Проблемы, оценка и повышение эффективности проведения налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день в общей системе государственного финансового контроля особое внимание отведено налоговому контролю, поскольку налоги выступают основным фискальным рычагом рыночного хозяйства. Актуальность темы обуславливается тем, что налоговый контроль является важнейшей функцией налоговых органов, отвечающей за своевременность и полноту поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетный фонды. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависит благополучие и экономическая безопасность государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ И ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ…………….….5
1.1 Сущность налогового контроля………………………………………….…5
1.2 Проблемы при осуществление камеральных налоговых проверок…….…8
1.3 Проблемы при осуществлении выездных налоговых проверок…………13
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……………………….…….17
2.1 Оценка эффективности налогового контроля…………………………...…17
2.2 Повышение налоговой культуры налогоплательщиков………….……….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..28

Файлы: 1 файл

Яшкина В. 641 гр., Курсовая работа.docx

— 57.52 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

Факультет Экономики  и права

Специальность Налоги и налогообложение

Кафедра Экономики  и налогообложения

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация и методика проведения налоговых проверок»

На тему:

ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

 

Автор работы:

Студент 641 группа

Яшкина В.В.

Подпись_________________________

 

 

Руководитель  работы:

д.э.н., профессор

Осипова Е.С.

Оценка_________________________

                                                                                            Подпись ________________________

                                                                                    «_____» ___________20____ г

 

 

 

 

 

 Хабаровск 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ВОПРОСОВ И ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО  КОНТРОЛЯ…………….….5

1.1 Сущность налогового  контроля………………………………………….…5

1.2 Проблемы при осуществление  камеральных налоговых проверок…….…8

1.3 Проблемы при осуществлении выездных налоговых проверок…………13

2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОВЕДЕНИЯ  НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……………………….…….17

    1. Оценка эффективности налогового контроля…………………………...…17
    2. Повышение налоговой культуры налогоплательщиков………….……….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..….…27

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     На сегодняшний день  в общей системе государственного финансового контроля особое внимание отведено налоговому контролю, поскольку налоги выступают основным фискальным рычагом рыночного хозяйства. Актуальность темы обуславливается тем, что налоговый контроль является важнейшей функцией налоговых органов, отвечающей за своевременность и полноту поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и внебюджетный фонды. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависит благополучие и экономическая безопасность государства.

     Укрепление  рыночных основ хозяйствования  потребовало  решения налоговых  задач налогового контроля, к  числу которых следует  отнести  необходимость правовой обоснованности  и экономической целесообразности  контрольных действий, их предопределенность  постепенным сближением финансовых  интересов государства и хозяйствующих  субъектов. Это обусловило необходимость  формирование новых принципов,  методов и инструментов контроля  за полнотой и своевременностью  исполнения налоговых обязательств.

В современной России организация  и проведение налогового контроля сталкивается с множеством проблем, обусловленных различными причинами: не налажено эффективное сотрудничество с органами внешней среды по обмену информацией о налогоплательщиках; сохраняется низкий уровень автоматизации процедуры организации и сопровождения выездных налоговых проверок.

     Данные  проблемы  характерны как для федерального, так и для регионального уровня  власти.

     В этих условиях  налоговый контроль всё  еще   не стал эффективным инструментом  государственного управления экономикой  и налогового администрирования. Поэтому  поиск направлений повышения  его результативности остается актуальной и остро востребованной проблемой  не только для теоретических исследований, но и для хозяйственной практики.

     Объектом  исследования курсовой работы являются налоговый контроль. 

Предмет исследования – совершенствование системы эффективного проведения налогового контроля.

     Целью  данной работы является изучение проблем налогового контроля и путей их решения.

     В соответствии  с поставленной целью  определены  следующие основные задачи  курсовой работы:

    • изучить теоретические и практические аспекты налогового контроля;
    • рассмотреть оценку повышения эффективности налогового контроля;
    • выявить основные проблемы эффективного проведения налогового контроля и повышения эффективности предложить пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ И ПРОБЛЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

    1. Сущность налогового контроля

 

     Налоговый  контроль – это проверка по  выполнению хозяйствующими субъектами  и физическими  лицами своих  обязательств перед  государством.

     Цель налогового  контроля производна от цели  всего государственного финансового  контроля, в качестве которой  выступает обеспечение  законности  и эффективности финансовой деятельности  государства. Основной целью налогового  контроля является обеспечение  законности и эффективности налогообложения.

Налогово-контрольная  деятельность призвана решить широкий  круг задач, зависящих от проводимой государственной  политики:

     - обеспечение  экономической безопасности  государства  при формировании  публичных централизованных  и  децентрализованных фондов  денежных  средств; 

     - обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных  доходов и рациональным их  использованием;

     - улучшения  взаимодействия и координации   деятельности контрольных органов   в РФ;

     - проверки  выполнения финансовых  обязательств  перед государством  и муниципальными  образованьями  со стороны  организаций и физических  лиц; 

     - проверки  целевого использования  налоговых  льгот; 

     - пресечение  и профилактика правонарушений  в налоговой сфере. 

     Налоговый  контроль можно рассматривать  в  организационном, методическом  и техническом  аспектах. Первый  из них представляет собой  выбор форм контроля, состав его  субъектов и объектов; второй  аспект охватывает методы осуществления  контрольных действий; третий –  совокупность приемов проверки, их последовательности и взаимосвязи.

     Объект  налогового  контроля можно определить как  разновидность денежных отношений  публичного характера, возникающих  в процессе взимания налогов  и сборов и привлечения нарушителей  налогового законодательства к  ответственности. Что же касается  отношений по введению налогов  и сборов, обжалованию актов налоговых  органов, действий (бездействия)  их должностных лиц, то они  являются объектом судебного  контроля или прокурорского надзора. 

     Предметом  налогового контроля, в первую  очередь, является своевременность  и полнота исполнения налогоплательщиками  своих налоговых обязанностей  по отношению к государству  или муниципальному образованию. Однако, при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов1. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

     Субъектами  налогового контроля  в РФ являются  органы налоговой службы, полиции,  осуществляющие непосредственно  оперативный контроль за поступлением  налогов и других обязательных  платежей в доход государства.  Непосредственное отношение к  контролю за поступлением налогов  в отдельных случаях имеют  финансовые органы (предоставление  отсрочек по текущим налоговым  платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.

     В ходе налогового  контроля осуществляется взаимодействие  между субъектом  и объектом, оно носит характер прямой  и обратной связи. Прямая связь   обеспечивает результаты контрольного  воздействия, используемые для  выработки  управленческих решений.  Обратная связь  подытоживает  качество проведения налогового  контроля, сигнализирует о степени   его воздействия на объект. Свойство  прямой связи активно используется  в практике налогового администрирования.  Обратная связь служит основой  для выработки решений, во-первых, общеэкономического значения в  части обеспечения эффективности  использования экономических ресурсов (оптимизация функционирования объекта  контроля) и, во-вторых, организационной  направленности – в части совершенствования  деятельности налоговых органов  (субъекта контроля).

     Таким образом,  налоговый контроль имеет   цель обнаружения нарушений и   отклонений от принятых норм, правил и  стандартов в сфере  налогов и  сборов, принятие  необходимых корректирующих мер,  привлечение виновных к ответственности   и возмещение причиненного государству   ущерба, а также предотвращение  или  сокращение совершения  таких правонарушений в дальнейшем. 

1.2 Проблемы при  осуществлении камеральных налоговых  проверок

 

    Нет такого государства, которое бы имело безупречное налоговое законодательство, примером тому является Налоговая система Российской Федерации, которая на сегодняшний день далека от идеала. Многие связывают это с тем, что современная  российская налоговая система достаточно «молода» по сравнению с системой, скажем, Великобритании и США, но факт остаётся фактом - в ней имеется много проблем. Однако из наиболее острых и сложно разрешимых проблем является уклонение от уплаты налогов.

Во всех странах имеются  субъекты, которые путем искажения  данных отчетности и неуплаты налогов (сборов) стремятся снизить налоговую  нагрузку. Также в деятельности налогоплательщиков нередко возникают ошибки, приводящие к занижению налоговых платежей.2 Поэтому основной проблемой всех государств в области налогообложения на сегодняшний день является достижение оптимальной величины собираемости налогов.

В Российской Федерации собираемость налогов находится на уровне 70%. Для  того, чтобы средства в виде налогов  и других обязательных платежей в  бюджет РФ мобилизировались в полном объеме, необходимо четкое соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства и других нормативных актов.3

Для определения направлений  реформирования налоговой системы  России в деле борьбы с уклонением от уплаты налогов  и сборов необходимо выявление причин уклонения от уплаты налогов.

Важнейшей причиной уклонения  от уплаты налогов и сборов являются экономические мотивы (сохранение и  упрочение своего материального  положения). Решением этой проблемы может  стать определение и применение оптимального размера налоговой  нагрузки, при которой в определенной степени будут удовлетворятся потребности  государства в финансовых ресурсах, и не подрываться финансовое состояние  налогоплательщика.

     Следующими, по  значимости, причинами ухода налогоплательщиков  от налогообложения являются  несовершенство и сложность налогового  законодательства. Основным документом, регламентирующим порядок осуществления  налоговых проверок, является Налоговый Кодекс РФ, попробуем выделить в нем наиболее спорные правовые установления.

     Камеральная  налоговая проверка проводится  по месту  нахождения налоговой  инспекции  на основе налоговых  деклараций и  документов, представленных  организацией, служащих основанием  для исчисления и уплаты налога, а также других документов  о деятельности фирмы. Камеральная   налоговая проверка проводится в  отношении всех организаций. Но при  этом она скрыта от глаз проверяемого и проходит в недрах самой инспекции. Особенностью камеральной налоговой проверки является то, что инспекторы проверяют именно те бумаги, которые представила сама фирма.

Информация о работе Проблемы, оценка и повышение эффективности проведения налогового контроля