Правовой статус налогоплательщика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы провести исследования правового статуса налогоплательщиков через призму их правового положения, анализа юридического аспекта и судебной практики прав и исполнения обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов).

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Правовой статус налогоплательщиков ………………………………………. 4
1.1. Правовой статус налогоплательщиков – организаций ……………………. 5
1.2. Правовой статус налогоплательщиков - физических лиц ……………….… 5
Глава 2. Особенности регулирования обязанностей и прав налогоплательщика в РФ ……………………… 8
Глава 3. Характеристика налоговых правонарушений .......……………….………… 13
3.1. Общие положения о налоговой ответственности и особенности налоговых правонарушений …………… 13
3.2.Налоговые правонарушения в области налога на прибыль, ответственность, арбитражная практика ……… 18
Заключение ……………………………………………………………………………... 22
Список используемой литературы ……………………………………………………. 23

Файлы: 1 файл

Курсовая налоговое право.docx

— 65.24 Кб (Скачать файл)

Для лиц, подпадающих под  ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотрены смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Статья 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов, налагаемых за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным за совершение налогового правонарушения соответствующей статьей гл. 16 НК РФ. Обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения.

Согласно ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения  вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые  судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Статья 112 НК РФ устанавливает единственное отягчающее обстоятельство — совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом под аналогичным правонарушением можно понимать либо любое нарушение налогового законодательства, либо только правонарушение, предусмотренное той же статьей НК РФ, что и правонарушение, за которое плательщик привлекается к ответственности.

Налоговый кодекс РФ предусматривает  наложение на нарушителя налогового законодательства налоговых санкций. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Налоговую санкцию следует квалифицировать мерой ответственности за налоговое правонарушение (п. 1 ст. 114 НК РФ).

Санкция представляет собой денежное взыскание, налагаемое на налогоплательщика (налогового агента) в принудительном порядке. Это единственная мера ответственности, предусмотренная налоговым законодательством; в соответствии со ст. 114 НК РФ она установлена в форме штрафа.

Штраф не следует путать с пенями. Характерной чертой штрафа является однократность взыскания: никто не может быть привлечен к ответственности повторно за одно и то же правонарушение (п. 2 ст. 108 НК РФ). Пеня не является налоговой санкцией и напрямую не связана с нарушением налогового законодательства. Для начисления пеней достаточно только одного основания — недоимки по налогу. При этом пени начисляются на размер задолженности ежедневно до момента уплаты всей суммы налога. Пеня — это один из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и взыскивается в бесспорном порядке (ст. 72 НК РФ).

Повторность совершения налогового правонарушения отнесена НК РФ к квалифицирующим  признакам, влияющим на размер налоговой  санкции.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа уменьшается не менее чем в 2 раза по сравнению с установленным размером, а при наличии отягчающего обстоятельства в виде совершения налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа увеличивается на 100%. При этом, если одно лицо совершило два и более налоговых правонарушения, санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Время совершения налогового правонарушения имеет важное значение для его квалификации, поскольку позволяет определить налоговый период, в котором произошло нарушение, и, таким образом, правильно выбрать норму налогового права, подлежащую применению.

 

 

 

 

3.2. Налоговые правонарушения в области налога на прибыль, ответственность, арбитражная практика

С 1 января 1999 г. ответственность  налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определяется в соответствии с частью первой Налогового кодекса  Российской Федерации (НК РФ).

Налоговые санкции за нарушения  налогового законодательства применяются  на основании проводимых налоговыми органами проверок документов налогоплательщиков, связанных с исчислением и  уплатой налогов, обследований (с  соблюдением установленных правил) любых производственных, складских, торговых и иных помещений налогоплательщиков, связанных с получением прибыли (доходов).

При проверке правильности исчисления предприятиями налога на прибыль,  налоговые инспектора руководствуются  Временными указаниями о порядке  проведения документальных проверок юридических  лиц, независимо от видов деятельности и формы собственности (включая  предприятия с особым режимом  работы), по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и  своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль10, определяющими порядок проверки, использование документов, правильность расчета составных частей  налогооблагаемой базы.

В соответствии с НК РФ к  налогоплательщику могут быть применены  следующие санкции за нарушения  в исчислении налога на прибыль:

1) задержка представления  расчета по налогу на прибыль  сроком до 180 дней. В соответствии  с частью 1 ст. 11911 предусматривается взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 25% указанной суммы;

2) грубое нарушение организацией  правил учета доходов и расходов  и объектов налогообложения. Если  эти действия совершены в течение  одного налогового периода, то  сумма штрафа составляет 5 тыс.  руб. Если эти действия совершены  в течение более одного периода,  то сумма штрафа составляет 15 тыс. руб.;

3) нарушение правил составления  расчета по налогу на прибыль,  выразившееся в несвоевременном  отражении в нем доходов и  расходов. Взыскание штрафа в  размере 3 тыс. руб.;

4) нарушение правил составления  расчета по налогу на прибыль,  т.е. неотражение или неполное  отражение, а равно ошибки, приводящие  к занижению суммы налога. Взыскание  штрафа в размере 5 тыс. руб.;

5) неуплата или неполная  уплата суммы налога на прибыль  в результате занижения налоговой  базы или неправильного исчисления  суммы налога по итогам налогового  периода, выявленные при выездной  проверке. Взыскание штрафа в  размере 20% неуплаченной суммы  налога; те же действия, совершенные  умышленно, влекут взыскание штрафа  в размере 20% неуплаченной суммы  налога;

6) невыполнение налоговым  агентом возложенных на него  законодательством о налогах  и сборах обязанностей по удержанию  с налогоплательщика и перечислению  в бюджет налога на прибыль.  Взыскание штрафа в размере  20% суммы, подлежащей удержанию  и перечислению;

7) непредставление налоговому  органу документов, необходимых  для проверки правильности исчисления  налога на прибыль, либо представление  документов с заведомо ложными  сведениями. Взыскание штрафа в  размере 5 тыс. руб.;

8) отказ от представления  документов по запросу налогового  органа, необходимых для проверки  правильности исчисления налога  на прибыль, или непредставление  их в установленный срок. Взыскание  штрафа в размере 5 тыс. руб. 

Пример 1. При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль за I квартал 2001 г. составила 100 тыс. руб., тогда как, по данным плательщика, она определена в сумме 65 тыс. руб.

Расхождение составило 35 тыс. руб., из которых за счет: неправильного  отнесения затрат на себестоимость - 25 тыс. руб.; неправомерного применения льготы - 10 тыс. руб.

В этом случае в соответствии с п. 3 ст.12012 НК РФ с налогоплательщика будет взыскан штраф в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. В соответствии с п. 4 названной статьи на него будет наложен штраф в сумме 3 тыс. руб. В соответствии со ст. 12213 НК РФ с налогоплательщика будет взыскан штраф в сумме 20% неуплаченной суммы налога, а в случае доказанного умысла 40% неуплаченного налога.

Пример 2. Предприятие, в числе работников которого были инвалиды, при расчете налога на прибыль применяло льготную ставку налога на основании п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

При проверке данного предприятия  налоговой инспекцией было установлено, что оснований для пользования  соответствующей льготой у предприятия  не имелось, поскольку число работающих на нем инвалидов составляло менее 50% общего числа работников. Таким  образом, данное предприятие должно было уплачивать налог на прибыль  по полной ставке.

В соответствии со ст. 122 НК РФ организация несет ответственность  в размере 20% неуплаченной суммы  налога. В том случае, если в действиях  организации будет признан умысел, сумма штрафа составит 40% неуплаченной суммы налога.

Причины, по которым допускаются  указанные нарушения, могут быть различными. Это и запутанность налогового законодательства, малоопытность бухгалтеров  предприятий, арифметическая ошибка или  умышленное нарушение. Технические  причины уклонения от налогообложения  связаны с  несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не  в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов. Финансовые санкции, однако, за все эти нарушения применяются одинаковые.

Пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 8.05.96 г. N 685 (в ред. от 24.07.97г.) "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" установлено, что технические ошибки при составлении и расчете  налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и  своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями.

В целях выполнения Указа  Госналогслужба России письмом от 28.06.96 г. N ПВ-6-09/450 (п. 3) установила, что если налогоплательщик самостоятельно и своевременно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или не полностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность, в расчеты по налогам и платежам, произвел уплату причитающихся сумм, то допущенные ошибки налоговыми нарушениями не являются.

В указанных случаях с  налогоплательщика пени за несвоевременную  уплату налогов и других обязательных платежей не взыскиваются. Предприятие  при выявлении в отчетном году занижения сумм налога от фактической  прибыли за прошлые годы сообщает налоговому органу о доначисленной сумме налога и перечисляет ее в бюджет. Если предприятием обнаружена ошибка в исчислении налога от фактической прибыли за истекший квартал (месяц) отчетного года, то составляется уточненный расчет налога за этот период, представляется налоговому органу и производится перечисление в бюджет до начисленной суммы, не дожидаясь следующего отчетного периода года.

Выявленная налогоплательщиком и внесенная в бюджет сумма  налога подлежит зачету при составлении  расчета по налогу от фактической  прибыли следующего отчетного периода (нарастающим итогом с начала года). В случае, когда налогоплательщик выявляет занижение прибыли за прошлые  годы или истекшие периоды отчетного  года, то он представляет в налоговый  орган сведения о сумме заниженной прибыли, уточненный расчет налога на прибыль за прошлые годы или истекшие периоды отчетного года, не дожидаясь срока представления расчета за отчетный период. Доначисленная предприятием и перечисленная в бюджет сумма налога должна быть зачтена при составлении расчета по налогу от фактической прибыли нарастающим итогом с начала года. При этом исправления в бухгалтерскую отчетность вносятся в соответствии с п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н.

В соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (в  редакции Федерального закона от 25.06.98 г. N 92-ФЗ) уклонение от уплаты налогов  с организации путем включения  в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или  расходах либо иным способом, совершенное  в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.

Налогоплательщики при несогласии с решением Госналогслужбы России вправе обратиться в Арбитражный суд  Российской Федерации. Такой способ урегулирования конфликта с налоговыми органами довольно часто применяется  в сегодняшней практике надо сказать  вполне успешно в обоих направлениях. Зачастую несовершенство законодательства и некомпетентность налоговых органов  становится поводом для обращения  в суд, где принимается решение необходимое для исполнения.

 

Заключение

 

Одним из основных критериев  отнесения физического лица или  организации к числу субъектов  налогового права является потенциально возможная обязанность уплачивать причитающиеся налоги. Физические лица и организации приобретают налогово-правовой статус по причине предполагаемой возможности  вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием) относительно уплаты установленных  налогов или сборов. Налогоплательщиков в качестве субъектов налогового права характеризует потенциальная  возможность быть участником определенного  правоотношения по поводу установления, введения или взимания налогов, осуществления  налогового контроля или привлечения  к налоговой ответственности.

Информация о работе Правовой статус налогоплательщика в РФ