Основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования правоотношений по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить состав и структуру налогового правоотношения;
2. определить основных участников налоговых правоотношений в Российской Федерации.
3.определить, что такое налоговая система и система налогообложения, и какое место они занимают в налоговом правоотношении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы правового регулирования деятельности участников налоговых отношений ……………………………………….……..6
Общая характеристика правового статуса субъектов налоговых
правоотношений ………………………………………………………..6
Проблемы реализации права участников налоговых
правоотношений……………………………………………………..…11
Глава 2. Основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования правоотношений по налогам и сборам………………………..14
2.1 Специальные виды деятельности участников налоговых
отношений …………...…………………………………………………14
2.2 Особенности юридической ответственности отдельных категорий
участников налоговых правоотношений ………………………….....21
Заключение………………………………………………………………...……..30
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_nalogov_pravu.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Нарушение законодательства о налогах и сборах — противоправное, виновное действие (бездействие), которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность.

К ним относятся те правонарушения, которые касаются налоговой системы непосредственно. Правонарушения, имеющие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкими составами, к налоговым не относятся. Так, если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то действие такого лица следует рассматривать как должностное, а не налоговое правонарушение. Действия же налогоплательщика, направленные на неправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться как соответствующее налоговое правонарушение, а не как общеуголовное (мошенничество и т.п.).

Необходимо учитывать, что актом налогового законодательства может быть установлена ответственность как за налоговые правонарушения, так и за правонарушения, хотя и неналоговые, но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах. Например, ст. 128 НК РФ установлена ответственность за неявку или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызванного по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Статьей 129 НК РФ установлена ответственность эксперта, переводчика или специалиста за отказ в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения, ложный перевод. Очевидно, что эти правонарушения препятствуют реализации норм налогового законодательства, однако являются правонарушениями против порядка управления, правосудия.

Не всякое нарушение налогового законодательства может быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является такое поведение, которое имеет, во-первых, все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния и, во-вторых, все предусмотренные законом элементы состава правонарушения.

Выделяют следующие правовые признаки деяния (действия или бездействия), влекущего применение мер ответственности.

Во-первых, противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой нормы.

Во-вторых, виновность лица, нарушившего закон. Признак вины нарушителя — умышленный характер его действий либо же проявленная неосторожность.

Вина, как и любой другой признак правонарушения, является необходимым условием привлечения лица к юридической ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие вины в действиях лица, даже если эти действия противоправны, исключает применение санкций.

Например, непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в результате тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта.

В-третьих, причинная связь противоправного действия и вредных последствий. Вредные последствия должны быть следствием именно тех деяний, которые указаны в законе. Отсутствие такой связи исключает применение соответствующих мер ответственности.

В-четвертых, наказуемость действия или бездействия. Законодательством должна быть установлена конкретная санкция за совершение правонарушения. Если за совершение противоправных деяний взыскание не установлено, то привлечение лица к правовой ответственности исключено.

В большинстве случаев отсутствие санкций за противоправные действия (бездействие) объясняется просчетами законодателя, низким уровнем законодательной технологии.

Указанные признаки свойственны всем правонарушениям налогового законодательства. Однако у каждого конкретного нарушения есть свой собственный фактический состав, который и служит основанием юридической ответственности.

Состав нарушения налогового законодательства — это условия, закрепленные в законе, при выполнении которых в совокупности деяние участника налоговых отношений оценивается как нарушение, влекущее наложение взысканий.

Элементами состава нарушения налогового законодательства являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время во многих государствах с экономиками рыночного типа главным видом государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налоговых правоотношений, порядок возникновения, прекращения или изменения которых регулируется налоговым правом. Указанное выше обстоятельство свидетельствует о существенном значении формирования и развития учения о налоговом правоотношении.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками.

Основой правового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектом налогового права. Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

Налоговая правоспособность - это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представляет собой юридическую характеристику лица и дает ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность - это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Углубление процесса демократизации политической системы общества, осуществление правовой реформы, преодоление последствий мирового финансового кризиса, создание условий и предпосылок для стабильного финансово-экономического существования государства обусловливают необходимость повышения роли и авторитета налогового закона, его строгого соблюдения и исполнения всеми субъектами отношений в области налогообложения. Данные обстоятельства предопределяют возрастание роли законности в финансово-налоговой сфере, предъявление повышенных требований к налоговой дисциплине, четкой реализации норм права, в первую очередь, в налоговом праве.

Налоговые органы и налогоплательщики являются участниками налоговых правоотношений.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Из данного определения следует, что налоговыми агентами могут быть только физические и юридические лица, но не обособленные подразделения организаций. Этот вывод очень важен для проведения налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Федеральная налоговая служба России (ФНС РФ) занимает верхнюю ступень в иерархической лестнице системы налоговых органов и является звеном федерального уровня, осуществляя возложенные на него функции и полномочия непосредственно, а также через свои территориальные органы.

Федеральная таможенная служба (ФТС РФ) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

В различные периоды истории штрафы и другие взыскания были большим или меньшим доходным источником государства. Особенно значительными эти поступления были в периоды социальных потрясений.

Порой имущественные взыскания устанавливаются не для того, чтобы пресечь какие-либо правонарушения, а действие объявляется правонарушением лишь для того, чтобы взыскать как можно большую сумму.

Большинство нарушений налогового законодательства связано с неуплатой, с неполной или несвоевременной уплатой налога. Однако эти последствия могут быть вызваны разными причинами. Наиболее опасно сокрытие объектов налогообложения, т.е. намеренное искажение данных учета и отчетности. Меньшую общественную опасность представляет занижение налоговой базы в результате различных ошибок ее исчисления

Таким образом, актуален вопрос о соблюдении определенных принципов установления мер юридической ответственности, особенно за нарушения налогового законодательства. Конституционный Суд РФ указал, что «в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель также должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в Конституции Российской Федерации.

России для нормального экономического развития необходим новый налоговый кодекс понятный и более упрощенный, необходимо существенно снизить налоги и ввести более жесткий контроль за их уплатой. Налоги должны стимулировать развитие бизнеса, а не отбивать у людей желание предпринимательства. В данной курсовой работе раскрыты такие вопросы, как понятие налоговых правоотношений, сущность налоговых правоотношений, система налоговых правоотношений. Особо важную роль в налоговых правоотношений, играет их система, потому что именно четко определенная система является эффективным процессом становления всех налоговых процедур.

 

 

Библиографический список

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (в ред. от 30.12.2008г. с изменениями от 30.12.2008г. №6-ФКЗ; от 30.12.2008г. №7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Российская газета. – 2008. – 21 января.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. – 03.08.1998, № 31. – С.3824.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21.10.1994 // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – С.3301.
  4. Закон от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов. – 1992. - № 1
  5. Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации/ А.Б. Агапов. - М.: Юристъ, 2013.- С.125.
  6. Бабаев В.К. Государственная налоговая служба/ В.К. Бабаев. – М.: Волтерс Клувер, 2012. – С.462.
  7. Бахрах Д.Н. Налоговое право/ Д.Н. Бахрах - М.: НОРМА, 2006. – С. 341.
  8. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики/ Д.В.Винницкий. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2013. –С.450.
  9. Грунина Д.К. Организация налоговой службы в Российской Федерации/ Д.К.Грунина. - М.: Финансы и статистика, 2012. – С.45.
  10. Городов O.A. Информационное право/О.А. Городов. – М.: Проспект. 2012. – С.54
  11. Крохина Ю.А. Налоговое право России/ Ю.А. Крохина. - М.: НОРМА, 2013. – С.560.
  12. Кваша Ю.Ф. Правоохранительные, контрольно-проверочные и налоговые органы/ Ю.Ф. Кваша. - М.: Налоговый вестник, 2013. – С.450.
  13. Карасев М.Н. Налоговая политика и правовое регулирования налогообложения в России/ М.Н. Карасев. — М.: ИНТ,2011. – С.69.
  14. Мудрых В.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства/ В.В. Мудрых. - М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2010. - С.340.
  15. Пепеляева С.Г. Налоговое право/ С.Г. Пепеляева. – М.: Проспект, 2012. – С.254.
  16. Налоговые отношения [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – 49 Кб. – Режим доступа (URL): http:// http://minfin.ru/ru/tax_relations. - 10.08.2014
  17. Понятие и общие характеристики налоговых правоотношений [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – 71 Кб. – Режим доступа (URL):  http:// http://www.leav.ru. - 16.08.2014
  18. Налоговые отношения и их участники [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – 52 Кб. – Режим доступа (URL): http:// http://free.megacampus.ru/. - 16.08.2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации/ А.Б. Агапов. - М.: Юристъ, 2013.- С.125.

 

2 Бабаев В.К. Государственная налоговая служба/ В.К. Бабаев. – М.: Волтерс Клувер, 2012. – С.462.

 

3 Бахрах Д.Н. Налоговое право/ Д.Н. Бахрах - М.: НОРМА, 2006. – С. 341.

 

4 Бабаев В.К. Государственная налоговая служба/ В.К. Бабаев. – М.: Волтерс Клувер, 2012. – С.462

5 Крохина Ю.А. Налоговое право России/ Ю.А. Крохина. - М.: НОРМА, 2013. – С.560

6 Грунина Д.К. Организация налоговой службы в Российской Федерации/ Д.К.Грунина. - М.: Финансы и статистика, 2012. – С.45

7 Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики/ Д.В.Винницкий. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2013. –С.450

8 Бахрах Д.Н. Налоговое право/ Д.Н. Бахрах - М.: НОРМА, 2006. – С. 341

9 Бабаев В.К. Государственная налоговая служба/ В.К. Бабаев. – М.: Волтерс Клувер, 2012. – С.462

10 Налоговый  кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. – 03.08.1998, № 31. – С.3824

11 Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики/ Д.В.Винницкий. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2013. –С.450.

 

12 Пепеляева С.Г. Налоговое право/ С.Г. Пепеляева. – М.: Проспект, 2012. – С.254.

 

13 Кваша Ю.Ф. Правоохранительные, контрольно-проверочные и налоговые органы/ Ю.Ф. Кваша. - М.: Налоговый вестник, 2013. – С.450

14 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (в ред. от 30.12.2008г. с изменениями от 30.12.2008г. №6-ФКЗ; от 30.12.2008г. №7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; Российская газета. – 2008. – 21 января

15 Мудрых В.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства/ В.В. Мудрых. - М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2010. - С.340

16 Мудрых В.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства/ В.В. Мудрых. - М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2010. - С.340

17 Кваша Ю.Ф. Правоохранительные, контрольно-проверочные и налоговые органы/ Ю.Ф. Кваша. - М.: Налоговый вестник, 2013. – С.450


Информация о работе Основные направления совершенствования нормативно-правового регулирования правоотношений по налогам и сборам