Особенности налоговой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- дать понятие налоговой политики, изучить принципы и функции;
- рассмотреть систему органов государственной власти, осуществляющих налоговую политику;
- изучить нормативно- правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики;
- определить приоритетные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Права Минфина  РФ в налоговой сфере определяются в соответствии с его функциями. Минфин РФ имеет также право предоставлять  отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с уведомлением о принятых решениях ГНС РФ.

Минфин РФ издает в пределах своей компетенции  на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации приказы и  инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами. Минфин РФ издает в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации  подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов.

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными полномочиями для решения государственных задач в сфере налогообложения.

Налоговые органы РФ - единая централизованная система  контроля:

  • за соблюдением налогового законодательства РФ;
  • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет налогов и других обязательных платежей;
  • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствую6ий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством РФ;
  • за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
  • В настоящее время правовое регулирования деятельности налоговых органов РФ непосредственно осуществляется:
  • статьями гл.5 Налогового кодекса РФ;
  • Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

В организационном  плане система налоговых органов  представлена уполномоченным по контролю и надзору в области налогов  и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Главными задачами налоговых органов являются:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ;
  • валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и Законом о налоговых органах Российской Федерации.

В структуре  налоговых органов можно выделить три уровня (федеральный, региональный и местный), соответствующих уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Вышестоящим налоговым  органам дается право отменять решения  нижестоящих налоговых органов  в случае их несоответствия Конституции, Федеральным законам и иным нормативным  правовым актам.

Федеральная налоговая  служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
  • производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России также  является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей,
  • представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Свои функции  и полномочия ФНС РФ осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов.

В целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на федеральном уровне создаются специализированные межрегиональные инспекции ФНС России, которые подчиняются непосредственно ФНС  России. Межрегиональные инспекции ФНС России создаются по отраслевому принципу. Каждая такая инспекция осуществляет налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков только в одной из отраслей хозяйственной деятельности.

Межрегиональная инспекция ФНС РФ па федеральному округу создана для:

  • осуществления взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
  • проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам Рф по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды;
  • осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в федеральный округ.

Управления  ФНС России по субъектам РФ представляют собой элемент системы налоговых органов регионального уровня. Первоочередными задачами УФНС России являются организационно-методическое обеспечение налогового контроля, руководство нижестоящими налоговыми органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ результатов деятельности нижестоящих налоговых органов. Проверки налогоплательщиков проводятся УФНС России преимущественно в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, а налоговое администрирование в полном объеме осуществляется только в отношении крупнейших налогоплательщиков и только в том случае, если для этих целей не создаются специализированные межрайонные инспекции ФНС России.

Территориальные налоговые инспекции создаются по одному муниципальному образованию (району, району в городе, городу без районного деления) или нескольким муниципальным образованиям (ИФНС России межрайонного уровня).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Нормативно-правовые  акты, определяющие основные  направления налоговой политики

 

Нормативно-правовыми  актами, определяющими основные направления  налоговой политики, являются официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.

Система источников нормативно-правовых актов выглядит следующим образом:

1.Конституция  РФ, как непосредственно содержащие  налогово-правовые нормы, так  и имеющие большое значение  при установлении общих принципов  налогообложения, установлении и  введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.

2.Специальное  налоговое законодательство, которое  включает:

а) федеральное  законодательство о налогах и  сборах, включающее:

- НК РФ

- Иные федеральные  законы о налогах и сборах, к ним относятся:

Федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие  в настоящее время в части, на противоречащей НК и Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Наиболее важные положения об организации и осуществлении  налогообложении в России закреплены в Налоговом кодексе РФ. НК РФ состоит из двух частей - общей и  особенной.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 1998г. №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999г.

Вторая часть  НК РФ введена в действие Федеральным  законом от 5 августа 2000г. №118-ФЗ «О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001г.

В первой части  НК РФ устанавливается система налогов  и сборов, взимаемых в федеральный  бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Вторая часть НК РФ посвящена определению  порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов.

б) региональное законодательство о налогах и  сборах:

- Законы субъектов  РФ

- Иные нормативные  правовые акты о налогах и  сборах, принятые законодательными  органами субъектов РФ.

Региональное  законодательство о налогах и  сборах представляет собой законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

в) нормативные  правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления, которые принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

3.Общее налоговое  законодательство, включающее в  себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия  «законодательство о налогах и сборах» и содержащие нормы налогового права.

4.Подзоконные  нормативные правовые акты по  вопросам, связанным с налогообложением и сборами:

 Акты органов  общей компетенции:

  • Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.
  • Постановления Правительства РФ - принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.
  • подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ - нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные ими, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. (п.1 ст.4 НК РФ)
  • подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления (аналогично пункту В)
  • Акты органов специальной компетенции. К этой группе относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Данные нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органами специальной компетенции являются - Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

5.Решения Конституционного  Суда РФ, содержащие нормы, так  или иначе регулирующие налогообложение,  являются важными источниками  налогового права. Достаточно  напомнить, что правовые позиции  КС были во многом учтены  при принятии Налогового кодекса РФ.

6. Нормы международного  права и международные договора  РФ.

В настоящее  время выделяют две группы международных  актов, являющихся источниками налогового права России:

Информация о работе Особенности налоговой политики РФ