Принципы и методы налогового администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 17:13, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в теоретическом обосновании сущности, функций и механизмов администрирования, ориентированных на эффективное управление экономикой. Задача состоит, прежде всего, в том, чтобы получить четкие представления о сущности и функциях, о проблемах налогового администрирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
1 Понятие налогового администрирования……………………………………...5
2 Основные элементы налогового администрирования………………………...7
3 Уровни налогового администрирования……………………………………….9
4 Принципы и методы налогового администрирования……………………….10
5 Содержание понятия налогового администрирования………………………12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………18

Файлы: 1 файл

контрольная налог админист.docx

— 108.90 Кб (Скачать файл)

Административно-правовые отношения исключают возможность договорных отношений типа гражданско-правовых, а налоговые отношения такую возможность предоставляют. Например, по заключению договоров налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (ст. ст. 65 и 66 НК РФ), договора о залоге имущества (ст. 73 НК) и договора поручительства (ст. 74 НК)7.

В налоговых правоотношениях больше наблюдается отступление от главного качества административных отношений - неравенства сторон, подчиненности одной стороны другой. Так, налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам, требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Субъекты налогового правоотношения, как налогоплательщики, так и уполномоченные органы, наделены свободой приобретать финансовые права и обязанности лишь в том объеме, который установлен законом. Разграничение полномочий налоговых органов и прав налогоплательщика является одной из проблем администрирования налогов.

 

 

5 Содержание понятия налогового администрирования

 

Содержание понятия налогового администрирования включает:

- деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми органами.

- разработка предложений по совершенствованию механизма исчисления налогов и налогового контроля.

Деятельность по обеспечению контрольной функции налоговых органов (организационные, методические, аналитические и др. материалы)

В современной российской практике исходя из сложившейся функциональной структуры органов исполнительной власти и для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджет ФНС России выполняет две дополнительные функции: государственной регистрации налогоплательщиков (организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) и инициированием процедуры банкротства организаций (до 2010 г. еще и контролем за оборотом алкогольной продукции). Процедурные вопросы этих функций не являются предметом Налогового кодекса РФ. Соответственно с теоретической точки зрения они не входят в понятие управление налоговой системой. Однако причиной вовлечения ФНС России в выполнение государством перечисленных регулирующих функций выступает их значимость для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджетную систему страны. Соответственно реализацию этих возложенных на налоговые органы полномочий правомерно включить в содержание налогового администрирования как деятельность уполномоченных органов управления по обеспечению выполнения контрольной функции налоговых органов. Таким образом, предмет налогового администрирования шире, чем исполнение налогового законодательства. Такой подход может быть позитивно оценен и исходя из принципа экономии.

Налоговое администрирование должно также базироваться на реализации принципа эффективности построения налоговой системы, а именно обеспечения максимального поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Одним из показателей эффективности налогового администрирования является минимизация административных расходов по сбору налогов и соблюдению налогового законодательства, в том числе на содержание налогового аппарата8.

На первом этапе современной налоговой реформы, характерной особенностью которого была фискальная направленность, налоговому администрированию были присуще те же недостатки, что и всей налоговой системе:

- наличие пробелов и недоработок в общих принципах управления налоговой системой и соответственно налогового администрирования;

- недостаточной уровень проработанности законов, регулирующих исчисление отдельных налогов;

- недостатки в управлении налоговых органов, в том числе при взаимодействии их с другими государственными органами управления и контроля.

Главной задачей того периода времени было обеспечение любой ценой требуемого объема налоговых поступлений в условиях бюджетного дефицита. При этом действенность и эффективность контроля государства за уплатой налогов была невысокой (по заявлению ряда специалистов и государственных деятелей, уровень собираемости налогов в России составлял 40-60%, причем без учета т. н. «схем оптимизации»). Применение схем было и следствием высокого уровня налоговой нагрузки.

Как показывает мировой опыт, более эффективное администрирование налогов (имеется в виду налоговый контроль) и создание экономически стимулов для их уплаты (например, через расширение партнерских отношений) являются основными направлениями решения проблемы уклонения от налогообложения. При этом под первым зачастую подразумевается ужесточение мер по сбору налогов (увеличение административной нагрузки), а под вторым - снижение уровня налогообложения. Однако на самом деле оценка такой позиции не является однозначной. Между теми и другими процессами имеет место достаточно жесткая причинно-следственная связь. Сокращение числа налогов, снижение налоговой нагрузки и совершенствование механизма налогообложения привели к тому, что вопросы налогового администрирования (как налогового контроля) приобрели особую важность, стали в 21 веке первостепенными. Так, зам. министра финансов Шаталов С. Д. отмечает: «Снижение налогов само по себе недостаточно для того, чтобы побудить недобросовестных налогоплательщиков в полном объеме исполнять свои налоговые обязательства. Устанавливая низкие налоги, государство вправе жестко требовать их уплаты. Без этого на рынке не будет равных конкурентных условий, поскольку тот, кто не платит налогов, будет иметь очевидное преимущество перед честным налогоплательщиком».9

При этом налоговое администрирование следует признать как наиболее социально выраженную сферу управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе. Налоговая культура создается на основе взаимного уважения всех участников налоговых правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе выполнения работы, были сделаны следующие выводы.

Налоговое администрирование, как форма реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере, заключается в систематической, основанной на положениях законодательства Российской Федерации, деятельности системы федеральных финансовых органов специальной компетенции, направленной на осуществление правовых мероприятий процессуального характера, в целях обеспечения эффективности и полноты реализации прав и исполнения обязанностей участников отношений в сфере налогообложения.

На современном этапе осуществление эффективного налогового администрирования в процессе реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере преследует три группы целей:

1  политические - обеспечение социально - экономической стабильности и поступательного устойчивого развития общества и государства;

2 экономические - обеспечение бесперебойного финансирования процесса государственного и муниципального управления через систематическое обеспечение выполнения бюджетов всех уровней;

3 правовые - обеспечение публичного правопорядка в сфере налогообложения, обеспечение социальной справедливости на основе принципа формального равенства при перераспределении бремени несения публичных расходов.

Целями налогового администрирования являются:

- исполнение налогоплательщиком  налоговой обязанности;

- выполнение налоговой политики, тех задач, которые стоят перед государством на настоящем этапе;

- укрепление налоговой дисциплины;

- упорядочение налоговых отношений.

Функции налогового администрирования: планирование, учет, контроль, регулирование.

Исследование теоретических и практических аспектов администрирования налогов напрямую связано с необходимостью реформирования и совершенствования этого института налогового права с целью обеспечения надлежащего правового регулирования деятельности исполнительных и судебных органов на практике, создания баланса публичных и частных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1 Конституция Российской Федерации от 2 декабря 1993г., М., 2014г.

2 Федеральный закон от 27 июля 2006г. №137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон №146-ФЗ от 31.07.98 г. (в ред. от 30.12.13 г.).

4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон №117-ФЗ от 05.08.00 г. (в ред. от 23.03.13г.).

5 Александров И.М. Налоги и налогообложение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2010., // Учебник //

6 Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: НОРМА., 2010., // Учебник //

7 А. Брызгалин. Правовые основы налогового администрирования в 2010 году // Хозяйство и право, №3-4.

8 Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. - М.,  // Учебное пособие//, 2010г.

9 Ройбу А.В. Налогове планирвоание. - М.: 2010., Эксмо.

10 Налоговое право России / Отв. Ред. Ю.А. Крохина. - М.: Норма, 2011г.

11 Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования миф или реальность? // Ваш налоговый адвокат, 2010.,№6.

12 Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. - М.:, ИНФРА-М, 2012г.

13 Харламов М.Ф. Понятие и значение налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения в Российской Федерации // Научный журнал// Современное право - 2013., № 9.

14 Харламов М.Ф. Методы налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения // Научный журнал// Право и жизнь. - 2013. - №114.

15 Правовые и организационные основы налогового администрирования .http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID

16 Проблемы налогового администрирования на современном этапе и пути их решения Елкина С. С., Белоусова Е. С. URL: ttp://www.rae.ru/forum 2012/115/1569

17 Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов http://www.consultant.ru/ online/base/?req=doc;base=LAW;n=118742

 

 

1 Александров И.М. Налоги и налогообложение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2010., // Учебник //

2 Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование. - М.,  // Учебное пособие//, 2010г.

3 Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования миф или реальность? // Ваш налоговый адвокат, 2010.,№6.

4 Орлов М.Ю. Совершенствование налогового администрирования миф или реальность? // Ваш налоговый адвокат, 2010.,№6.

5 Харламов М.Ф. Понятие и значение налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения в Российской Федерации // Научный журнал// Современное право - 2013., № 9

6 Харламов М.Ф. Понятие и значение налогового администрирования в условиях реформирования системы налогообложения в Российской Федерации // Научный журнал// Современное право - 2013., № 9

7 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон №146-ФЗ от 31.07.98 г. (в ред. от 30.12.13 г.).

8 Александров И.М. Налоги и налогообложение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2010., // Учебник //

9 Александров И.М. Налоги и налогообложение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2010., // Учебник //


Информация о работе Принципы и методы налогового администрирования