Ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Налоговым законодательством выделяют особый вид юридической ответственности за правонарушения связанные с отношениями в области уплаты налогов и сборов.
В данной работе я ставила задачу обобщения и систематизации правовых норм, касающихся налоговых правонарушений, предусмотренных различными отраслями правовой системы РФ. Цель работы - рассмотреть совокупность норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства.

Содержание работы

Введение. ............................................................................................................................. 3
Глава 1. Виды налоговых правонарушений, влекущих ответственность. .................... 5
§1.1 Понятие и состав налогового правонарушения ................................................... 5
§1.2Объект налогового правонарушения...................................................................... 7
§1.3 Объективная сторона налогового правонарушения ............................................ 8
§1.4 Субъект налогового правонарушения................................................................... 9
§1.5Субъективная сторона налогового правонарушения.......................................... 11
§1.6 Классификация налоговых правонарушений. .................................................... 15
Глава 2. Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений............ 22
§2.1 Общая характеристика видов ответственности за совершение налоговых
правонарушений............................................................................................................ 22
§2.2 Налоговые санкции за совершение налогового правонарушения.................... 24
§2.3 Административная ответственность за налоговые правонарушения .............. 33
§2.4 Уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и
сборах ............................................................................................................................. 36
Глава 3. Обстоятельства смягчающие, отягчающие, исключающие ответственность..
40
§3.1 Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения: ........................................................................................................... 40
§3.2 Обстоятельства, смягчающие ответственность................................................. 42
§3.3. Обстоятельства, отягчающие ответственность ................................................ 44
§3.4. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за
совершение налогового правонарушения................................................................... 46
Заключение........................................................................................................................ 49
Список литературы............................

Файлы: 1 файл

Курсовая по налоговому праву_Ответственность за нарушение налогового законодательства.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Налоговые агенты также должны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги в том случае, если эти индивидуальные предприниматели не предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговом органе. При непредставлении индивидуальными предпринимателями этих документов у налогового агента нет оснований считать, что данное физическое лицо является предпринимателем, а, следовательно, в данном случае налоговый агент является источником дохода и обязан исчислить и удержать налог из доходов налогоплательщика при их фактической выплате за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, и уплатить сумму налога в бюджет. Таким образом, непредставление налоговыми агентами сведений о доходах этих физических лиц и суммах исчисленных и удержанных налогов в соответствии со ст.230 НК РФ влечет за собой применение соответствующей налоговой санкции.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа, отказ, уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями для налогоплательщиков - организаций (за исключением банков) влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., для физических лиц - 500 руб. (ст.126 НК РФ)

К налоговым правонарушениям относятся противоправные деяния, совершенные не только налогоплательщиками, но и иными лицами.

Ответственность свидетеля предусмотрена в случае неявки или уклонения от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. В данном случае взыскивается штраф в размере 1 тыс. руб. (ст.128 НК РФ)

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний караются штрафом в размере 3 тыс. руб. (ст.128 НК РФ)

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода наказываются штрафом в размере 1 тыс. руб. (ст. 129 НК РФ)

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (или несвоевременное сообщение), если это деяние не содержит признаков правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, - влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. За повторные деяния налагается штраф в размере 5000 руб. (ст.129 НК РФ)

В Налоговом кодексе РФ в отдельную главу выделены виды нарушений банком законодательства о налогах и сборах и ответственность за их совершение.

Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику вызывает применение штрафной санкции в размере 10 тыс. руб. в случае, если банковский счет открыт организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.

Нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора, данное ему налогоплательщиком или налоговым агентом, влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.

Ответственность не применяется, если банк провел платеж, очередность исполнения которого в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы.

Непредставление налоговым органам сведений о финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка по мотивированному запросу налогового органа в установленный законодательством срок влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Если налогоплательщик не уплатил штраф добровольно и в срок, налоговый орган подает иск в арбитражный суд или суд общей юрисдикции о взыскании суммы штрафа.

 

 

 

 

 

§2.3 Административная ответственность за налоговые правонарушения

В соответствии с Законом РФ «О налоговых органах РФ» налоговым органам предоставлено право привлекать к административной ответственности в виде взыскания штрафа за нарушения законодательства о налогах и сборах помимо тех, которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Основные характеристики административной ответственности:

  • Устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.
  • Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
  • Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.
  • Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.
  • Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.
  • Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.
  • Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

 Административные штрафы налагаются:

·  на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Штраф взимается в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, в размере от пяти до десяти МРОТ10;

·  на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности или занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение, а также на граждан, виновных в отсутствии учета доходов или в ведении его с нарушением установленного порядка, в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных. Штраф взимается в размере от двух до пяти МРОТ, за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания в размере от пяти до десяти МРОТ;

·  на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан, не выполняющих установленные требования налоговых органов и их должностных лиц. К ним относятся: непредставление документов, касающихся хозяйственной деятельности предприятия и необходимых для правильного налогообложения; отказ в устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах; отказ в допуске должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения; налогоплательщик не приостановил операции по расчетным и другим его счетам, находящихся в учреждениях банков. Штраф при невыполнении указанных требований взимается в размере от 2,5 до 5 МРОТ;

·  за необеспечение маркировки марками установленного образца при производстве подакцизных товаров штраф взимается в размере 100 МРОТ.

Меры административной ответственности применяются к должностным лицам организаций-налогоплательщиков независимо от применения налоговых санкций за аналогичное налоговое правонарушение к самим организациям. К административной ответственности могут быть привлечены как граждане России, так и находящиеся на территории России иностранные граждане или лица без гражданства. Это руководители иностранных предприятий или российских организаций, принадлежащих иностранным инвесторам, которые являются иностранными гражданами.

Порядок привлечения должностных лиц к административной ответственности определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.4 Уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Впервые уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах была введена в 1992 г., когда в УК РСФСР11 ввели две статьи (166-2 и 166-3). В настоящее время УК РФ12 содержит несколько статей, предусматривающих уголовную ответственность за налоговые правонарушения, а именно ст. 198, 199 и 194, а также ст. 171, 172, 173,174 и др., но они связаны с нарушениями налогового законодательства в опосредованной форме.

 Уголовная ответственность  – это предусмотренное уголовно–правовой нормой и примененное к лицу вступившим в законную силу обвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление.

 Уголовная ответственность, в  том числе и за нарушения  законодательства о налогах и сборах, характеризуется следующими специфическими чертами:

-субъектами уголовной ответственности  являются только граждане;

-уголовная ответственность осуществляется  только в судебном порядке;

-уголовная ответственность вытекает  из норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права;

-она применяется за наиболее  опасные общественные деяния  -  преступления.

Статья 198 УК РФ «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды»

Объектом преступного посягательства являються общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики, в процессе уплаты налогов физическими лицами.

Объективная сторона преступления выражается в непредставлении декларации о доходах (бездействие) или включении в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах (действии), а также в уклонении от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды.

Субъектом преступления может быть только физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) - налогоплательщик, обязанный подавать декларацию о доходах.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что, не представляя или искажая декларацию, уклоняясь от уплаты страховых взносов, оно тем самым причиняет вред в виде неуплаты налогов в бюджет или взносов во внебюджетные фонды и желает его причинить.

Данное деяние, совершенное в крупных размерах, под которыми понимаются суммы неуплаченного налога, превышающие 200 МРОТ, влечет за собой:

- наложение штрафа в размере  от 200 до 700 МРОТ или в размере  заработной платы или иного  дохода осужденного за период  от 5 до 7 месяцев;

-либо арест на срок от 4 до 6 месяцев;

-либо лишение свободы на срок  до 2 лет.

То же деяние, совершенное в особо крупных размерах, под которым понимаются суммы неуплаченного налога, превышающие 500 МРОТ, или лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные данной статьей, а также статьями 194 или 199 УК РФ или ранее действующими ст. 166-2, наказывается: штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до одного года; либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Статья 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций»

Объектом преступления является та же сфера экономических отношений, возникающих в процессе уплаты налогов и страховых взносов в бюджет и внебюджетные фонды.

Объективная сторона преступления выражается в действии  - в уклонении от уплаты налога с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо икаженных данных о доходах или расходах, а также уклонении от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенном в крупном размере (сумма неуплаченных налогов и (или) взносов превышает одну тысячу МРОТ).

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства