Понятие и содержание Налоговой обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсового исследования являются общие положения, возникшие в связи с исполнением налоговой обязанности.
Предметом являются нормативно-правовые акты, регламентирующие основы налоговой обязанности.
При проведении курсового проектирования были использованы различные методы исследования. Среди них можно выделить: аналитический, сравнительный методы, метод изучения нормативно – правовой базы и библиографических источников, метод обобщения.

Файлы: 1 файл

курсовая (3).docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

 

Объектом курсового исследования являются общие положения, возникшие в связи с исполнением налоговой обязанности.

Предметом являются нормативно-правовые акты, регламентирующие основы налоговой обязанности.

При проведении курсового  проектирования были использованы различные  методы исследования. Среди них можно  выделить: аналитический, сравнительный  методы, метод изучения нормативно – правовой базы и библиографических  источников, метод обобщения.

    Теоретической основой для написания курсовой работы послужили различные литературные источники, полный список которых приведен в конце работы.

 

ГЛАВА 1. Понятие и содержание Налоговой обязанности

 

Обязанность по уплате налогов  и сборов является правовой обязанностью, элементом публичного правоотношения между государством и налогоплательщиком.

Ст. 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Поэтому обязанность по уплате налога носит конституционно-правовой характер. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов представляет собой сложный юридический факт, объединяющий в себе совокупность обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, постоянно вести налоговый учет, исчислять налоговую базу и т.д. [1]

      Таким образом, налоговая обязанность может быть определена как правомерно установленная обязанность налогоплательщика самостоятельно от своего имени и за счет своих собственных средств уплатить в бюджет определенную сумму налогов и сборов к определенному времени.

      Налоговая обязанность по смыслу Налогового кодекса представляет собой конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований, возникает с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора [5].

      Налоговая обязанность, будучи категорией, которая выражает содержание налогового регулирования, содержит в себе два видовых проявления:

а) налоговая обязанность  органа, представляющего собой властного  субъекта, которая состоит в осуществлении  возложенных на него государством функций  в сфере налогообложения;

б) налоговая обязанность  налогоплательщиков, которая традиционно  рассматривается как обязанность  по налоговому учету, уплате налога и  отчетности.

      Таким образом, налоговую обязанность, учитывая ее двойственность, можно считать как предусмотренную законом обязанность субъектов налоговых правоотношений по реализации своей компетенции как уполномоченных государством лиц, а также обязанность налогоплательщиков по соблюдению соответствующего законодательства, а именно обязанностей по: налоговому учету, уплате и отчетности, которая обеспечивается государственным принуждением [6].

      Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.

      Итак, к субъектам (налогоплательщикам) налоговых правоотношений относятся:

1) организации и физические  лица;

2) налоговые агенты —  лица, на которые в соответствии  с Налоговым кодексом возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники,  частные детективы и др.) в соответствующий  бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

3) Министерство РФ по  налогам и сборам и его территориальные  подразделения;

4) Государственный таможенный  комитет РФ и его территориальные  подразделения;

5) государственные органы  исполнительной власти и исполнительные  органы субъектов Федерации и  местного самоуправления, другие  уполномоченные ими органы и  должностные лица, осуществляющие  в установленном порядке прием  и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой  налогоплательщиками и плательщиками  сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов. (ст. 25 НК РФ)

6) Министерство финансов  РФ, министерства финансов республик,  финансовые управления (департаменты  и отделы) администраций краев,  областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных  округов, районов и городов,  иные уполномоченные финансовые  органы при решении вопросов  об отсрочке и рассрочке уплаты  налогов и сборов и других  вопросов;

7) органы государственных  внебюджетных фондов;

8) Федеральная служба  налоговой полиции РФ и ее  территориальные подразделения.( ст.9 НКРФ)

      Налоговый  кодекс РФ уточнил содержание  прав и обязанностей участников  налоговых правоотношений. (ст. 21 НК РФ)

В соответствии с этим налогоплательщики  обладают следующими правами:

1) получать от налоговых  органов по месту учета бесплатную  информацию о действующих налогах  и сборах, законодательстве о  налогах и сборах и об иных  актах;

2) получать от налоговых  органов письменные разъяснения  по вопросам применения законодательства  о налогах и сборах;

3) использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный  налоговый кредит;

5) на своевременный зачет  или возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов;

6) представлять свои интересы  в налоговых правоотношениях  лично или через своего представителя;

7) представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по  актам налоговых проверок;

8) присутствовать при  проведении выездной налоговой  проверки;9) получать копии акта  налоговой проверки и решений  налоговых органов, а также  требования об уплате налога;

10) требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов и их должностных лиц;

12) обжаловать в установленном  порядке решения налоговых органов  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

13) требовать соблюдения  налоговой тайны;

14) требовать возмещения  в полном объеме убытков, причиненных  незаконными решениями налоговых  органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц [7].

Данные права налогоплательщиков имеют отношение и к плательщикам сборов. Налогоплательщикам также гарантируется  административная и судебная защита их прав и законных интересов.

 

      К обязанности  налогоплательщика относится:

— уплачивать законно установленные  налоги;

— встать на учет в налоговых  органах, если такая обязанность  предусмотрена НК России;

— вести в установленном  порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая  обязанность предусмотрена законодательством  о налогах и сборах;

— представлять в налоговый  орган по месту учета в установленном  порядке декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах, а также бухгалтерскую  отчетность в соответствии с Федеральным  законом «О бухгалтерском учете»;

— представлять налоговым  органам и их должностным лицам  в случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом, документы, необходимые для  исчисления и уплаты налогов;

— выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах  и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных  лиц налоговых органов при  исполнении ими своих служебных  обязанностей;

— предоставлять налоговому органу необходимую информацию и  документы в случаях и порядке, предусмотренном НК России;

— в течение четырех  лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и  уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для  организаций)

 — также и произведенные  ( расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

— исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством  о налогах и сборах.

В свою  очередь, налоговые  органы, как и налогоплательщики, имеют следующие  обязанности:

1) соблюдать законодательство  о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль  над соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном  порядке учет организаций и  физических лиц;

4) бесплатно информировать  (в том числе в письменной  форме) налогоплательщиков, плательщиков  сборов и налоговых агентов  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и о принятых в соответствии  с ним нормативных правовых  актах, порядке исчисления и  уплаты налогов и сборов, правах  и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов, полномочиях налоговых  органов и их должностных лиц,  а также представлять формы  налоговых деклараций (расчетов) и  разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными  разъяснениями Министерства финансов  Российской Федерации по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым  агентам при их постановке  на учет в налоговых органах  сведения о реквизитах соответствующих  счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом  федеральным органом исполнительной  власти, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов сведения об изменении  реквизитов этих счетов и иные  сведения, необходимые для заполнения  поручений на перечисление налогов,  сборов, пеней и штрафов в бюджетную  систему Российской Федерации;

7) принимать решения о  возврате налогоплательщику, плательщику  сбора или налоговому агенту  сумм излишне уплаченных или  излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять  оформленные на основании этих  решений поручения соответствующим  территориальным органам Федерального  казначейства.

8) соблюдать налоговую  тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту копии акта налоговой  проверки и решения налогового  органа, а также  налоговое  уведомление и (или) требование  об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту по его запросу справки  о состоянии расчетов указанного  лица по налогам, сборам, пеням  и штрафам на основании данных  налогового органа.

11) осуществлять по заявлению  налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента  совместную сверку расчетов по  налогам, сборам, пеням и штрафам.  Результаты совместной сверки  расчетов по налогам, сборам, пеням  и штрафам оформляются актом.  Акт совместной сверки расчетов  по налогам, сборам, пеням и  штрафам вручается или передается  налогоплательщику в электронном  виде по телекоммуникационным  каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.

12) по заявлению налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента выдавать копии решений,  принятых налоговым органом в  отношении этого налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента.

      Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [7]

      Таким образом, можно сделать вывод, что налоговые правоотношения основаны на властном подчинении налогоплательщиков органам государства и местного самоуправления. В силу указанных обстоятельств законодатель называет эти отношения, в которых физическое лицо или организация обязаны уплатить налог (сбор) в пользу государства или муниципального образования, не налоговым обязательством, а налоговой обязанностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Исполнение налоговой обязанности

 

2.1 Возникновение, исполнение  и прекращение налоговой обязанности

      Обязанность  по уплате налога или сбора  возникает, изменяется и прекращается  при наличии оснований, установленных  Налоговым кодексом или иным  актом законодательства о налогах  и сборах.

      Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

     Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случаях:

1) уплаты налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) утратил силу.

3) смерти физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

4) с ликвидации организации-налогоплательщика  после проведения всех расчетов  с бюджетной системой Российской  Федерации.

5) возникновения иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

     Конституцией Российской Федерации в статье 57 закреплена всеобщая обязанность, платить законно установленные налоги и сборы. Такое же требование содержится и в статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

      Требование  платить налоги и сборы является  всеобщей обязанностью и распространяется  на юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей, физических лиц – не предпринимателей (статья 19 НК РФ).

      Законно установленными налогами и сборами являются налоги и сборы, которые:

- установлены НК РФ;

- отвечают требованиям  НК РФ (содержит общие условия);

- в ведены в действие нормативным актом;

      Налогоплательщик  обязан самостоятельно исчислять  сумму налога, подлежащую уплате. При этом он должен исходить  из налоговой базы, налоговой  ставки и налоговых льгот. 

      Уплата  налога производится разовой  уплатой всей суммы налога  в определенные сроки либо  в ином порядке, предусмотренном НК РФ (ст. 52 НКРФ).

      Внесение  платежей до истечения налогового  периода не противоречит  общим  началам налогового законодательства. В тех же случаях, когда плательщик  не имеет достаточных средств  для внесения авансового платежа,  он вправе обратиться за предоставлением  отсрочки или рассрочки уплаты  налога (ст. 64 НК РФ).

      Физические лица осуществляют уплату налогов и сборов через структурные подразделения Сбербанка России в наличной форме.

      Обязанность  по уплате налога считается  исполненной налогоплательщиком:

1) с момента предъявления  в банк поручения на перечисление  в бюджетную систему Российской  Федерации средств со счета  налогоплательщика 

2) с момента отражения  на лицевом счете организации,  которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих  денежных средств в бюджетную  систему Российской Федерации;

3) со дня внесения физическим  лицом в банк, кассу местной  администрации либо в организацию  федеральной почтовой связи наличных  денежных средств для их перечисления  в бюджетную систему Российской  Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

4) со дня вынесения  налоговым органом в соответствии  со статьей 78 НК РФ решения,  о зачете сумм излишне уплаченных  или сумм излишне взысканных  налогов, пеней, штрафов в счет  исполнения обязанности по уплате  соответствующего налога;

5) со дня удержания  сумм налога налоговым агентом,  если обязанность по исчислению  и удержанию налога из денежных  средств налогоплательщика возложена  в соответствии с НК РФ на  налогового агента (ст45п3 НКРФ).

      Обязанность  по уплате налога не признается  исполненной в следующих случаях:

1) отзыва налогоплательщиком  или возврата банком налогоплательщику  неисполненного поручения на  перечисление соответствующих денежных  средств в бюджетную систему  Российской Федерации;

2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального  казначейства налогоплательщику  неисполненного поручения на  перечисление соответствующих денежных  средств в бюджетную систему  Российской Федерации;

3) возврата местной администрацией  либо организацией федеральной  почтовой связи налогоплательщику  - физическому лицу наличных денежных  средств, принятых для их перечисления  в бюджетную систему Российской  Федерации;

4) неправильного указания  налогоплательщиком в поручении  на перечисление суммы налога  номера счета Федерального казначейства  и наименования банка получателя, повлекшего не перечисление этой  суммы в бюджетную систему  Российской Федерации на соответствующий  счет Федерального казначейства;

5) если на день предъявления  налогоплательщиком в банк поручения  на перечисление денежных средств  в счет уплаты налога этот  налогоплательщик имеет иные  неисполненные требования, которые  предъявлены к его счету (лицевому счету).

 Обязанность по уплате  налога исполняется в валюте  Российской Федерации.

      Неисполнение  обязанности по уплате налога  является основанием для применения  мер принудительного исполнения  обязанности по уплате налога ( ст.46 -48 НКРФ).

2.2 Сроки и порядок уплаты  налогов и сборов

      Уплата  налога производится разовой  уплатой всей суммы налога  либо в ином порядке, предусмотренном  настоящим Кодексом и другими  актами законодательства о налогах  и сборах.

      Подлежащая  уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком  или налоговым агентом в установленные  сроки.

 Может предусматриваться уплата  в течение налогового периода  предварительных платежей по  налогу - авансовых платежей. Обязанность  по уплате авансовых платежей  признается исполненной в порядке,  аналогичном для уплаты налога. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

 Уплата налога производится  в наличной или безналичной  форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими  лицами, могут уплачивать налоги через  кассу местной администрации  либо через организацию федеральной  почтовой связи.

В этом случае местная администрация  и организация федеральной почтовой связи обязаны:

принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему  Российской Федерации на соответствующий  счет Федерального казначейства по каждому  налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;

вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему  Российской Федерации по каждому  налогоплательщику (налоговому агенту);

выдавать при приеме денежных средств  налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых  органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых  агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации [ 10,c 45].

Денежные средства, принятые местной  администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или  организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную  систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным  бедствием или иным обстоятельством  непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в  установленный срок в банк или  организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную  систему Российской Федерации, указанный  срок продлевается до устранения таких  обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящим  пунктом обязанностей местная администрация  и организация федеральной почтовой связи несут ответственность  в соответствии с законодательством Российской Федерации [10,c 98].

Применение мер ответственности  не освобождает местную администрацию  и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить  в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые от налогоплательщиков (налоговых агентов) в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

 Конкретный порядок уплаты  налога устанавливается в соответствии  с настоящей статьей применительно  к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов  устанавливается Налоговым кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных  налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации  и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований.

 Налогоплательщик обязан уплатить  налог в течение одного месяца  со дня получения налогового  уведомления, если более продолжительный  период времени для уплаты  налога не указан в этом  налоговом уведомлении.

 Правила, предусмотренные настоящей  статьей, применяются также в  отношении порядка уплаты сборов (пеней и штрафов).

      Сроки уплаты налогов и сборов:

      1. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

      2. При уплате  налога и сбора с нарушением  срока уплаты налогоплательщик (плательщик  сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом.

      3. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.

4. В случаях,  когда расчет налоговой базы  производится налоговым органом,  обязанность по уплате налога  возникает не ранее даты получения  налогового уведомления [ 9,c 68].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

 

Способы обеспечения  налоговой обязанности — это установленные законом специальные меры воздействия, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или иным обязанным лицом обязанностей по уплате налогов и сборов (ст. 72 НКРФ) содержится исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения налоговой обязанности: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика [ 8,с 50].

      Порядок  и условия применения способов  обеспечения обязанности по уплате  налогов и сборов установлен  главой 11 НК РФ.

      Залог может быть применен в качестве способа обеспечения только при изменении срока уплаты налога (сбора). Основанием возникновения в налоговых отношениях залога является договор, заключенный между залогодателем и налоговым органом (залогодержателем).

      По общему  правилу, залогодателем может  быть как юридическое, так и  физическое лицо, достигшее возраста 18 лет (ст.335 ГК РФ).

      Вещь, переданная  в залог, должна принадлежать  залогодателю на праве собственности  либо на праве хозяйственного  ведения (ст. 335 ГКРФ).

      Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, кроме единственного исключения: предметом залога в налоговых отношениях не может быть предмет залога по другому договору (ст.73 НК РФ).

 Замена предмета залога  допускается только с согласия  налогового органа (залогодержателя), если законом или договором  не предусмотрено иное.

      Заложенное  имущество может оставаться у  залогодателя либо передаваться  за счет средств залогодателя  налоговому органу с возложением  на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества (ст.73 НК РФ).

      В случае  неисполнения залогодателем обязанности  по уплате причитающихся сумм  налога или сбора и соответствующих  пеней налоговый орган осуществляет  исполнение этой обязанности  за счет стоимости заложенного имущества (ст.73 НК РФ).

      Поручительство, как и залог, может быть применено только при изменении срока уплаты налога (сбора). Поручительство оформляется договором, в силу которого поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок суммы налога (сбора) и соответствующих пеней (ст. 74 НК РФ).

      Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае нарушения срока уплаты налогов (сборов), в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (ст.75 НК РФ). Пеня уплачивается помимо причитающейся к уплате суммы недоимки по налогу (сбору) и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязательств, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах [8,с 57]

      Пеня начисляется  за каждый календарный день  просрочки исполнения обязанности  по уплате налога или сбора,  начиная со следующего за установленным  законодательством о налогах  и сборах дня уплаты налога  или сбора (п.3 ст. 75 НК РФ).

      Пеня за  каждый день просрочки определяется  в процентах от неуплаченной  суммы налога или сбора. Процентная  ставка пени принимается равной  одной трехсотой действующей  в это время ставки рефинансирования  Банка России.

      Операций по счету в банке представляет собой прекращение банком всех расходных операций по данному счету в пределах суммы, указанной в постановлении налогового органа о приостановлении операций по счету и применяется только в двух случаях:

1) в целях обеспечения  решения о взыскании налога (сбора), а также пеней и штрафа за  счет денежных средств на счетах  налогоплательщика в банке, 

2) в случае непредставления  налогоплательщиком налоговой декларации (11,c 54)

      Данный  способ обеспечения обязательств  применяется только в отношении  организаций и индивидуальных  предпринимателей, являющихся налогоплательщиками  (налоговыми агентами, плательщиками  сбора), а также в отношении  нотариусов, занимающихся частной  практикой, и адвокатов, учредивших  адвокатские кабинеты, — налогоплательщиков или налоговых агентов. Кроме того, решение о приостановлении операций по счету не может быть вынесено ранее вынесения решения о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банке (ст.76 НК РФ).

      Решение  налогового органа о приостановлении  операций по счетам налогоплательщика-организации  в банке подлежит безусловному  исполнению банком (ст.76 НК РФ).

      Неисполнение  банком решения налогового органа  о приостановлении операций по  счетам налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента  образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 134 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от перечисленной суммы, но не более суммы задолженности.

      Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Таким образом, в отношении физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, арест имущества ни при каких обстоятельствах не может быть применен (ст.77 НК РФ).

      Арест имущества  применяется только к организациям  при одновременном наличии двух условий:

1) неисполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленный  срок обязанности по уплате  налога;

2) достаточные основания  полагать, что указанное лицо  предпримет меры, чтобы скрыться  или скрыть свое имущество.  Перечень таких оснований установлен  Приказом Федеральной налоговой службы (от 15.02.2007 N САЭ-3-18/62).

      Арест имущества  может быть полным или частичным,  и может быть наложен как  на все имущество организации,  так и на его отдельную часть  (ст.77 НК РФ).

      Решение  о наложении ареста на имущество  организации принимается руководителем  (заместителем руководителя) налогового  органа в форме, установленной  вышеуказанным Приказом ФНС России (ст.125 НК РФ).

      Арест имущества  производится налоговым органом  в срок не позднее трех рабочих  дней, следующих за днем получения  санкции прокурора. При производстве  ареста составляется протокол  об аресте имущества, в котором  перечисляется и описывается  имущество, подлежащее аресту, с  точным указанием его наименования, количества и индивидуальных  признаков, а при возможности— их реальной (балансовой) стоимости.

      Решение  об аресте имущества отменяется  должностным лицом налогового  органа, вынесшим постановление  об аресте, вышестоящим налоговым  органом либо судом [13].

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Налоги подразумевают существование налоговой обязанности объектов налоговых правоотношений.

      Налоговая  обязанность предусмотрена законом как обязанность субъектов налоговых правоотношений по реализации своей компетенции как уполномоченных государством лиц, а также обязанность налогоплательщиков по соблюдению соответствующего законодательства, а именно обязанностей по: налоговому учету, уплате и отчетности, которая обеспечивается государственным принуждением.

      Для каждого физического лица или организации своевременное и полное исполнение налоговой обязанности является конституционной обязанностью. То есть налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вставать на учёт в налоговые органы, вести учёт своих доходов и расходов, представлять в налоговые органы налоговые декларации.

      Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности направлены на восстановление нарушенных фискальных прав государства и призваны гарантировать государству реальное надлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных денежных обязательств. Залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке и арест имущества являются эффективными средствами обеспечения обязательств при участившихся случаях их нарушения. Неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации.

     Таким образом, налоговая обязанность распространяется на налоговые органы, физические и юридические лица, подразумевает права и обязанности субъектов правоотношений, диктует общие положения об уплате налогов и сборов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. 1) Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993, с изм. от 30.12.2008  N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. 2) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994, с изм. от 08.06.2010)
  3. 3) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ
  4. 4) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 05.08.2000 N 118-ФЗ
  5. 5)Закон от 21.03.1991 N 943-1 О налоговых органах Российской Федерации
  6. 6) Закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса.
  7. 7) Консультант плюс: Высшая школа-Выпуск 14. Осень 2010
  8. 8) Латыпова Е.У. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов - М.: Дашков и К, 2010- 156с.
  9. 9) Похмелкиной  М.А. Центр экономико-правовых исследований научно-  промышленного союза - М.: Москва, 2009 -98с .
  10. 10) Романовский М.В.  Налоги и налогообложение - М.: Налоги, 2010 – 198с.
  11. 11) Стеркин Ф. М., Николаев К. Н. Налоговый кодекс: все, что вы должны государству // Деньги 2008.
  12. 12) Тернова Л. В. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности // Финансы 2009.
  13. 13) Ваганова Н. Е //www.allbest.ru

 



Информация о работе Понятие и содержание Налоговой обязанности