Плата за землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:17, лекция

Описание работы

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается исчисление ставок земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

Файлы: 1 файл

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ - Интернет к лекциям.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается исчисление ставок земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

 

Земельный кодекс (ЗК) устанавливает принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.  
 
Существует две формы платы за землю:

  • земельный налог;
  • арендная плата.

 

Земельный налог

 
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. 
 
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и граждане, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. 
 
Лица, у которых земля находится на праве безвозмездного срочного пользования или же была передана по договору аренды, от уплаты налога освобождены. 
 
Не являются объектами налогообложения следующие категории земель:

  • земельные участки, изъятые из оборота. В обороте ограничиваются находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • земельные участки, отведенные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд России;
  • земли, ограниченные в обороте, в пределах лесного фонда. В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы таких земель определяются путем их отграничения от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства;
  • земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

 
Налоговая база по каждому земельному участку определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. 
 
Организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу на основании сведений государственного земельного кадастра. Налоговую базу для граждан определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, ведущих государственный земельный кадастр, регистрирующих права на недвижимое имущество и сделок с ним, а также от органов муниципальных образований. 
 
Статья 391 Налогового кодекса предоставляет некоторым категориям владельцев земельных участков возможность уменьшать налоговую базу на 10000 руб. Это касается, в частности, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, а также лиц, которые принимали участие в ликвидации аварий на ядерных объектах. Кроме того, местные органы власти и законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговые льготы в виде не облагаемой налогом суммы. 
 
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря. Отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев.  
 
Статья 394 НК устанавливает предельные размеры налоговых ставок, применяемых в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка. Ставка 0,3 процента установлена для:

  • земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства;
  • земель, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ. Исключение составляют доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ. Чтобы определить состав объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса РФ и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность;
  • земель, отведенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

 
Для прочих же категорий земель действует ставка 1,5 процента.

Арендная плата

 
В соответствии с п. 3 статьи 65 ЗК размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды и входит в число существенных условий договора. Это означает, что если сторонами не определено условие о размере арендной платы, то договор аренды не считается заключенным. При этом если земельный участок сдается в аренду из земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований, то общие принципы определения арендной платы (порядок, условия и сроки внесения платежей) устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления соответственно. 
 
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 6 июля 2004 года №104-р "Об утверждении примерной формы договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка" утверждена примерная форма договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка. 
 
Согласно п. 3.4 указанной примерной формы договора аренды "размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в ______ лет при изменении базовой ставки арендной платы. В этом случае исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляются на основании дополнительных соглашений к договору". 
 
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности гражданина (юридического лица), устанавливаются договором. 
 
Общие положения об арендной плате установлены в статье 614 ГК, согласно которой порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. 
 
Условие о размере арендной платы может периодически пересматриваться, если в договоре не установлен запрет на такой пересмотр. Это правило действует в отношении договоров, срок действия которых превышает один год, поскольку пунктом 3 статьи 614 ГК установлен запрет производить такое изменение чаще одного раза в год. Стороны могут предусмотреть в договоре более длительный срок моратория на пересмотр арендной платы. 
 
С целью уменьшения сроков жилищного строительства внесены дополнения в статью 65 ЗК, предусматривающие, что в случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (за исключением предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства), не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.

 

 

Арендную плату будет устанавливать закон


 


Не так давно власти утвердили принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. С этого момента арендная плата за федеральные земли будет устанавливаться только согласно законодательству, а не по черным схемам, как это было раньше.  
 
Согласно постановлению правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», установлен порядок определения размера платы за аренду земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации. Принятие данного акта находится в компетенции Правительства РФ и прямо предусмотрено статьями 22 и 65 Земельного кодекса РФ. Однако до настоящего времени Правительством соответствующие нормы выработаны не были и правоотношения по поводу определения арендной платы за федеральные земли регулировались иными подзаконными актами.  
 
Теперь размер арендной платы будет определяться Федеральным агентством по управлению государственным имуществом одним из следующих способов:  
- на основании кадастровой стоимости земельных участков;  
- по результатам торгов (конкурсов, аукционов);  
- в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития РФ;  
- на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.  
 
Кроме того, постановлением утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К ним отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.  
 
Значимость определения на правительственном уровне принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключается в том, что государством наконец-то устанавливается единые для соответствующих субъектов земельных правоотношений правила игры. В случае, если уполномоченным органом субъекта или муниципалитета будет принят акт, устанавливающий размеры арендной платы и противоречащий закрепленным принципам, такой нормативный акт может быть признан противоречащим закону в судебном порядке.  
 
«Что касается утверждения правил определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, то в данной части значение рассматриваемого постановления нельзя переоценить. Правительство разграничило порядок определения размеров арендной платы, исходя из различных критериев. Если говорить об игроках рынка коммерческой недвижимости, то для них наиболее применимо будет установление арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В этих случаях арендная плата будет рассчитываться как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка. Каковы последствия? Во-первых, установленные правила будут едины для всех. Во-вторых, получаемая государством арендная плата будет экономически обоснованна. В-третьих, несмотря на то, что данное Постановление непосредственно не регулирует определение размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов РФ и органов местного самоуправления, федеральные правила могут служить неким ориентиром для определения политики в данной области для субъектов РФ и муниципалитетов», - пояснил информационному порталу Арендатор.ру старший юрист компании Tenzor Consulting Group Владимир Чикин.



 

 

 

 

 

Расчет арендной палаты земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и зависит в том числе от устанавливаемой указанными органами ставки арендной платы за использование земельных участков. 
 
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. 
 
Пунктом 5 ст. 65 Кодекса установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка. 
 
Законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд случаев, когда арендная плата за пользование земельными участками определяется в зависимости от их кадастровой стоимости. Так, например, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ ''О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации'' (далее - Федеральный закон) установлено, что размер арендной платы за использование земельных участков, указанных в п. 2 ст. 3 Федерального закона, на год устанавливается в определенных пределах кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. 
 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление) утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила). 
 
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: 
 
   1. принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования; 
   2. принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; 
   3. принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; 
   4. принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; 
   5. принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога. 
 


Информация о работе Плата за землю