Основные направления налоговой политики. Налоговое бремя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Задача данной работы более точно раскрыть содержание управленческой триады налоговой политики (цель – решение – результат) и каждой ее составляющей. Для этого надо ответить на следующие вопросы: чем обусловлены цели налоговой политики? Какие меры в наибольшей степени отвечают этим целям? Чем измерить достигаемые результаты? Что такое эффективность налогов? Как оценить данную налоговую политику?

Что касается целей, то анализ функциональных возможностей налога приводит к выводу о двойственной целенаправленности налоговой политики. В одном случае цели предопределяются существенными признаками налога (фискальная суть) и решают задачи внутреннего совершенствования системы налогообложения, в другом – цели обусловливаются тактическими соображениями и мотивами, находящимися вне налоговой системы, общей социально-экономической политикой (регулирование).

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности налоговой политики в Российской Федерации………..6

1.1. Понятие налоговой политики. Ее цели и задачи…………………………...6

1.2. Налоговое регулирование и его особенности в России…………………..10

1.3. Особенности налоговой политики в Российской Федерации……………13

Глава 2. Основные направления налоговой политики. Налоговое бремя…..15

2.1. Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов…………………………………………………..15

2.2. Налоговое бремя и налоговая нагрузка……………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

курсач2.docx

— 55.65 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
Введение …………………………………………………………………………..
 
Глава 1. Особенности налоговой политики в Российской Федерации………..6 
 
1.1. Понятие налоговой политики. Ее цели и задачи…………………………...6 
 
1.2. Налоговое регулирование и его особенности в России…………………..10 
 
1.3. Особенности налоговой политики в Российской Федерации……………13 
 
Глава 2. Основные направления налоговой политики. Налоговое бремя…..15 
 
2.1. Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов…………………………………………………..15 
 
2.2. Налоговое бремя и налоговая нагрузка……………………………………22 
 
Заключение……………………………………………………………………….27 
 
Список литературы………………………………………………………………29 
 
Приложение………………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
Введение. 
 
Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, применительно к налоговой сфере, наиболее точным следует признать определение политики как «искусство государственного управления». 
 
Соответственно под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система. 
 
Так как налог – это, прежде всего, государственный доход, налоговая политика тождественна политике государственных доходов, которые генетически завязаны на расходах государства. Отсюда следует два важных вывода. Первый (логический) – политика государственных доходов (налоговая политика) неразрывно связана с политикой расходов государства. Поэтому в теории налоговая политика и политика государственных расходов объединяются одним термином – фискальная политика. 
 
Второй актуальный вывод (практически) вытекает из первого – раз налоги и бюджетные расходы неразрывны, налоговая политика, как и политика государственных расходов, должна определяться Минфином России. 
 
Еще одна характеристика налоговой политики состоит в том, что она всегда выступает частью общей социально-экономической политики. «Налоговая политика, часть экономической политики государства». Государство как субъект управления имеет множество целей во всех сферах общественной жизни, для достижения которых использует весь арсенал имеющихся у него средств, в том числе, разумеется, и налоги. 
 
Так в общих чертах представляется положение налоговой политики при внешнем рассмотрении: она – и орудие фиска, и орудие экономической политики. Но можно взглянуть и на ее внутреннее строение. 
 
Налоговая политика (управление налоговой системой) осуществляется с помощью определенных мероприятий (управленческих решений) в области налогов. Эти решения  определяются направлениями (целями) налоговой политики и могут занимать широкий диапазон: от косметических, корректировочных, текущих до реформаторских с существенными изменениями налоговой системы и заметными социально-экономическими последствиями. 
 
Как в любом управленческом процессе, в налоговой политике обязательно присутствует постоянное соотнесение целей и результатов с тем, чтобы своевременно выявить их нежелательное расхождение и внести необходимые изменения в решения. 
 
Таким образом, налоговая политика выступает в единстве целей, мер и результатов. В действительности это единство весьма сомнительно, поскольку имеет исключительно сложную причинно-следственную структуру, ибо то, что на данном этапе представляется целью, на следующем может стать средством. Например, снижение савки налога и общего налогового бремени, являясь промежуточной целью реформы, может служить в свою очередь толчком (средством) для развития производства, что можно рассматривать как цель более высокого порядка. 
 
Задача данной работы более точно раскрыть содержание управленческой триады налоговой политики (цель – решение – результат) и каждой ее составляющей. Для этого надо ответить на следующие вопросы: чем обусловлены цели налоговой политики? Какие меры в наибольшей степени отвечают этим целям? Чем измерить достигаемые результаты? Что такое эффективность налогов? Как оценить данную налоговую политику? 
 
Что касается  целей, то анализ функциональных возможностей налога приводит к выводу о двойственной целенаправленности налоговой политики. В одном случае цели предопределяются существенными признаками налога (фискальная суть) и решают задачи внутреннего совершенствования системы налогообложения, в другом – цели обусловливаются тактическими соображениями и мотивами, находящимися вне налоговой системы, общей социально-экономической политикой (регулирование). 
 
Мероприятия (решения) в области налогов не нуждаются в специальном рассмотрении. Под ними понимаются любые налоговые корректировки, изменения и нововведения. Теоретически к налоговым мерам должно относиться и полное отсутствие таковых: если содержанием (целью) налоговой политики становится неизменность налоговой системы, то налоговое решение выражается  в непринятии каких-либо мер. Разумеется, трудно представить, чтобы в налоговой сфере не происходило никаких подвижек, текущая работа идет всегда, но, с точки зрения налоговой политики, значение имеют только принципиальные решения. 
 
Любое конкретное решение имеет в своей основе некоторую цель. А поскольку цели распадаются на внутренние и внешние (фискальные и регулирующие), то все мероприятия также делятся на две группы, сообразно обусловившим их целям. Первую группу составят меры, преследующие цели совершенствования налоговой системы в соответствии с принципами строения и функционирования налоговых систем. Вторая группа налоговых мероприятий – решения, обеспечивающие воздействие налогов на внешние процессы. 
 
Эффективность тех или иных мер налоговой политики выявляется через результат и его соответствие цели. Результат можно определить как цель (или то, что от нее остается) после применения средств ее достижения. Но при сравнении результатов и целей оцениваются не только действенность и правильность  предпринимаемых усилий (мер), но и цели! Если цель выбрана ошибочно, то ее достижение при действительно высокой эффективности мероприятий дает печальные результаты. 
 
 
Глава 1. Особенности налоговой политики в Российской Федерации.   
 
1.1. Понятие налоговой политики государства и методов ее осуществления. Ее цели и задачи. 
 
Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Однако взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения. 
 
Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Министерство РФ по налогам и сборам. 
 
Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов: 
 
— управления; 
 
— информирования (пропаганды); 
 
— воспитания; 
 
— консультирования; 
 
— льготирования; 
 
— контролирования; 
 
— принуждения. 
 
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития. 
 
Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п. 
 
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества. 
 
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения. 
 
Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы. 
 
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов. 
 
Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций. 
 
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков. 
 
Сложившиеся в государстве те или иные закономерности налоговых отношений отражают тактику и стратегию налоговой политики, являющейся составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и интересами социальных групп, стоящих у власти.  
 
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения избыточных доходов преимущественно в социальных целях, а также для территориального экономического развития, регулирования доходности населения. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условия для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающих в процессе рыночных отношений экономических диспропорций.  
 
Российские ученые выделяют несколько типов налоговой политики: 
 
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%. 
 
Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.  
 
Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.  
 
В сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.  
 
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль неоднозначна по отношению к структуре бюджетных интересов и по отношению к интересам субъектов хозяйствования. Для бюджета рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования оценивается как отрицательный фактор, побуждающий их минимизировать налоговые обязательства разными способами. Из-за тяжести налогового бремени, несправедливых принципов обложения минимизация налогов зачастую носит незаконный характер. Роль налогов постоянно меняется в зависимости от изменения приоритетов системы государственных органов управления. В отличие от функций, роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти. 
1.2. Налоговое регулирование и его особенности в России 
 
Налоговое регулирование — совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет повышения или понижения общего уровня налогообложения. Это ставки прямого индивидуального подоходного налога, налогу на прибыль, косвенных налогов, налоговых скидок на инвестиции («налоговый кредит») разнообразных специальных налоговых льготу поощряющих деловую активность. 
 
Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило, стремится к достижению: 
 
— постоянного устойчивого экономического роста; 
 
— стабильности цен на основные товары и услуги; 
 
—  полной занятости трудоспособного населения; 
 
—  определенного минимального уровня доходов населения; 
 
— социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных; 
 
— равновесия во внешнеэкономической деятельности. 
 
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большему количеству людей и к тому же снизится конкуренция на рынке труда. Рост заработной платы стимулирует ускорение автоматизации производства и увеличивает безработицу. Снижение налогов, увеличение государственных расходов на социальные цели порождает бюджетный дефицит, инфляцию, рост цен. Таким образом, сбалансированность, оптимизация налоговых регуляторов — первейшая задача налоговой политики государства. 
 
Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству (налогообложение, кредитование, инвестирование), государство побуждает осуществлять хозяйственную деятельность, удовлетворяющую общественные потребности. Наряду с выполнением чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть. 
 
Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие: 
 
— бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен; 
 
—  государственные инвестиции в экономику; 
 
— прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика. Получение государственных кредитов избавляет от риска и высвобождает собственные средства компаний; 
 
—ведение при необходимости денежно-кредитных ограничений:  регулирование цен, условий потребительского кредита, ограничение кредита, валютный контроль; 
 
—  лицензирование; 
 
— совершенствование законодательства о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство; 
 
—  финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 
 
— осуществление эффективной налоговой политики.      
                      
 
1.3.     
Особенности налоговой политики в Российской Федерации. 
Российская экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической политике в целом и её важнейших составляющих – валютной и налоговой политике. 
 
Особенность ситуации России состоит в том, что до конца 1999 г. не было достаточно определённых приоритетов экономической политики. В конце 1999 г. в статье В. Путина "Россия на рубеже тысячелетий" были обозначены основные направления деятельности государства в области экономики. В отношении внешнеэкономических связей в ней в качестве одного из приоритетов названа "последовательная интеграция России в мировые хозяйственные структуры", прежде всего с помощью "активной поддержки государством внешнеэкономической деятельности российских предприятий, компаний, корпораций". 
 
Совсем недавно, можно сказать, в России, экономический рост был объявлен как основная государственная стратегия. 
 
Возрастающая открытость экономики России и других стран членов СНГ в условиях либерализации их внешнеэкономической деятельности увеличивает значение валютной политики как одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования. 
 
При выработке политики валютного курса того или иного государства, оценке её рациональности анализу должны подвергаться большое число факторов и показателей, характеризующих воздействие того или иного варианта курсовой политики на развитие национальной экономики. 
 
В последние десятилетия наряду с доминирующей в системе мирохозяйственных связей торговлей товарами и услугами всё большее значение приобретает движение капитала в различных формах. 
 
В отличие от мировой торговли, которая имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в движении прямых, портфельных и ссудных инвестиций на общем фоне увеличения размеров экспорта и импорта капитала существуют значительные ежегодные колебания в зависимости от состояния и развития мировой общехозяйственной конъюнктуры. 
 
Однако в целом динамика роста объёма зарубежных капиталовложений опережает динамику развития внутренней экономики большинства стран мира. Так, начиная с середины 80-х годов темп прироста прямых инвестиций в 4 раза превышал рост стоимости мирового ВВП. 
 
Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение всё большего числа стран в процесс ввоза и вывоза прямых, портфельных и ссудных капиталовложений. Если раньше отдельные страны, как правило, являлись либо экспортёрами, либо импортёрами капитала, то в настоящее время большинство из них одновременно ввозит и вывозит капитал. 
 
С начала 90-х годов стремление привлечь иностранных инвесторов становится одной из важнейших тенденций в международной политике. Завершение "Уругвайского раунда" переговоров в рамках ГАТТ, создание Всемирной торговой организации (ВТО), подписание соглашения НАФТА (Зона свободной торговли стран Северной Америки), создание единого европейского рынка, а также увеличение числа двусторонних переговоров по инвестициям способствовали росту импорта иностранного капитала. 
Глава 2. Основные направления налоговой политики. Налоговое бремя.  
 
2.1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. 
 
(одобрено правительством РФ 25.05.2009)  
 
На 2010 – 2012 годы определены приоритетные направления государственной политики в целях создания эффективной налоговой системы. 
 
Минфином РФ разработан документ, предусматривающий основные изменения налогового законодательства, направленные на стабилизацию российской экономики в условиях мирового финансового кризиса. Так, в частности, по налогу на прибыль организаций предлагается пересмотреть подходы к классификации основных средств и определению норм амортизации, принять меры, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных, в частности, с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний. В рамках регулирования трансфертного ценообразования предлагается установить правила определения «рыночного» уровня процентной ставки при определении допустимого уровня отнесения процентов на расходы в налоговых целях.  
 
В части НДС предполагается дальнейшее совершенствование процедуры возмещения налога по операциям, облагаемым налогом по нулевой ставке (к таким мерам, в частности, отнесена оптимизация перечня документов, подтверждающих обоснованность применения данной ставки, сокращение сроков возмещения налога из бюджета). Рассматривается возможность оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит - счетов), а также планируется осуществление работ по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде.  
 
По акцизам предполагается осуществлять ежегодную индексацию ставок с учетом реально складывающейся экономической ситуации.  
 
В части НДФЛ планируется освободить от представления налоговой декларации физических лиц, у которых налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, предполагается введение инструмента «предварительного резидентства», а также планируется целый ряд изменений, направленных на оптимизацию налогообложения операций с ценными бумагами и инструментами срочных сделок.  
 
Касательно усовершенствования механизма применения специальных налоговых режимов, предполагается принять меры, направленные на придание режимам стимулирующего характера, в связи с чем, в частности, будут скорректированы критерии, дающие право на их применение.  
 
В рамках проведения пенсионной реформы планируется с 2010 года замена ЕСН страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование. 
 
Президиум российского правительства рассмотрит проект основных направлений налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов, целью которой является создание эффективной налоговой системы при сохранении сложившейся налоговой нагрузки на экономику. 
 
Документ был подготовлен Минфином в апреле 2009 года, затем согласовывался в профильных ведомствах и рассматривался на заседании комиссии по бюджетным проектировкам в конце прошлого месяца. 
 
Большая часть решений в сфере налоговой политики была принята в 2008 году в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, напоминают в пресс-службе правительства. 
 
В частности, в рамках антикризисных мер в оперативном порядке были увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка по налогу на прибыль организаций, увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки. 
 
В предстоящей трехлетней перспективе приоритеты правительства в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы при сохранении сложившейся налоговой нагрузки на экономику. 
 
При этом налоговая политика, с одной стороны, должна быть направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. 
 
Для этого в 2010-2012 годах правительство намерено работать по ряду направлений в области налоговой политики. В частности, будет совершенствоваться налоговый контроль за использованием трансфертных цен для целей налогообложения и порядок учета в налоговых органах организаций и физических лиц. 
 
Правительство также будет уточнять правовую основу и механизм использования отсрочки и рассрочки по уплате налогов, сборов, пеней, инвестиционного налогового кредита, и намерено развивать соответствующие положения Налогового кодекса. 
 
При этом предлагается не устанавливать исчерпывающий перечень оснований для предоставления отсрочки и рассрочки и повысить оперативность принятия решений при их предоставлении. 
 
Кроме того, правительство намерено упорядочить взаимодействие между налоговыми органами, банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. 
 
Прибыль и стоимость 
 
 
Согласно документу, в 2010-2012 годах будут реализованы мероприятия и по совершенствованию отдельных налогов. 
 
В части налога на прибыль организаций планируется пересмотр принципов построения амортизационных групп, а также сокращение возможностей минимизации налогообложения. 
 
Например, с 2010 года предполагается ввести особый порядок переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций. 
 
Нововведения могут коснуться и сферы торговли в части порядка учета отдельных видов расходов. Кроме того, предусматриваются меры по совершенствованию налогообложения профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондового рынка. 
 
Что касается налога на добавленную стоимость (НДС), то планируется оптимизировать перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, а также ввести особый порядок возмещения НДС, при котором решение о возмещении будет приниматься до завершения камеральной проверки. 
 
Помимо этого разработчики документа считают необходимым уточнить порядок применения НДС организациями, осуществляющими клиринговую деятельность; порядок оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями. Также разработчики документа намерены подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты для внедрения системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде. 
 
Акцизы и НДФЛ 
 
 
Документ предполагает совершенствование порядка исчисления и уплаты акцизов на спиртосодержащую продукцию, предусматривающего, в первую очередь, усиление контроля за вычетами по используемому подакцизному сырью. 
 
В 2010-2012 годах продолжится и индексация акцизов. По нефтепродуктам будет сохранена действующая величина ставок на 2010 год с индексацией на прогнозируемый уровень инфляции в последующие годы. 
 
"В последующем будет осуществлен переход к установлению дифференцированных ставок акциза на нефтепродукты в зависимости от экологического класса бензина и дизельного топлива при условии сохранения прежнего уровня доходов бюджета в результате такой дифференциации", - говорится в документе. 
 
По табачным изделиям предполагается индексация специфических ставок акцизов повышенными темпами по сравнению с действующими, увеличение адвалорной ставки на 0,5 процентных пункта в год. 
 
В отношении других подакцизных товаров индексация будет осуществляться в соответствии с прогнозируемой инфляцией. 
 
Граждан РФ, плательщиков налога на доходы физических лиц правительство может освободить от представления налоговой декларации, если у них не возникает налоговых обязательств перед бюджетом, при условии ее составления для реализации права на освобождение от налога или на получение налоговых вычетов. 
 
Власти хотят упростить налоговую декларацию и издать простые и понятные инструкций по ее заполнению, а также уточнить в среднесрочной перспективе определение налогового резидентства физических лиц, оптимизировать порядок налогообложения при совершении гражданами операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. 
 
НДПИ 
 
 
Для предприятий, уплачивающих налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), а также при добыче твердых полезных ископаемых, также запланированы новеллы. 
 
Так, предполагается введение "налоговых каникул" при добыче нефти на новых месторождениях в Черном и Охотском морях и введение понижающих коэффициентов при расчете НДПИ при добыче нефти на малых месторождениях. 
 
Продолжится работа по созданию налоговых и финансовых стимулов для утилизации попутного газа, а с 1 января 2010 года ставку НДПИ на природный газ власти планируется ежегодно индексировать. 
 
Для нефтяных компаний, добывающих нефть на нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождениях, может быть установлена пониженная ставка НДПИ по нефти. 
 
В 2010 году власти хотят завершить подготовительную работу для введения налога на дополнительный доход при добыче нефти (НДД) на новых месторождениях, вместо ныне применяемого НДПИ, и начать его применять в 2011-2112 годах. 
 
Что касается НДПИ по углю, то начиная с 2010 года, его планируется взимать на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных от вида угля, к которым будет применяться коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение цен на уголь. При этом предполагается установить налоговый вычет в размере затрат на обеспечение безопасности труда. 
 
Специальные налоговые режимы. 
 
 
Нововведения коснутся и налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. 
 
Начиная с 2010 года и сроком на три года может быть повышен порог предельной величины доходов, позволяющих организации применять упрощенную систему налогообложения, до 60 миллионов рублей в год с отменой механизма увеличения предельного размера дохода с применением коэффициентов-дефляторов. 
 
Помимо этого, государство будет совершенствовать применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, в том числе за счет расширения права субъектов РФ по определению потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя при определении годовой стоимости патента. 
 
Будет уточняться перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также физических показателей, используемых для исчисления этого налога. 
 
 
 
 
Прочие новации 
 
 
Кроме того, авторы основных направлений налоговой политики планируют, что в 2010-2012 годах удастся урегулировать вопросы, связанные с налогообложением организаций, занимающихся строительством транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. 
 
"Для этого предполагается внести уточнения в определение налоговой базы по налогу на прибыль, а также, по мнению Минфина России, подготовить поправки в Градостроительный и Земельный кодексы", - отмечают в пресс-службе правительства. 
 
Также предполагается внести ряд изменений в транспортный налог в целях повышения доходов региональных бюджетов. 
 
В среднесрочной перспективе может быть рассмотрен вопрос о временном освобождении от налога на имущество организаций вновь вводимых объектов транспортной инфраструктуры, строительство которых осуществлялось, в том числе за счет средств федерального бюджета. 
 
Индексация ставок водного налога может быть проведена не ранее 2011 года, считают разработчики документа. 
 
Продолжится совершенствование налогообложения некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества. 
 
Планируется также завершить подготовительную работу для введения налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Ведомства ведут эту работу уже не первый год.

2.2. Налоговое бремя  и налоговая нагрузка. 
 
         Налоговая политика может считаться эффективной лишь в том случае, когда она не только обеспечивает финансовыми ресурсами текущие потребности государства, но и не снижает стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывает его к постоянному поиску путей повышения результативности хозяйствования. В этой связи показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы. 
 
         Выражения «налоговое бремя» или «налоговая нагрузка», или «тягость налогов» и т.п. появились в самых первых текстах, в которых шла речь о налогах, но их наполнение реальными количественными оценками можно отнести ко времени окончания первой мировой войны, когда расчеты по международной задолженности и репарационные платежи потребовали сопоставления общего уровня обложения в разных странах. Для таких межгосударственных сопоставлений и используется показатель налогового бремени. 
 
Имеются еще две наиболее важные сферы применения этого показателя, на что указывают авторы многих публикаций: 
 
1.                урегулирование финансовых взаимоотношений между субъектами в федеративных государствах; 
 
2.                проведение финансовых (налоговых) реформ при определении высоты возможного обложения. 
 
Налоговое бремя (на макроуровне) – это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налогов и сборов к  ВВП. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Этот показатель чаще всего используется в практике для расчета налоговой нагрузки в целом по стране и сопоставления его с другими государствами. 
 
Теория и практика налогов свидетельствуют о многочисленных попытках установить границу налогов, но так как налоговый предел зависит от многих переменных показателей, каждое исследование характеризует конкретную ситуацию. «Какую часть чистого народного дохода могут поглощать подати, на это нельзя общего правила, так как одна и та же доля, которая в одной стране, вследствие продолжительной привычки, уплачивается легко, в другой, где до того времени существовал низкий размер подати, может оказаться обременительною». 
 
Налоговое бремя в целом для российских налогоплательщиков не превышает показатель экономически развитых стран. Уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 34% ВВП, а с учетом введенного в действие НК РФ он составляет около 30,5% ВВП. 
 
Между тем те положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и ее нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться  через призму чрезвычайных особенностей развития российской экономики на современном этапе. 
 
Во-первых, необходимо иметь в виду, что доля налогов в ВВП складывается в России в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины. По данным ФНС России, примерно 17-20% налогоплательщиков исправно и в полном объеме платят в бюджет причитающиеся налоги. Около половины налогоплательщиков платят налоги, но всеми доступными им законными, а чаще всего незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги. 
 
Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП влияет и так называемый кризис платежей. В нашей стране велика задолженность по налоговым платежам в бюджет и в государственные внебюджетные фонды, которая имеет устойчивую тенденцию к росту. 
 
В-третьих, западные налогоплательщики работают в развитых рыночных отношениях при стабильной налоговой системе. Российские же предприятия существуют в условиях становления рыночных отношений, социально-экономической нестабильности, адаптации к новым экономическим условиям при постоянных изменениях в налоговой системе, что приводит к тому, что они острее ощущают налоговую нагрузку, хотя математически обосновать такую позицию достаточно сложно. 
 
В связи с вышеизложенным для расчета реальной совокупной налоговой нагрузки показатель доли налогов в ВВП должен быть скорректирован на сумму задолженности по налоговым платежам в  бюджет и в государственные внебюджетные фонды. Кроме того, этот показатель необходимо скорректировать на сумму потерь доходов расширенного бюджета (консолидированного бюджета и внебюджетных фондов) в связи с уклонением от уплаты налогов. 
 
Оптимальный размер налогового бремени – центральная макроэкономическая проблема любого государства. В то же время иногда как в специальной, так и публицистической литературе приходиться  сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства. 
 
В качестве главного примера такого положения приведем реформы президента США Рональда Рейгана, осуществившего в начале 1980-х гг. глобальные налоговые преобразования. Однако в настоящий момент даже в США к налоговым  реформам «рейганомики» отношение неоднозначное, а в теории налогообложения постулат «низкие налоги – высокая экономика» до сих пор не доказан и не обоснован. 
 
Наоборот, многие зарубежные экономисты убеждены, что снижение налогов  может нанести серьезный ущерб экономике. Так, несмотря на широкое снижение налоговых ставок, в 1980-е гг. в США резко возрос дефицит государственного бюджета. Норма сбережений в 1986 г. составляла  всего 3,9% (самый низкий уровень этого показателя среди всех промышленных стран того периода). 
 
Необходимо учитывать, что общепризнанный в теории налогообложения выступает кривая  Лаффера (Laffer curve), показывающая связь между налоговыми ставками ии объемом налоговых поступлений в бюджет. В соответствии с этой кривой снижение ставок  до предельной точки налогообложения вызывает прямое снижение поступлений в бюджет. В то же время повышение ставок после предельной точки влечет за собой сокращение налоговых доходов. Представляется, что именно этот аспект следует учитывать в первую очередь, рассматривая вопрос о влиянии размера налогов на темпы экономического развития, тогда как постановка во главу налогового реформирования непроверенных и спорных положений необоснованна. 
 
Однако это вовсе не означает, что налоговую нагрузку в РФ не стоит снижать. Уровень налоговых изъятий в России и в условиях принятия НК РФ остается достаточно высоким. Государство должно обеспечить предпринимательству приемлемые условия для законной деятельности. Необходимо установление такого налогового режима, который привел бы к согласию в обществе. 
 
Для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием  определяющих экономических факторов (ВНП, доходов населения, уровня розничных цен и т.д.) в макроэкономике применяется такой показатель, каккоэффициент эластичности налогов (tax 
 
elasticity 
). Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется начальный уровень налоговых поступлений при изменении определяющего фактора на 1 %.  
 
Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле 
 
        ΔХ    ΔУ 
 
Кэ =  Х       У 
где Кэ – коэффициент эластичности; 
 
       Х – начальный уровень налоговых поступлений (отдельно налога или                       группы налогов); 
 
       ΔХ – прирост налоговых поступлений; 
 
       У – начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП, доход, прибыль и др.); 
 
       ΔУ – прирост определяющего фактора. 
 
         Кэ может быть больше, равен или меньше 1. Если Кэ = 1, то доля налоговых доходов государства в ВВП остается стабильной. В том случае, если Кэ (всех налогов) > 1, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При Кэ < 1 доля налоговых поступлений в ВВП снижается. 
 
         Методология исчисления налоговой нагрузки как доли налогов в объеме ВВП достаточно проста, понятна и, широко используется в международной практике. Вместе с тем она не позволяет исследовать налоговую нагрузку на микроуровне при сопоставлении ее для предприятий, относящихся к различным отраслям экономики. Дело в том, что здесь не учитываются объективные различия доли амортизации в объеме ВВП. Например, у предприятий крупной промышленности, гидроэнергетики, транспорта, с одной стороны, и в сфере банковских услуг и малого бизнеса – с другой. На предприятиях, где в объеме ВВП объективно обусловленная доля амортизации меньше, показатель доли налогов в ВВП будет более высоким. 
 
         Экономисты предлагают для сравнения налоговой нагрузки на различных хозяйствующих субъектах использовать не добавленную стоимость, а вновь созданную стоимость, т.е. исключить из предмета экономического анализа амортизацию как составную часть ВВП. 
 
         Достоинством данного показателя является то, что при его применении налоговое бремя определяется относительно источника уплаты налога. От доли налога во вновь созданной стоимости зависит благополучие как самого предприятия, так и его работников. Налоговую нагрузку не искажают такие факторы, как материалоемкость производства, численность работников, величина налогов в цене продукции. При исчислении налогов учитываются налоги, которые уплачивает непосредственно организация. 
 
         Предложенный показатель измерения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты может стать основой для установления льготных или повышенных ставок различных налогов относительно их базовой величины для организаций различных отраслей экономики и регионов РФ. 
Заключение. 
 
Налоговая политика - совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование 
 
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:  
 
1.                 Фискальная 
 
2.                 Экономическая 
 
3.                 Контролирующая 
 
Существуют следующие типы налоговой политики: 
 
Первый тип - политики, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. 
 
Второй тип - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. 
 
Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты 
 
Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции. 
 
Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие: 
 
♦ применение налоговых льгот не носит избирательного характера; 
 
♦ инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;  
 
♦ применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам; 
 
♦ порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировками на местном уровне. 
 
Критерии макроэкономической эффективности налоговой политики: 
 
а) Возможность налоговой политики концентрировать источники доходов.  
 
б) Способность налоговой политики определять приемлемую налоговую базу. 
 
в) Направленность налоговой политики на минимизацию задержек в уплате налогов.  
 
г) Нейтральность налоговой политики в отношении стимулов. 
Список литературы. 
 
1. «Налоговый кодекс Российской федерации». Части первая и вторая: официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004 
 
2.Белова, И. В. Новое в системе налогообложения в России / И. В. Белова // Аудитор.-2009.-N6. 
 
3.Бобоев М.Р. Налоги и налогообложение в СНГ. Учебное пособие-М.: Финансы и статистика, 2004  
 
4.Горский, И. В. Налоговая политика России начала XXI века / И. В. Горский// Налоговый вестник. – 2007. -  № 7. 
 
5.Смирнова, Т. И. Налоговая политика: взгляд в будущее / Т. И. Смирнова // Консультант бухгалтера. - 2009. - N 8. - С. 58-65.  
         6.Харисов, И. Ф. Налоговая политика России в кризисный период / И. Ф. Харисов // Финансовое право. - 2009. - N 9. - С. 26-30.  
         7.Шаталов, С. Д. Налоговая политика Российской Федерации в ближайшей перспективе / С. Д. Шаталов // Финансы. - 2009. - N 7. - С. 3-7. 
 
8.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: (одобрено Правительством Российской Федерации 25 мая 2009 г.) // Налоги и налогообложение. - 2009. - N 6. 
 
9. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: /Б.Х. Алиев/ - 2-е издание, переработано и дополнено. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 448 с.: ил. 
 
10.Занадворов, В.С. Экономическая теория государственных финансов : учеб. пособие для вузов, обучающихся по напр. подгот. "Экономика" / В. С. Занадворов, М. Г. Колосницына. - М. : ГУ ВШЭ, 2006. - 390, [1] с 
 
11.Карасев, М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России / М.Н. Карасев. - М. : Вершина, 2004. – 224 с. 
 
12.Налоги и налогообложение в России : учебник / В.А. Парыгина, К. Браун, Дж. Масгрейв, А.А. Тедеев. - М. : Эксмо, 2006. - 638, [1] c. 
Приложение.1 
 

 
Принципы построения налоговой политики


 

 
 
 

 
Методы формирования налоговой базы


 

 
Непрерывность  
налогообложения


 

 
Применение или неприменение прогрессивных  ставок налогообложения и степень  их прогрессии


 

 
Соотношение прямых и косвенных  налогов


 


Информация о работе Основные направления налоговой политики. Налоговое бремя