Основы налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 03:13, курсовая работа

Описание работы

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, - которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.
Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ 4
1.1. СИСТЕМА НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 4
2.1. ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИИ НАЛОГОВ РФ 12
2. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ 20
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РОССИИ 20
2.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 23
2.3. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Налоги.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном  проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

Налог на прибыль предприятий и организаций делится между федеральным (11%),  региональным (19%) и местным (5%) бюджетами.

Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц  распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Налог на имущество юридических  лиц является местным налогом  и 100% его поступлений направляется в местные бюджеты.

Финансовое обеспечение социально-экономического развития территорий предусмотрено Законом РФ от 15 января 1993 г. № 4807—1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления". Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов — не менее 70% доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет — это расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулируемых доходов, дотациями и субвенциями.

Бюджетная система дополняется  государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По своей социально-экономической сущности отчисления во внебюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них — Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и сборов, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них. Думается, что в перспективе трехуровневая система налогов должна вобрать в себя все без исключения обязательные платежи, распределив их по различным бюджетам.

Каждому органу управления трехуровневая  система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

Таким образом, Россия, переходя к рыночным отношениям, внедрила у  себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных  федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США  и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей.

2. Налог на прибыль

2.1. Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России

 

Налог на прибыль наряду с налогом на добавленную стоимость  является составным элементом налоговой  системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

В условиях рыночного  хозяйствования распределение прибыли является внутренним делом предприятия. Однако государство может воздействовать на этот процесс с помощью различных косвенных регуляторов, в том числе через систему налогообложения. Именно в рамках налоговой системы осуществляется взаимодействие государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственного бюджета, с одной стороны, распределения доходов производителя по направлениям его использования, с другой.

Налоговый механизм обеспечивает экономическую реализацию добавочной прибыли по месту ее возникновения. Предприятие получает дополнительные возможности, как для ее инвестирования, так и для расширения непроизводительного потребления. Эффективная система налогообложения прибыли, предусматривающая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, имеет важное значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, повышения экономической активности, решения социально-экономических проблем.

Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога юридических лиц. Ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 1.01.92 г.

Однако у дореволюционной  России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период   военных действий.

Почти за год до Февральской  революции, 13 мая 1916 года Совет Министров  России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий  и вознаграждения личных промысловых  занятий и о повышении размеров отчислений на  погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».

Принятый под грохот пушек Первой мировой войны нормативный  акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы – годы военные.

Налогу подлежали:

- предприятия, обязанные  публично отчитываться о результатах  своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным  промысловым налогом, если их  годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;

- подряды и поставки, на которые были получены особые  промысловые свидетельства, если  совокупность полученных от этих  видов деятельности прибылей  за 1916-17 годы составила не менее  2000 руб. в год; 

- лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.

Не подлежали налогообложению  налогом отчетные предприятия, впервые  привлеченные к платежу процентного  сбора за 1915 окладный год. Для остальных  предприятий общая сумма налогов  и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.

Надо отметить, что  налоговые органы дореволюционной  поры, даже при неразберихе и сумбуре  военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим  был и обмен информацией между  всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

Владельцы торговых и  промышленных предприятий высших категорий  прибыльности, а также находившихся в столицах и крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.

В действовавшем на 1916-17 годы Положении о промысловом налоге не содержалось указаний об обложении дополнительным налогом на прирост прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.

Этот пробел закона восполнялся  лишь практикой. Так, с неотчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост прибылей не взимался вовсе, если они прекращали свою деятельность до окончания раскладки. При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году. 

Новыми правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для неотчетных предприятий  был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель).

Налог на прирост прибыли  и вознаграждения должен был взиматься  в следующих размерах:

1. с предприятий, не  обязанных публично отчитываться  о результатах своей деятельности, лиц высшей администрации акционерных  предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 руб. – 30%, до 15 тысяч- 41 %, свыше 100 тысяч - 60%;

2. с предприятий, обязанных  публично отчитываться о результатах  своей финансово-хозяйственной деятельности  при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% - ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли.

Предельный размер обложения  прибыли отчетных предприятий достигал 90%.

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что Правительство дореволюционной России  находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в  определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время  собирать достаточные средства для покрытия расходов бюджета.

2.2. Общая характеристика налога на прибыль

 

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения  по налогу на прибыль организаций  признается прибыль, полученная налогоплательщиком. (Налогоплательщиками налога на прибыль организаций  признаются: 1 российские организации;   2 иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или получающие доходы от источников в Российской Федерации.)

Прибылью признается:

1) для российских организаций  - полученный доход, уменьшенный  на величину произведенных расходов;

2) для иностранных  организаций, осуществляющих деятельность  в Российской Федерации через  постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

3) для иных иностранных  организаций - доход, полученный  от источников в Российской  Федерации.

Нормативная база.

Налоговая база:

1. Налоговой базой  признается денежное выражение  прибыли, определяемой в соответствии  со статьей 247 налогового кодекса  РФ, подлежащей налогообложению. 

2. При этом налоговая  база по прибыли, облагаемой  по ставке, отличной от ставки, 24%, определяется налогоплательщиком отдельно.

3. Доходы и расходы  налогоплательщика учитываются  в денежной форме. 

4. Доходы, полученные  в натуральной форме в результате  реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая товарообменные  операции), учитываются исходя из цены сделки.

5. Внереализационные  доходы, полученные в натуральной  форме, учитываются при определении  налоговой базы исходя из цены  сделки.

6. При определении  налоговой базы прибыль, подлежащая  налогообложению, определяется нарастающим  итогом с начала налогового периода.

7. В случае, если в  отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком  получен убыток то в данном  отчетном (налоговом) периоде налоговая  база признается равной нулю.

8. При исчислении налоговой  базы не учитываются в составе  доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.

Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а  также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в  случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.

9. Налогоплательщики,  применяющие специальные налоговые  режимы, при исчислении налоговой  базы по налогу не учитывают  доходы и расходы, относящиеся  к таким режимам. 

10. Особенности определения  налоговой базы по банкам , по страховщикам, по негосударственным пенсионным фондам, по профессиональным участникам рынка ценных бумаг, по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок устанавливаются с учетом положений налогового кодекса РФ.

Информация о работе Основы налогообложения в РФ