Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 13:54, реферат

Описание работы

Под квалификацией административных правонарушений понимается установление соответствия признаков совершенного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
В ходе осуществления административного расследования правоприменитель решает вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние

Содержание работы

1. Введение……………………...3
2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений…………….4
3. Квалификация правонарушений по объективной стороне, объекту, субъекту, субъективной стороне административного правонарушения……………8
4. Заключение………………….11
5. Список литературы…………12

Файлы: 1 файл

право.docx

— 23.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

 

  1. Введение……………………...3
  2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений…………….4
  3. Квалификация правонарушений по объективной стороне, объекту, субъекту, субъективной стороне административного правонарушения……………8
  4. Заключение………………….11
  5. Список литературы…………12

 

Введение.

Под квалификацией административных правонарушений понимается установление соответствия признаков совершенного деяния признакам конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

В ходе осуществления административного расследования правоприменитель решает вопрос о том, какой норме законодательства об административных правонарушениях соответствует рассматриваемое деяние.

Выявление признаков деяния осуществляется посредством сбора и оценки доказательств. Так лицо, осуществляющее административное расследование, располагает информацией о значительном объеме фактических обстоятельств содеянного: о месте, времени, способе, средствах и обстоятельствах совершённого административного правонарушения и др.

Для квалификации административного правонарушения из множества признаков необходимо отобрать лишь значимые, которые определяют правовую характеристику совершенного деяния. Прежде всего, таковыми являются общие признаки, присущие любому виду административного правонарушения: общественная опасность, противоправность.

Признание деяния административно-противоправным и общественно опасным является предпосылкой возникновения второго этапа квалификации. Задачей этого этапа является решение вопроса о том, какая административно-правовая норма предусматривает такое деяние. Здесь необходимо выяснение и сопоставление так называемых видовых признаков, характерных именно для данного вида административного правонарушения.

2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. 
Законодательное определение налогового правонарушения является обобщающей категорией, отражающей объективную реальность негативных процессов в налоговой сфере. Данное определение, как и определение любого иного правонарушения или преступления, содержит в себе минимальное, но одновременно достаточное количество существенных признаков налоговых правонарушений.

Данное определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков налогового правонарушения. 
1. Противоправность деяния. Налоговое правонарушение представляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической формой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонарушением считается только деяние, предусмотренное законодательством о налогах и сборах. Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, отказ предоставить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности);

2. Виновность. Налоговое правонарушение  совершается виновно (умышленно  или по неосторожности). Виновность  означает предусмотренное Налоговым  кодексом РФ психическое отношение  лица в форме умысла или  неосторожности к совершаемому  деянию и его последствиям. Форма  вины является обязательным признаком  налогового правонарушения, поскольку  тот или иной ее вид всегда  содержится в нормах Налогового  кодекса РФ, определяющих составы  правонарушений, и большинство составов  налоговых правонарушений, установленных  в нем, предполагает наличие неосторожной  формы вины. 

3. Наказуемость деяния — совершение  налогового правонарушения влечет  для нарушителя негативные последствия  в виде налоговых санкций. Наказуемость  является формальным признаком  налогового правонарушения, поскольку  налоговым правонарушением признается  совершенное противоправное деяние  фискально обязанных лиц, ответственность за которое предусмотрена Налоговым кодексом РФ.  
Сущность наказуемости как формального признака налогового правонарушения заключается в угрозе применения наказания к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ. 

Состав налогового правонарушения образуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. 
1. Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой-либо вред. Налоговые правонарушения характеризуются общностью объекта посягательств — это фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством.

2. Объективная сторона налоговых  правонарушений представляет совокупность  признаков противоправных деяний, предусмотренных нормами налогового  права и характеризующих внешнее  отражение (проявление) налоговых правонарушений  в реальной действительности. Основания  привлечения к ответственности  за налоговые правонарушения, а  также за нарушения банками  законодательства о налогах и  сборах установлены НК РФ. 

3. Субъектом налогового правонарушения  является лицо, совершившее нарушение  налогового законодательства и  которое в соответствии с действующим  законодательством может быть  привлечено к ответственности. 
Субъекты налоговых правонарушений подразделяются на общие и специальные. Общий субъект определяется на основании положений Налогового кодекса РФ. Поскольку налоговые правонарушения совершаются физическими лицами и организациями, то общими субъектами налоговых правонарушений могут быть: 
• налогоплательщики — российские организации, иностранные и международные организации, созданные на территории Российской Федерации филиалы и представительства иностранных и международных организаций, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; 
• плательщики сборов; 
• налоговые агенты — российские и иностранные организации, а также индивидуальные предприниматели; 
• законные представители налогоплательщика — физического лица; 
• свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные фискально обязанные лица; 
• организации и физические лица, являющиеся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов. 

4. Субъективная сторона налогового правонарушения представляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характеризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его последствий. 

Таким образом, состав налогового правонарушения представляет собой законодательно построенную юридическую модель типичных признаков виновного противоправного деяния, нарушающего законодательство о налогах и сборах и за которое Налоговым кодексом РФ установлены меры ответственности.

 

 

 

3. Квалификация правонарушений по объективной стороне, объекту, субъекту, субъективной стороне административного правонарушения

 

Квалификация по объективной стороне предполагает сопоставление признаков совершенного деяния с его характеристикой, содержащейся в соответствующей статье КоАП РФ. Такое сопоставление не представляет сложности, если в соответствующей статье КоАП РФ содержится подробная характеристика противоправного деяния. Однако формулировка некоторых статей КоАП РФ не содержит четких описаний всех действий, образующих объективную сторону административного правонарушения. В них иногда указываются весьма общие признаки возможных противоправных деяний. Так, в диспозиции статьи, предусматривающей ответственность за «мелкое хулиганство», содержится подроби я характеристика лишь одного из действий, составляющих его объективную сторону,- нецензурная брань в общественных местах. Иные действия изложены в весьма общей форме: оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. 

В некоторых статьях КоАП РФ лишь названы действия, но не раскрывается их характеристика (например, занятие проституцией, ст. 6. 11 КоАП РФ), а иногда указывается на последствие противоправных действий (например, повреждение телефонов-автоматов, ст. 13.24 КоАП РФ). Решая в подобных случаях вопрос о признании или непризнании совершенных конкретных действий соответствующими признакам объективной стороны состава, правоприменитель должен, прежде всего, осуществить семантическое, логическое толкование термина, указанного в законе, чтобы понять, какие действия охватываются этим термином. 

 

Квалификация по объекту представляется весьма сложной. В большинстве норм законодательства об административных правонарушениях не содержится прямого указания на непосредственный объект. Исследуя фактические обстоятельства совершенного деяния, правоприменитель чаще всего лишен возможности непосредственного восприятия его объекта. Ни в показаниях правонарушителя, ни в объяснении свидетелей, потерпевших не содержится прямых ответов на вопрос об объекте посягательства. Ответ на этот вопрос может быть получен в результате анализа события правонарушения, всех обстоятельств его совершения: места, обстановки его совершения, предмета противоправного посягательства. Нецензурная брань в общественных местах в присутствии посторонних граждан нарушает общественный порядок и должна быть квалифицированна как мелкое хулиганство. В других случаях эти же действия не могут быть оценены как посягательства на общественный порядок, а, следовательно, требуют иной квалификации.

Квалификация по субъекту имеет целью установление соответствия признаков, характеризующих лицо, совершившее деяние, признакам субъекта, содержащимся в составе административного правонарушения. Установление такого соответствия по общим признакам субъекта (возраст, вменяемость) сложности, как правило, не составляет. Однако при квалификации деяния по признакам административного правонарушения со специальным субъектом возникает задача: установление у лица, совершившего такое деяние, признаков, указанных в соответствующей норме. Наиболее часто в числе специальных субъектов законодатель называет должностных лиц.

Квалификация по субъективной стороне предполагает установление соответствия между фактическим содержанием психического отношения лица к совершенному деянию и признаками субъективной стороны соответствующего состава административного правонарушения. Психическая деятельность человека проявляется в его поведении, поэтому вывод об отношении лица к содеянному и его последствиям делается на основе анализа фактических обстоятельств дела, характеризующих объективную сторону и объект противоправного посягательства. Изучение и оценка поведения лица в момент совершения противоправного деяния, а нередко и до, и после его совершения, позволяют выявить содержание интеллектуальных и волевых моментов психического отношения лица к квалифицируемому деянию и его последствиям, проследить логику его мышления, сделать вывод о виновности совершенных им действий, определить форму вины и цель совершения действия, если это имеет значение для квалификации.

 

Заключение.

В своей работе я рассмотрела особенности квалификации правонарушений в области налогов, сборов, рынка ценных бумаг, а также понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений, состав налогового правонарушения.

Отдельно выделила квалификацию правонарушений по объективной стороне, объекту, субъекту, субъективной стороне административного правонарушения.

 

Список литературы:

 

  1. Антонов А.П. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы (по материалам "Лазаревских чтений") // Государство и право.- 1998.-№8.- С.5-33.

2. Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого,А.П. Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. - 292-300с.

3. Л.Н.Ковалев.  Правонарушения и закон.  "Правоведение". -1991., N 1.

4. Учебник "Административное право". М., 1992.


Информация о работе Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений