Принципы построения налогового механизма в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогооблажения, а также определение основных направлений и механизма реализации налогооблажения в Российской Федерации.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России. Особую актуальность сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой системы и их взаимосвязи с налоговым механизмом.

Содержание работы

Введение 3
1. Социально-экономическая сущность и функции налогов
1.1 Сущность и принципы налога 5
1.2.Основные виды налогов 10
1.3 Элементы налога 16
1.4 Функции налогов 17
1.5 Классификация налогов 24
2.Соотношение налогов и иных обязательных платежей 27
3. Принципы построения налогового механизма в РФ 33
Заключение 38
Список используемой литературы и нормативно-правовых актов 40

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.27 Кб (Скачать файл)

    5.По  периодичности. Сбор обычно носит  разовый характер, и его уплата  происходит без определенной  системы; налогам свойственна  определенная периодичность. Таким  образом, в отличие от налогов  сборы имеют индивидуальный характер, и им всегда присущи строго  определенная цель и специальные  интересы. Сопоставление юридических  признаков налогов и сборов, образующих  налоговую систему современного  российского государства, подтверждает  правильность общей теории государственных  доходов, выработанной еще в  XIX в. известными русскими и зарубежными финансистами. Согласно названной теории, сборы и пошлины являются своеобразной формой обязательных платежей, являющейся прообразом налога. Для цивилизованного государства более приемлемо использовать налоговые методы, поскольку «в современном видении именно налог является наиболее совершенной формой пополнения государственного бюджета, обеспечивая максимальный учет имущественного положения плательщиков, способствуя соблюдению конституционных прав и формируя бюджет в основном за счет тех, кто имеет соответствующую экономическую возможность.

 

     3. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

     

    Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям.

    Таким образом, налоговая система РФ отвечает следующим принципам:

    - налоговое законодательство должно быть стабильно;

    - взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

    - тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

    - взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;

    - способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;

    - принцип равенство налогоплательщиков перед законом;

    - издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

    - нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

    - доступность и открытость информации по налогообложению;

    - соблюдение налоговой тайны.

    Рассмотрим  кратко содержание этих основных принципов.

    Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений.

    В соответствии с этим принципом изменения  в законодательство о налогах  не должны вноситься в течение  финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который  первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение  ряда лет, т.е. реформы и изменения  существенного характера не могут  проводиться каждый год. Всеми крупными инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства рассматривается  как основание для отнесения  страны (или территории) к зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.

    Правовой  характер взаимоотношений государства  и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться только законами.

    Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения  могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным  органом. Принцип правовых взаимоотношений  предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

    Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными доходами.

    Принцип соразмерности взимаемых налогов  с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

    Соблюдение  принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков — важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика — это не только установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

    1) каждый используемый термин должен  иметь свое единственное значение, установленное законом;

    2) количество издаваемых законодательных  актов не должно быть чрезмерным;

    3) законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;

    4) тексты законов должны быть  понятны человеку со средним  для данной страны уровнем  образования;

    5) при изменении каких-либо норм  в законодательных актах, опубликованных  в предыдущие годы, должен публиковаться  их новый измененный текст.

    Один  из важнейших принципов построения налоговых систем — принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

    Принцип сведения к минимуму издержек по сбору  налогов и контролю за соблюдением  налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов. Подобная ситуация нередко возникала в истории в сфере налогообложения отдельных видов недвижимого имущества, где расходы государства на разработку и заполнение документации, обмеры, обсчеты, аэрофотосъемки, перерасчеты в сочетании с многочисленными льготами для широкого круга категорий налогоплательщиков приводили к тому, что сумма налоговых поступлений была меньше осуществленных затрат.

    Принцип нейтральности налогообложения  в отношении форм и методов  экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции. Т.е. налоги не должны влиять на формы предпринимательской деятельности и поведение граждан в тех случаях, когда в таком влиянии нет смысла. Приобретение оборудования, сырья, материалов, иностранной валюты, привлечение кредитов, создание новых предприятий должны осуществлять на основе целей и задач повышения эффективности, а не в зависимости от условий налогообложения, особенностей или специфических требований налогового законодательства.

    Об  отсутствии нейтральности налогообложения  в отношении форм экономической  деятельности можно говорить в тех  случаях, когда условия налогообложения  индивидуальных, семейных предприятий  и акционерных обществ существенно  различаются.

    К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы  можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить.

    Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

    Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Существование  любого современного государства неразрывно связано с налогами.

    Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

    Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

    Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

    Налоговый механизм любого государства состоит  из совокупности организационных принципов. Для обеспечения стабильного  развития всякая страна должна учитывать  и строго соблюдать все базовые  принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься  и проводиться в нарушение  этих принципов, суды должны разрешать  налоговые споры в духе этих налоговых  принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы  закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают  неоднозначные толкование или намеренно  оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

    Налоги  играют важнейшую роль среди государственных  доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

    Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и  составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

    - работники, своим трудом , создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

    -хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

    За  счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов  выражается, таким образом, взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства  – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ:  

    1. Конституция Российской Федерации 2010г.

    2. Налоговый Кодекс Российской Федерации 2010г.

Информация о работе Принципы построения налогового механизма в РФ