Основные направления современной финансово-правовой политики РФ в сфере денежно-кредитного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:19, реферат

Описание работы

В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Направление, цели и методы денежно-кредитной политики..............................4
Основные направления денежно-кредитного регулирования в
Российской Федерации...........................................................................................5
Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной
политики Центральным банком РФ.......................................................................7
Направления денежно-кредитной политики Банка России.................................9
Заключение.............................................................................................................10
Источники..............................................................................................................11

Файлы: 1 файл

Кредит.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Саратовская государственная  юридическая академия»

 

 

Кафедра финансового, банковского  и таможенного права

 

 

Учебная дисциплина

 

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

(реферат)

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса 325 группы

Института Юстиции

Абдулова А.Е.

 

Руководитель:

 

Попов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2014

 

 

Содержание

 

 

Введение...................................................................................................................3

Направление, цели и методы денежно-кредитной  политики..............................4

Основные направления денежно-кредитного регулирования в

Российской Федерации...........................................................................................5

Современные правовые основы регулирования  денежно-кредитной 

политики Центральным  банком РФ.......................................................................7

Направления денежно-кредитной  политики Банка России.................................9

Заключение.............................................................................................................10

Источники..............................................................................................................11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Одним из необходимых  условий эффективного развития экономики  является формирование четкого механизма  денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Денежно-кредитная политика - очень  действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы, но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный  эмиссионный банк государства. Без  верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика  не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты  кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

Сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения  валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление, цели и методы денежно-кредитной  политики 

Направление, цели и методы денежно-кредитной политики - Высшая конечная   задача   денежно-кредитной   политики   состоит   в обеспечении стабильности цен, полной  занятости  и  росте  реального объема производства.  Денежно-кредитная  политика  состоит  в  изменении денежного предложения   с   целью   стабилизации   совокупного   объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта  функция постепенно  ушла  на второй план, однако  не  следует  забывать,  что наличные  деньги  все  еще являются тем  фундаментом,  на  котором зиждется  вся  оставшаяся  денежная масса, поэтому деятельность центрального банка  по  эмиссии  наличных  денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк,  воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование  на расширение или  сокращение  кредитования  экономики, достигает стабильного развития   внутренней    экономики,    укрепления денежного    обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.  С  помощью  денежно-кредитного  регулирования  государство стремится   смягчить   экономические кризисы,  сдержать  рост   инфляции,  в целях   поддержания   конъюнктуры государство  использует  кредит  для стимулирования   капиталовложений   в различные отрасли экономики страны. 
 Среди экономических методов классики выделяют обычно три метода это регулирование учетной ставки, норма обязательных резервов и операции на рынке ценных бумаг. Банк России, являясь органом, определяющим и проводящим денежно-кредитную политику в РФ, использует следующие инструменты и методы: - рефинансирование банков и предоставление кредитов. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило в виде векселей). В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам, т.е. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Это и является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке. Нормы данных резервов определяются именно ЦБ.

 

Основные направления  денежно-кредитного регулирования  в Российской Федерации

 

Различают два основных типа денежно-кредитной  политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. 

Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие  действия:

  • продает государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  • увеличивает норму обязательных резервов;
  • повышает учетную ставку.

Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем  потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования1.

В периоды спада производства для  стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная  политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. 

Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает  резервную норму и учетную  ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам. 

Центральный банк выбирает тот или  иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной  политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время: во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. 

Основными приемами денежно-кредитного регулирования в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями являются изменение официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита2.

Принципиальное отличие техники  денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обусловливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, гак и ее отдельные агрегаты. 

Особо следует подчеркнуть, что  государственные органы стран с  рыночной экономикой в последнее  время все чаще используют "политику развития конкуренции" в банковской сфере, т.е. стимулируют конкуренцию, расчищают для нее место, включая и меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. 

В рамках этой политики находятся  и предпринимаемые в последние годы во многих странах действия по либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков на местные рынки часто рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности последних. 

В качестве приоритетных направлений  государственной поддержки могут  быть выделены:

  1. стимулирование внешнеэкономической деятельности; 
    инвестиционные проекты в развитие передовых технологий и отрасли промышленности, прежде всего в экспортное производство и импортозамещение;
  2. обеспечение реструктуризации и повышения эффективности сельского хозяйства;
  3. кредитование жилищного строительства (ипотека).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной  политики Центральным банком РФ

 

Центральный банк — это банк, возглавляющий  банковскую систему страны, имеющий  монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.

Банковская система  РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и  кредитные организации.

При этом кредитная организация  — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдельных банковских операций.

Банк России является юридическим  лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Деятельность Центрального банка  РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации и другими федеральными законами.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой — он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.

Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Банк России несет ответственность  в порядке, установленном федеральными законами.

Он имеет право обращаться в  суды с исками о признании недействительными  правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных  учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Информация о работе Основные направления современной финансово-правовой политики РФ в сфере денежно-кредитного регулирования