Понятие, сущность и методы налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Зачастую налогоплательщики не исполняют свои обязанности в полном объеме, уклоняясь от уплаты налогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и виды налогового контроля 4
2. Методы налогового контроля 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 46.48 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «Ивановский  Государственный Университет»

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономического анализа и бухгалтерского учета

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Контроль и ревизия»

на тему: «Понятие, сущность и методы налогового контроля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса УЗО

Специальность:

«Бухгалтерский

учет, анализ и  аудит»

Кожина Н.А.

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

Самсонова Татьяна Тимофеевна

 

 

 

 

Иваново, 2013

Содержание

 

Содержание 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие и виды налогового контроля 4

2. Методы налогового контроля 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

Список  литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Взимание налогов - древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию.

Зачастую налогоплательщики не исполняют свои обязанности в  полном объеме, уклоняясь от уплаты налогов. Для пресечения подобных попыток нарушения налогового законодательства и реализуется важнейший институт налогового законодательства - налоговый контроль.

Налоговый контроль - ежедневная деятельность налоговых и иных государственных  органов по обеспечению правильного  исчисления, своевременного и полного  внесения налогов и сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогообязанными лицами норм налогового законодательства.

Данной теме посвящено большое  количество научных и исследовательских  работ, что еще раз доказывает значимость рассматриваемой темы- сущность и методы налогового контроля.

В своей работе будем опираться, прежде всего, на нормативно-правовые акты и налоговый кодекс Российской Федерации.

 

 

 

  1. Понятие и виды налогового контроля

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса  РФ «налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов  по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ».

Данное определение в законодательство было введено в 2006 году Федеральным  Законом «О внесении изменений в  часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с осуществлением мер по совершенствованию  налогового администрирования».

В общем можно сказать, что Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально-обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов налогообложения. В широком смысле налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды). 
В соответствии с законодательством налоговый контроль в РФ осуществляют следующие органы: 

  1. налоговые органы;
  2. таможенные органы;
  3. органы государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 82 НК РФ должностные  лица таможенных органов и органов  государственных внебюджетных фондов наделены контрольными полномочиями в сфере налогообложения в пределах своей компетенции:

  1. таможенные органы - за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ;
  2. органы государственных внебюджетных фондов - за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.

 Однако, «Налоговый контроль - это  цель, а мероприятия налогового  контроля - средства достижения данной  цели»1.

К данным мероприятиям следует относить:

  1. налоговые проверки;
  2. получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  3. проверки данных учета и отчетности;
  4. осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Основными задачами налогового контроля являются:

  1. обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  2. предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  3. наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.

Классифицировать налоговый контроль можно по следующим критериям:

    1. В зависимости от времени проведения налогового контроля:
    • Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств.
    • Текущий (оперативный) контроль является частью ежедневной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками;
    • Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки.
    1. По характеру контрольных мероприятий налоговый контроль можно разделить на 
      • Плановый;
      • внезапный.

В первом случае контроль подчинен определенному  планированию, а во втором - осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления  внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

    1. Исходя из метода проверки документов налоговый контроль подразделяется на:
      • Сплошной;
      • выборочны.

Сплошная проверка основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, тогда, когда выборочная проверка предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В случае, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку

    1. По месту проведения налоговая проверка делится на:
      • Камеральную;
      • выездную.

Отличие этих форм заключается в  месте проведения проверок, так, согласно ст. 88 и по смыслу ст. 89 НК Российской Федерации камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными - проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

5) Налоговый контроль можно классификация  в зависимости от субъектов  налогового контроля на:

      • контроль налоговых органов: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
      • контроль таможенных органов: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;
      • контроль органов государственных внебюджетных фондов;
      • контроль финансовых органов;
      • контроль федеральных органов налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;
      • контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.
    1. По периодичности проведения налогового контроля различаются на:
      • Первоначальный; 
      • повторный.

Первоначальными контрольные мероприятия признаются проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Для полного получения полного  представления о сущности налогового контроля рассмотрим его принципы.

Под принципами налогового контроля понимают закрепленные в налоговом законодательстве руководящие начала и идеи, выражающие сущность налогового контроля и определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения2.

Принято выделять девять принципов.

1. Принцип законности

Принцип законности означает, во-первых, необходимость строгого соблюдения требований предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, а, во-вторых, устанавливается запрет произвола, «самовольное» принятие решений, без учета критериев и общепринятых представлений о справедливости3.

В рамках налогового контроля принцип  законности проявляется, в том, что, согласно ст. 1 Налогового Кодекса РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля, его регулирование устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, согласно ст. 32 на налоговые  органы возлагается обязанность  осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов.

2. Принцип юридического равенства

Данный принцип закрепляется в  Конституции РФ в ст. 19 и заключается  в том, что все равны перед  законом и судом и недопустимо  какое-либо ограничение в правах по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В рамках налогового контроля необходимо сказать, что по принципу юридического равенства также ни одна организация  не может быть освобождена налоговыми органами от проведения в отношении  нее мероприятий налогового контроля и предполагает единство форм, методов  проведения налогового контроля, применяемых  на всей территории России.

3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина

Данный принцип универсален, является основным для всех отраслей Российской Права, поэтому, применительно к  Налоговому контролю также необходимо говорить о приоритете прав и свобод человека в деятельности налоговых  органов, организаций. Также в рамках принципа соблюдения прав человека и  гражданин можно говорить о таком  принципе налогового контроля, как принцип защиты прав налогоплательщика, который гарантируется на любом этапе проведении мероприятий налогового контроля. Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

Информация о работе Понятие, сущность и методы налогового контроля