всех хозяйствующих субъектов, снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, усовершенствование специальных режимов налогообложения, в частности, системы фискальной поддержки субъектов малого бизнеса, а также проведения гармонизации национального налогового законодательства с нормами законодательства ЕС и требованиями ВТО.

Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Украины