Понятие налоговой деятельности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом. В нем в частности говорится, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Содержание работы

Введение

1. Понятие налоговой деятельности государства
Сущность налогов и их роль в экономике государства
Правовое значение объекта налогообложения
Принципы построения налоговой системы

2. Налоговая система РФ
2.1. Структура налогообложения РФ
2.2. Основные налоги, взимаемые в России
2.3. Изменения в налоговом праве РФ на 2004-2005 год
3. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации
Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности
Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Налоговое право!!!!!!!!!.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Современные принципы налогообложения таковы:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах расчитываются пропорционально.
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осущесвления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общесвенно-политическим потребностям.
  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. 

Существует два основных вида налоговой  системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе  все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система  широко применяется в Западных государствах.

 

2. Налоговая система РФ

 

2.1. Структура налогообложения  РФ

 

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон « Об основах налоговой системы в РФ » от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

В соответствии с законом под  налогом, сбором, пошлиной и другими  платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую систему  Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных  органов государственного управления России, подчиняется Президенту и  Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных законодательством.

Под термином « налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 57 Конституции  РФ каждый обязан платить законно  установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.96 г.5 указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти ” (п. 4 Постановления ).

Таким образом, понятие  « законно установленный » включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.

Установить налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Установить налог –  значит установить и определить все  существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д.). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Законом « Об основах налоговой  системы в Российской Федерации  » впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

  1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.
  2. Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.
  3. Из местных налогов ( а их всего 22 ) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

И еще один важный в  условиях рынка налог – на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

2.2. Основные налоги, взимаемые в России

Федеральные налоги

- налог на добавленную  стоимость

- федеральные платежи за пользование природными ресурсами

- акцизы на отдельные группы  и виды товаров

- подоходный налог

- налог на доходы  банков

- подоходный налог  с физических лиц

- налог на доходы  от страховой деятельности

- налоги – источники  образования дорожных фондов

- налог на операции с ценными бумагами

- гербовый сбор6

- таможенная пошлина

- государственная пошлина

- отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы

- налог с имущества, переходящего  в порядке наследования и дарения

- налог с биржевой  деятельности

 

Республиканские налоги и налоги краев, областей, автономных образований

- республиканские платежи  за пользование природными ресурсами

- лесной налог

- налог на имущество  предприятий

- плата за воду, забираемую промышленными  предприятиями из водохозяйственных систем

 

Местные налоги

    • земельный налог
    • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
    • налог на имущество физических лиц
    • сбор за право торговли
    • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне
    • целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели
    • курортный сбор
    • налог на перепродажу автомобилей и ЭВМ
    • налог на рекламу
    • лицензионный сбор за право торговли вино - водочными изделиями
    • сбор с владельцев собак
    • сбор за выдачу ордера на квартиру
    • лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей
    • сбор за право использования местной символики
    • сбор за парковку транспорта
    • сбор за выигрыш на бегах
    • сбор за участие в бегах на ипподромах
    • сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме
    • сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами
    • сбор за право проведения кино- и телесъемок
    • сбор за уборку территорий населенных пунктов
    • другие виды местных налогов

 

 

2.3. Изменения   в налоговом праве РФ на 2004-2005 год

 

 

        Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ были внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса, при этом основные изменения касаются порядка исчисления налога на прибыль. Внесение изменений призвано сблизить бухгалтерский и налоговый учет, а также упростить учет объектов налогообложения.         

 Вопрос о вступлении в  силу и практическом применении  Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ является одной из наиболее  сложных тем, возникших в связи  с его принятием. Данное издание  посвящено анализу новых изменений,  здесь даны рекомендации по их применению налогоплательщиками.

Волна августовских изменений  налогового законодательства не оставила незатронутыми вопросы налогообложения доходов физических лиц и внесла изменения по следующим статьям:

 

1. Федеральный закон  от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений  в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внес в действующее законодательство определенные изменения, касающиеся, в частности, имущественных налоговых вычетов. Эти изменения будут применяться начиная с 1 января 2005 года.

Нововведения условно можно разделить на следующие три составляющих:

    1. Изменения, касающиеся состава имущества, влияющего на предоставление соответствующих налоговых вычетов;
    2. Изменения, касающиеся состава фактических расходов на строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них;
    3. Изменения, касающиеся порядка предоставления имущественного налогового вычета налогоплательщику.

 

 

         2. Неверное указание в платежном поручении КБК другого налога в любом случае влечет необходимость уплаты пени        

 Если налогоплательщик перечислил один налог, ошибочно указав в платежном документе КБК другого налога, то по второму из них возникает переплата, а по первому, соответственно, недоимка. По тому налогу, где возникла недоимка, будут начисляться пени, поскольку в НК РФ не предусмотрено освобождения от начисления пеней по одному налогу (сбору) при наличии переплаты по другому, даже если оба налога (сбора) зачисляются в один и тот же бюджет (письмо ФНС РФ от 25.07.2005 г. N 10-1-13/3367).

 

 

         3. По мнению Минфина РФ, налогоплательщик вправе уменьшать налогооблагаемую прибыль на остаточную стоимость нематериальных активов.        

 Согласно НК РФ, нематериальные активы являются  амортизируемым имуществом (п. 1 ст.256 НК РФ) и налогоплательщик, при  продаже такого имущества может уменьшить доход от его реализации на остаточную стоимость имущества (пп. 1 п. 1 статьи 268 НК РФ). Порядок определения указанной стоимости указан в п. 1 ст.257 НК РФ. Однако он относится только основным средствам, а о том, как определять остаточную стоимость нематериальных активов, в НК РФ не говорится. Минфин РФ решил восполнить данный пробел и выпустил соответствующее письмо, в котором разрешил налогоплательщикам включать остаточную стоимость нематериальных активов в расход и тем самым уменьшать налог на прибыль (письмо Минфина РФ от 03.08.2005 г. N 03-03-04/1/134).         

 Таким образом,  по мнению финансового ведомства,  при реализации нематериального  актива (например, товарного знака), фирма имеет право уменьшить  базу по налогу на прибыль на его остаточную стоимость. Причем данную стоимость необходимо определять по правилам, действующим в отношении основных средств.

 

 

         4. Об учете плательщиками УСН (выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы минус расходы) расходов на оплату аудиторских услуг        

 Лица, применяющие  УСН и выбравшие в качестве  объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, могут учесть затраты на оплату  аудиторских услуг при расчете  единого налога. Однако такое  возможно только при соблюдении следующих условий. Во-первых, обслуживающие налогоплательщика аудиторская организация или аудитор-частник должны иметь лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Во-вторых, расходы на оплату работы консультантов должны быть обоснованы и документально подтверждены. В-третьих, в перечень аудиторских услуг входят работа по независимой проверке бухгалтерского учета и отчетности фирм и предпринимателей, а также сопутствующие аудиту услуги, список которых приведен в п. 6 ст.1 Закона "Об аудиторской деятельности" (письмо Минфина РФ от 06.07.2005 г. N 03-11-04/2/15).

Налоговом кодексе

 

3. Виды ответственности  за нарушение налогового законодательства  в Российской Федерации

 

    1. Налоговая ответственность – 

самостоятельный вид юридической ответственности

 

Правовое регулирование7 ответственности в сфере налогообложения является составной частью налогового законодательства и представляет собой совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по обеспечению доходной части бюджета.

Как известно, метод налогового права носит комплексный характер. Основным правовым методом налогового регулирования являются государственно-властные предписания со стороны органов власти в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектов налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях. Вместе с тем по объектам налоговых отношений, которые охватывают собственность (имущество и доходы) юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, учитывая равенство всех форм собственности и одинаковую степень защиты каждой из них.

Информация о работе Понятие налоговой деятельности государства