Перспективы внедрения налога на недвижимость в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:33, реферат

Описание работы

В течение последних нескольких лет при обсуждении вопросов, связанных с налоговой системой России, наиболее интересным направлением является совершенствование имущественного налогообложения, в частности возможное введение в стране налога на недвижимость.
Идеи применения у нас этого налога были сформулированы еще в середине 1990-х годов. В июле 1997 г. был принят Федеральный закон №110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери». И хотя с момента принятия этого закона прошло почти 10 лет, перспективы применения у нас налога на недвижимость пока остаются неясными.

Файлы: 1 файл

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ.docx

— 25.93 Кб (Скачать файл)

Перспективы внедрения налога на недвижимость в

Российской  Федерации

В течение последних нескольких лет  при обсуждении вопросов, связанных  с налоговой системой России, наиболее интересным направлением является совершенствование  имущественного налогообложения, в  частности возможное введение в  стране налога на недвижимость.

Идеи  применения у нас этого налога были сформулированы еще в середине 1990-х годов. В июле 1997 г. был принят Федеральный закон №110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде  и Твери». И хотя с момента принятия этого закона прошло почти 10 лет, перспективы  применения у нас налога на недвижимость пока остаются неясными.

В целях лучшего понимания этого  вопроса в Совете Федерации был  организован круглый стол «Налогообложение недвижимости организаций». Исходя из заявленной темы предполагалось в основном обсудить подготовленный в рамках законотворческой деятельности Совета Федерации специалистами Научно-исследовательского института развития налоговой системы законопроект, дополняющий Налоговый кодекс РФ главой по налогу на недвижимость организаций. Однако заинтересованные специалисты рассмотрели более широкой круг проблем налогообложения недвижимости.

Большинство выступивших на круглом столе в целом не отвергали идею введения налога на недвижимость. Тем более анализ международного опыта свидетельствует, что такой налог может стать весьма значимым источником доходов бюджетной системы, в основном региональных или муниципальных бюджетов. Этот вид налогообложения используется во многих странах Организации экономического сотрудничества и развития и характеризуется такими достоинствами, как немобильная налоговая база, равномерное распределение по территории страны, устойчивость к циклическим колебаниям экономики по сравнению с другими налогами.

Специалистами был обозначен целый ряд необходимых  подготовительных мероприятий и  вопросов, без решения которых  налог на недвижимость может создать  очень серьезные проблемы. В частности, были отмечены следующие аспекты, связанные  с возможным использованием в  нашей стране данного налога Артемьев, А.А., Гончаренко, Л.И. Обсуждение проблем  и перспектив введения в России налога на недвижимость:

1. Качественное администрирование  является достаточно дорогим  и сложным. Для правильного  исчисления налога необходимо  собирать, обрабатывать и периодически  актуализировать значительный объем  информации. Процедуры оценки недвижимости  требуют как адекватного нормативного  обеспечения, так и высокой  квалификации занимающихся оценкой  специалистов.

В настоящее время Россия только приступает к решению задачи по формированию и регистрации прав на единые объекты  недвижимости: начато формирование кадастра недвижимости. Проект закона «О государственном  кадастре недвижимости» принят Государственной  Думой в первом чтении. Вопрос о  регистрации прав на единый объект недвижимости сегодня законодательно вообще не урегулирован. Мероприятия  по формированию государственного кадастра недвижимости и результатов государственной  кадастровой оценки недвижимости, по мнению Роснедвижимости, могут быть завершены не ранее 2012 г.

2. Поскольку в условиях современной  России наличие недвижимости  не связано напрямую с текущим  доходом и, следовательно, с  фактической способностью уплачивать  налог, налог на недвижимость  может привести к дополнительным  социальным проблемам.

3. Налог на недвижимость часто  является непопулярным среди  налогоплательщиков, особенно населения.  Переоценка недвижимости в целях  налогообложения, которая должна  постоянно проводиться, сопряжена  с большими политическими и  социальными рисками.

4. Социально-политические причины  могут спровоцировать власти  переложить непропорционально большую  долю нагрузки налога на недвижимость  на бизнес с целью облегчить  положение населения, что обусловит  несправедливое налогообложение.

5. В настоящее время неочевидно, к какому уровню налогообложения  целесообразно отнести налог  на недвижимость и в бюджеты  какого уровня должен зачисляться  этот налог. Более того, новые  законодательные подходы к земельному  налогу, налогу на имущество организаций  пока не сформировали правоприменительную  практику, свидетельствующую о недостатках  этих налогов по сравнению  с налогом на недвижимость.

Минфин  России как орган, непосредственно  проводящий и реализующий налоговую  политику, впервые обнародовал документ «Основные направления налоговой  политики в РФ на 2008-2010 гг.». В докладе  в качестве одного из таковых назвал совершенствование налога на имущество  физических лиц (посредством введения налога на недвижимость).

Согласно  указанной концепции реформирования налоговой системы введение налога на недвижимость предполагает преобразование налога на имущество физических лиц  и земельного налога в единый налог  на недвижимость.

Введение  нового налога, заменяющего собой  два существующих ныне, а также  нового принципа налогообложения недвижимости на основе рыночной стоимости полностью  соответствует целям налоговой  политики государства. А именно обеспечения  справедливости и эффективности  налоговой системы, упрощения системы  налогов, снижения затрат на сбор налогов.

Говоря  о причинах, способствующих введению в России единого налога на недвижимое имущество, также нужно отметить, что меры налоговой политики направлены на снижение других налогов (НДС, налога на прибыль, налога на доходы, акцизов), налог на недвижимость как имущественный  налог более экономически нейтрален. Нужно учитывать и международную налоговую конкуренцию по другим налогам, к налогу на недвижимое имущество это не относится. Упрощение сбора и контроля не вызывает сомнений.

Одним из безусловных преимуществ обсуждаемого налога является то, что он позволяет  предприятиям развивать производство без дополнительных налоговых издержек.

Анализируя  причины введения налога на недвижимость, нельзя не увидеть, что порядок исчисления налога в зависимости от рыночной стоимости объекта и, как следствие, увеличение налогового бремени на владельцев нескольких объектов направлены также  на стимулирование отчуждения собственниками подобных объектов.

Установление  налога на недвижимость жилого назначения обеспечит возможность финансирования инфраструктуры и подготовки земельных  участков под застройку с участием налогообложения уже построенного жилья. Создастся возможность снижения инвестиционной себестоимости возводимого  жилья и увеличения вводов жилья, развития застройки и расширения налоговой базы. Кроме того, введение налога позволит повысить самостоятельность  и независимость местных властей. Но нельзя забывать о том, что налог  на имущество организаций является региональным, в связи с чем с введением местного налога на недвижимость бюджеты субъектов Федерации понесут значительные потери. Кроме того, в связи с обширностью территории нашего государства в разных регионах муниципалитеты обладают различной способностью к собиранию указанного налога, соответственно, налоговые поступления могут значительно отличаться.

Если  рассматривать введение налога на недвижимость с позиций тех целей, которых  хочет достигнуть государство, устанавливая этот налог, можно отметить следующее. Если налог на недвижимость юридических лиц, кроме фискальной, должен выполнять именно стимулирующую роль, то налоги на недвижимость и земельный участок, на физических лиц, прежде всего, призваны реализовать принцип справедливого распределения налогового бремени, потому что так или иначе оба эти налога - налоги на богатство в той или иной степени.

Придание  первоочередного значения введению в РФ налога на недвижимость физических лиц связано с направленностью  государства, прежде всего, на реализацию идей социальной справедливости. Соответственно, развитие бизнес-сектора за счет применения методов налогового стимулирования отодвигается на второй план.

Кроме того, введение налога на жилую недвижимость граждан не приведет к упрощению  налоговой системы, уменьшению количества налогов.

Одним из эффективных вариантов пополнения доходной части бюджетов муниципальных  образований является введение налога на недвижимость, в том числе и  для физических лиц.

В России может быть введен полноценный  налог на недвижимость. Единым налогом  на первых порах будут облагаться жилые квартиры, дома, гаражи, прочие строения и земля под ними.

Еще в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 9 марта 2007 г. «О бюджетной  политике в 2008 - 2010 годах» В.В. Путин  акцентировал, что «налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально  комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития», «в связи с переходом  на утверждение бюджета на 3-летний период все наиболее принципиальные решения по совершенствованию налоговой системы должны быть приняты и законодательно оформлены в течение 2007 года», «необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне».

Председатель  налогового подкомитета Государственной  Думы Федерального Собрания России Наталья  Бурыкина подчеркнула, что переход к введению налога на недвижимость может занять десять лет, а в течение этого времени имеет смысл исчислять его в зависимости от метража.

Новый налог в целом по стране может  быть введен в 2011 г.

Для жилья уровень налогообложения  должен определяться с учетом платежеспособности населения и принципа справедливого  распределения налогового бремени - чем дороже жилье, тем больше сумма  налога. Тем самым тяжесть налогового бремени переносится на более  обеспеченные слои населения.

Налог на недвижимость, рассчитанный исходя из ее рыночной стоимости, успешно применяется  во многих странах мира. Система  налогообложения недвижимости хорошо зарекомендовала себя с точки  зрения выполнения фискальной, стимулирующей  и социальной функции как в  странах с хорошо развитой рыночной экономикой, так и в странах  с переходной экономикой. Налог на недвижимость составляет до 95% всех поступлений  в местные бюджеты в Нидерландах, до 81% - в Канаде и до 52% - во Франции. В США в зависимости от штата  эта доля может составлять от 10 до 70%. Поэтому при последовательном проведении концептуальных приемов  эта система может быть также  успешно внедрена в Российской Федерации. В литературе ведутся дискуссии  о том, является ли налог на недвижимость прогрессивным или регрессивным по своему характеру. Традиционная точка  зрения состоит в том, что это  налог регрессивный. В последнее  время, однако, получает распространение  так называемый новый взгляд на данный налог. Его начинают рассматривать  как прогрессивный, особенно для  тех, кто имеет низкий уровень  дохода и может получить скидки при  уплате налога. Распространению такого подхода способствует практика местных  органов, ориентирующихся на способность  налогоплательщика уплачивать налог.

В проекте Минфина России «Основные  направления налоговой политики в РФ на 2008 - 2010 гг.» хотя и отмечается возможность включения налога на недвижимость в систему налогов  и сборов, но внимание обращено на то, что для повсеместного введения этого налога необходима объемная подготовительная работа, которая на практике может  занять несколько лет.

Таким образом, для введения в России налога на недвижимость необходимо как минимум:

- завершить работу, связанную с  реализацией положений существующего  земельного законодательства (разграничение  прав собственности на землю,  межевание земель, оформление прав  на землю и т.д.);

- принять законодательство, связанное  с кадастром недвижимости, формированием  и регистрацией прав на единые  объекты недвижимости;

- создать единый реестр недвижимости;

- разработать методики массовой  оценки объектов недвижимого  имущества и механизм обжалования  (в том числе досудебного) результатов  оценки;

- обеспечить взаимодействие между  налоговыми органами, органами, ведущими  кадастровый и технический учет  недвижимого имущества, а также  занимающимися государственной  регистрацией прав на недвижимость  и сделок с ней.

Срок  введения последней главы Налогового кодекса о налоге на недвижимость физических лиц по техническим причинам отодвигается до 2011 г. Как пояснил  С.Д. Шаталов, сначала надо разработать  реестры объектов и собственников  недвижимости, а также систему  массовой оценки, необходимую для  исчисления налоговой базы, и только потом вводить новый налог.

Отвечая на вопросы журналистов о предполагаемых ставках налога, замминистра отметил, что определять налоговую базу планируется  исходя из приближенных к рыночным цен на недвижимость. Не предполагается увеличивать совокупную налоговую нагрузку на граждан, которая сегодня складывается из налога на землю и налога на имущество физических лиц. «При введении нового налога будет предусмотрена очень серьезная система вычетов, введены значительные необлагаемые минимумы», - подчеркнул он.

Вместе  с тем Минфин России выступает  за перераспределение налога между  разными категориями граждан. В  итоге владельцам элитного жилья  придется раскошелиться

Заключение

Уже давно ведутся разговоры о  налоге на недвижимость, который заменил  бы существующие имущественные налоги. Предполагается, что в перспективе  именно налог на недвижимость будет  основным источником формирования местных  бюджетов. Это обеспечит самостоятельность  муниципальных властей.

Информация о работе Перспективы внедрения налога на недвижимость в Российской Федерации