Проблемы земельного налогообложения в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Как известно, земля – это фактор производства, который выступает для предпринимателей, государства, крупных фирм дефицитным фактором производства, от которого зависит существование всей экономики в целом и каждого человека в мировой и национальной экономиках в частности. Поскольку земля не используется как фактор производства - схема воспроизводственного процесса, который дается возможность существовать жить, перестанет функционировать экономика. Вот почему так необходимо рационально пользоваться землей, охранять ее и брать плату за пользование с землей. Каков порядок оплаты за землю необходимо рассмотреть в настоящей работе.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы земельного налога 3
1.1. Методические аспекты земельного налогообложения 3
1.2. Роль и развитие земельного налога в РК 6
Глава 2. Анализ действующего механизма земельного налогообложения 10
2.1. Налог на земли сельскохозяйственного, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного назначения 10
2.2. Анализ контроля налоговых органов за поступлением земельного налога в бюджет 13
Глава 3. Пути совершенствования земельного налогообложения 14
3.1. Проблемы земельного налогообложения 14
3.2. Совершенствование порядка исчисления и уплат земельного налога 15
Заключение 17
Cписок использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

КП Зем. налог.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Актуальность темы. Земля и земельные  ресурсы имеют глубокие корни  и огромное значение по своему значению в экономике.  Данная тема  - «Проблемы земельного налогообложения в РК» весьма специфическая.

Земля, основное богатство любого государства, в условиях РК имеет  особое значение.  Бесплатность пользования  землей является одной из главных причин неэффективного использования в сельском хозяйстве. Актуальность данной темы основывается на том, что земля является одним из трех редких факторов производства и плата за землю или передача ее в собственность является камнем преткновения не одной  только нашей правовой системы и потому интересно рассмотреть развитие этого вопроса на практике с точки зрения налогового законодательства.

Земля является основным средством  производства в сельском хозяйстве. Без нее невозможно ведение производственного процесса в отрасли, создание продуктов питания и сырьевых ресурсов. Тем самым выступает одним из основных источников материальных благ общества.

Значение земельного налога для  сельскохозяйственного производства связано с использованием земли как основного средства производства, в отличие от других  отраслей – для которых  земля  является пространством, на котором проистекает экономическая активность. 

Различные  подходы к вопросам земельного налогообложения определяются различием в подходах к теории ренты, поскольку теоретической основой земельного налога является земельная рента. Поэтому проблемы земельного налогообложения, существующие в РК, связаны, прежде всего, с теоретическими разработками.

Как известно, земля – это фактор производства, который выступает для предпринимателей, государства, крупных фирм дефицитным фактором производства, от которого зависит существование всей экономики в целом и каждого человека в мировой и национальной экономиках в частности. Поскольку земля не используется как фактор производства - схема воспроизводственного процесса, который дается возможность существовать жить, перестанет функционировать экономика. Вот почему так необходимо рационально пользоваться  землей, охранять ее и брать плату за пользование с землей.  Каков порядок оплаты за землю необходимо рассмотреть в настоящей работе.

Вопросами земельного налогообложения  занимались зарубежные, российские и  казахстанские авторы. В частности, среди казахстанских авторов  можно отметить, труда таких авторов как Худяков А.И. , Мухитдинов М.Т, Черник Д. Г., Махмудов Ф. О., Жумабеков С., Камалов М., Алиев Р. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы земельного налога

1.1. Методические  аспекты земельного налогообложения

В системе ресурсов сельского хозяйства основное место занимают земельные ресурсы. Земля является главным незаменимым средством производства в сельском хозяйстве.

Земля как средство производства имеет  специфические особенности, которые  заключаются в следующем.

Во-первых, в отличие от земли все другие средства производства - результат предшествующего труда, а земля - продукт природы, а продуктом труда является лишь отчасти плодородие верхнего слоя земли - почвы.

Земля при правильном использовании  не изнашивается, не ухудшается, а, напротив, улучшает свои достоинства, тогда как другие средства производства изнашиваются, устаревают морально и материально, применяются в процессе труда.

Во-вторых, земля незаменима, ее нельзя заменить другим средством производства, без нее не может осуществляться производственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в земледелии. Например, один трактор по мере износа можно заменить другим, более производительным, жатку можно заменить комбайном, тогда как землю другим орудием производства заменить нельзя.

В-третьих, использование земли как средства производства связано с постоянством места и пространственной ее ограниченностью, поэтому сельскохозяйственное производство осуществляется там, где есть для него соответствующая земля, тогда как другие орудия труда можно переместить к месту производства.

В-четвертых, земельные участки  отличаются друг от друга по плодородию, рельефу, местонахождению, это необходимо учитывать при планировании и  размещении сельскохозяйственного  производства, а также при определении  цены земли, земельного налога и арендной платы.

Различные подходы к вопросам земельного налогообложения определяются различием  в подходах к теории ренты, поскольку  теоретической основой земельного налога является земельная рента. Поэтому  проблемы земельного налогообложения, существующие в РК, связаны, прежде всего, с теоретическими разработками.

Существуют два основных подхода  к теории ренты. Одна из них - марксистская теория ренты, вторая - неоклассическая  теория ренты. Обе теории восходят к  классической теории экономической ренты, изложенной в трудах экономистов XVIII века.

Сторонники классической школы  рассматривали землю в рамках производственных возможностей и преимуществ  расположения земельных участков. Они  считали, что более плодородные  земельные участки приносят доход в форме земельной ренты. Рассматривая земельную ренту, они предполагали, что общее предложение земли абсолютно неэластично и земли пригодные для выращивания зерновых не могут быть использованы ни для каких других целей.

Частная собственность на землю позволяет ее владельцам независимо от качества земельных участков, сдававшихся в аренду, получать так называемую абсолютную ренту.

Опираясь на теорию трудовой стоимости, марксистская теория ренты ориентируется  на радикальные меры в теории распределения. Она предполагает национализацию земли, что приводит к исчезновению абсолютной ренты, а условия образования дифференциальной ренты обоих видов позволяют решать вопрос ее распределения. Дифференциальная рента I изымается государством в пользу всего общества. Дифференциальная рента II как результат более производительных дополнительных затрат достается землевладельцу.

Главная цель марксистской теории доказать, что источник создания новой стоимости - рабочая сила, поэтому и рента  объясняется с помощью закона стоимости. Однако обособленное рассмотрение какого-либо фактора не может дать правильное представление о сложном механизме ценообразования. Игнорирование или недооценка других факторов производства кроме труда, негативно сказывается на эффективности производства.

Производство возможно лишь на основе органического единства ряда факторов, и стоимость создается не каким-то одним, а всеми ими во взаимодействии. Выделяют, как правило, три группы производственных факторов: труд, капитал, природные ресурсы. Выбор методов производства зависит от соответствующих цен на ресурсы. Теория спроса и предложения применима к рынкам ресурсов так же, как и к товарным рынкам.

Урожай, например, нельзя получать не только без труда, но и без земли, без капитальных вложений в технику и обустройство. Каждый из этих ресурсов имеет свою цену на рынке ресурсов. Из спроса отдельных фирм и отраслей производства складывается совокупный спрос на тот или иной фактор производства. Кривая спроса на определенный фактор производства в сочетании с кривой предложения этого фактора и определяет уровень рыночной цены на него. Рассматривая землю как один из факторов производства, неоклассическая теория объясняет теорию ренты проще: через колебания спроса и предложения и установления равновесной цены. Таким путем в условиях рыночной экономики определяется величина доходов, распределяющихся между владельцами различных факторов.

Определение цен на факторы производства, а именно ренты на землю и другие ресурсы, заработной платы, нормы процента на капитальные активы и прибыли связано с решением проблемы "для кого производить товары" и как распределять, хотя принцип социальной справедливости при этом не выдерживается. Кто является владельцем этих факторов, тому и принадлежат доходы. Но государство путем соответствующей налоговой политики может снизить чрезмерное неравенство в распределении богатств.

Неоклассическая теория ренты и  ее варианты еще весьма несовершенны: среди авторитетных специалистов существуют различные подходы к определению, объяснению и выводов относительно доходов, получаемых в виде ренты.

Общим в этих подходах является то, что: "Доход, полученный посредством  какого-либо производительного производственного  фактора, характеризуемого совершенно неэластичным предложением на долгосрочных временных интервалах, принято называть чистой экономической рентой. Это понятия включает в себя определение "чистая", так как с точки зрения всей совокупности факторов, действующих в экономической системе, конкретно рассматриваемый процесс не имеет альтернативной стоимости, и любой доход, им приносимый, является экономической рентой".

Классический пример таких ресурсов - земля и земельные ресурсы. Площади  земельных ресурсов фиксированы. Вследствие этого предложение земли совершенно неэластично, что графически интерпретируется вертикальной кривой предложения. С другой стороны, спрос на землю, диктуемый величиной предельного продукта в денежной форме, графически представляется кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Пересечение этих кривых задает уровень равновесной чистой экономической ренты.

По действующему налоговому законодательству земля, находящаяся в собственности  как физических, так и юридических  лиц, ежегодно  облагается налогом. Земельный налог предполагает наличие  ежегодно  уточняемого подробного земельного кадастра. Там, где отсутствует анализ качества  почв, необходима экспертная оценка качества земли. Различаются два основных типа сельскохозяйственных земель, каждый из которых подразделяются на 101 группу в зависимости от качества почв. Судя по общему описанию этих двух типов земель и максимальным ставкам налога, применяемым ко второму из них, эти земли можно условно охарактеризовать как  пахотные  и  непахотные. 

Таким образом, структура земельного  налога представляется  весьма сложной. А право местных  органов власти увеличивать или уменьшать  ставки  позволяет принимать властные решения. Все это свидетельствует о несовершенстве земельного кадастра. Более того, это налагает дополнительные обязанности на налоговую службу. 

Правильное использование земель регулируется земельным кодексом Республики. Закон "О земле". Здесь изложены земельное законодательство о собственности на землю, состав земель, основы землевладения и землепользования, порядок определения земельного налога и арендной платы за землю, право и обязанности землевладельцев.

Земельные участки различаются  по своей эффективности в зависимости  от естественного плодородия, местоположения, по уровню интенсивности использования. Эти различия необходимо учитывать  при регулировании ценообразованием, налогообложении и государственном управлении. Решению этих задач способствует разработка и применением земельного кадастра состоящего из следующих частей:

- государственная регистрация  землепользователей;

- количественный и качественный  учет земли;

- бонитировка почв;

- экономическая оценка земель.

Государственная регистрация землепользователей и учет земель осуществляется на основе акта на землевладение или землепользование физических и юридических лиц.

Арендная плата за землепользование устанавливается на основе договора аренды по соглашению сторон. Размер арендной платы определяется исходя из урожайности текущего года, прогноза урожайности на будущий год, оценок земли, прогноза цен на сельхозпродукцию, издержек производства и реально сложившегося банковского процента.

Таким образом, арендная плата зависит  от предполагаемого дохода при использовании  арендуемой земли. В Казахстане и  в России наиболее распространенной формой аренды является так называемая внутрихозяйственная аренда. При  этой форме коллектив фермы или бригады берет в аренду участок земли, трактор, сельхозмашины и т.д., обязуется выращивать на этой земле конкретную продукцию и продавать хозяйству по расчетной договорной цене, что значительно ниже рыночной цены.

В Республике Казахстан земельной арендой пользуются до 15,2% крестьянских хозяйств. В наших условиях, где только формируются арендные отношения, более приемлема долевая аренда с натуральной оплатой, которая, кстати, и более распространена.

В зарубежной практике соотношения  долей в конечном продукте (землевладелец-арендатор) составляет 50:50 на зерновых фермах, 30:70 — на молочных и 40:60 - на смешанных, т.е. в зависимости от типа фермы арендатор платит 50, 30, 40% урожая или дохода.

Как показывает мировая практика, аренда имеет самое широкое распространение и в странах с развитой рыночной экономикой, при этом эффективность сельского хозяйства вовсе не обязательно связана с частной собственностью на землю. Так в Голландии земля находится в государственной собственности, а сельское хозяйство здесь является одним из самых высокоразвитых в мире.

В Израиле практически вся земля  национализирована, в США около 60% земли находится в собственности  у государства. Во многих странах  мира государство регулирует процессы купли-продажи земли и землепользования в частном секторе, в том числе и арендные отношения, но следует отметить, что участие государства неодинаково. Так, в Германии, Великобритании, Греции преобладает принцип свободы заключения договоров, а во Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии государство активно, можно сказать, жестко вмешивается в регулирование арендных отношений в части передачи земли.

В законодательствах этих стран  установлены минимальные сроки  аренды. В то же время они дифференцируются в зависимости от объекта аренды: государственные ли это земли, или фермерское хозяйство. К примеру, в Италии для аренды земли в некоторых горных районах установлен минимальный срок договора 6 лет, а при аренде хозяйства целиком - 15 лет.

Информация о работе Проблемы земельного налогообложения в РК