Определение налогового учёта, его содержание, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение вопросов организации налогового учёта в РФ, его целей и задач.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение налогового учёта, рассмотреть его содержание, основные цели и задачи;
2. Рассмотрение вопросов о необходимости ведения налогового учёта на предприятии;
3. Определить особенности применения налогового учёта на предприятии

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
1. НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
6
1.1. Определение налогового учёта, его содержание, цели и задачи
6
1.2. Необходимость ведения налогового учёта в России
10
2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
13
2.1. Особенности применения налогового учёта на предприятии
13
2.2. Различные подходы к ведению налогового учета
14
2.3. Положительные стороны ведения налогового учёта на предприятии

16
2.4. Требования Налогового кодекса к системе налогового учета
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
28
ПРИЛОЖЕНИЯ
30

Файлы: 1 файл

Бух. учет.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

-- методы налогового учета;      

-- требования к составлению  регистров налогового учета.

Основные правила составления  отчетности определяют:      

-- налоговый и отчетный период;       

-- ставки налога;      

-- алгоритм расчета налоговой  базы.

Объектами налогового учета  являются имущество и хозяйственные  операции налогоплательщика.

Для целей налогового учета применяется следующая  группировка доходов:      

-- доходы от реализации товаров,  работ, услуг и имущественных  прав;      

-- внереализационные доходы;      

-- доходы, учитываемые и не учитываемые  в целях налогообложения.      

Расходы группиру ются:      

-- на расходы, связанные с  производством и реализацией;      

-- внереализационные расходы;      

-- расходы, учитываемые и не  учитываемые в целях налогообложения.       

Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.      

Расходы, связанные с производством  и /или реализацией подразделяются на 4 группы:      

-- материальные расходы;      

-- расходы на оплату труда;      

-- суммы начисленной амортизации;       

-- прочие расходы.      

Из состава прочих расходов выделены расходы на ремонт основных средств, на освоение природных ресурсов, на НИОКР, на обязательное и добровольное страхование имущества.

Порядок признания расходов для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств различен.       

Определен особый порядок признания  расходов по:      

-- формированию резервов по сомнительным долгам;      

-- гарантийному ремонту и гарантийному  обслуживанию;      

-- определению расходов при  реализации товаров;      

-- отнесению процентов по долговым  обязательствам к расходам.

Налоговым Кодексом определены два метода налогового учета:      

-- метод начисления и      

-- кассовый метод.      

Порядок признания доходов и  расходов при различных методах  налогового учета различен.      

При определении расходов методом  начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются на:      

-- прямые расходы и      

-- косвенные.      

Разделение расходов на прямые и  косвенные связано с оценкой  незавершенного производства и является фактором прямого действия на расчет налога на прибыль.      

К прямым расходам на производство и реализацию относятся:      

-- расходы на приобретение сырья  и (или) материалов, используемых  в производстве товаров, выполнении  работ, оказании услуг, и (или)  образующих их основу, либо являющихся  необходимым компонентом при  производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;      

-- расходы на приобретение комплектующих  изделий, подвергающихся монтажу  и (или) полуфабрикатов, подвергающихся  дополнительной обработке;      

-- расходы на оплату труда  персонала, участвующего в процессе  производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;      

-- единый социальный налог, начисленный  на расходы по оплате труда;       

-- суммы начисленной амортизации  по основным средствам, используемым  при производстве товаров, выполнении  работ, оказании услуг.      

Все иные суммы расходов по производству и реализации являются косвенными.      

Налоговый учет ведется на основе данных первичных документов в аналитических  регистрах бухгалтерского и налогового учета.      

Регистры налогового учета представляют собой формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 Налогового Кодекса без распределения по счетам бухгалтерского учета.      

Регистры налогового учета ведутся  в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и /или любых машинных носителях. Формы и порядок отражения в регистрах данных налогового учета и первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно.      

Основанием записи в регистре налогового учета являются первичные учетные документы, в том числе справка бухгалтера. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.       

Для сдачи отчетности устанавливается налоговый период и отчетный период.      

Отчетный период -- для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые  платежи, -- месяц, два месяца и т.д.; первый квартал, полугодие и 9 месяцев.       

Налоговый период -- календарный год.      

Налоговая база определяется в соответствии с порядком налогового учета доходов  и расходов, принятым в Налоговом  Кодексе. Установлены особенности  определения налоговой базы по отдельным  видам доходов и видам деятельности:       

-- доходов от долевого участия;      

-- доходов простого товарищества;       

-- по деятельности, связанной с  использованием объектов обслуживающих  производств и хозяйств;      

-- по доверительному управлению  имуществом;      

-- при передаче имущества в  уставный капитал (фонд);      

-- при уступке права требования;       

-- по операциям с ценными  бумагами.      

Расчет налога ведется по различным  ставкам (0 %, 6%, 15%, 24%-для российских организаций  и 10% и 20% -- для иностранных организаций  не связанных с деятельностью постоянного представительства) в зависимости от вида получаемых доходов.  
  
  
  
  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ       

Ведение налогового учёта является обязательным для всех юридических  лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Налоговый учет на предприятии организуется самостоятельно налогоплательщиком. Порядок ведения налогового учёта устанавливается в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя.       

Понятие налогового учёта было введено 25 главой НК РФ «Налог на прибыль организаций». Налоговый учет определен как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, определенном НК РФ.       

Нормы и правила ведения налогового учета налогоплательщики отражают в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя организации. Целью налогового учёта является определение налогооблагаемой базы на предприятии.     

Споры вокруг необходимости ведения  на предприятии отдельно налогового, а отдельно бухгалтерского учёта  на сегодняшний день в России являются актуальными. Проблема состоит в  том, что бухгалтерский и налоговый  учеты отличаются существенно и  предприятию приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. И это не смотря на то, что фактически, бухгалтерский и налоговый учёт имеет некоторые общие черты.     

Проведённые исследования показали, что налоговый учёт и отчётность необходимы и неизбежны, так как функционирование любой системы подразумевает определённую систему контроля, которую нельзя организовать без учёта и отчётности. Но тем не менее, необходимо менять механизм ведения налогового учёта и составления налоговой отчётности, приспосабливая для этого данные бухгалтерского учёта предприятия и дополняя установленные формы бухгалтерской отчётности соответствующими декларациями или декларационными разделами. То есть, произвести синтез (слияние) налогового и бухгалтерского учёта и отчётности.     

Организация при разработке методики ведения налогового учета может  применить принцип "приход-расход" с ведением книги доходов и  расходов (аналогично применяющейся  сейчас упрощенной системе бухгалтерского учета) или принцип двойной записи с использованием "налогового" плана счетов и разработкой "налоговых" проводок.      

Некоторые предлагают компромиссный  вариант - использовать для налогового учета дополнительно вводимые "налоговые" счета к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов и расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.      

Необходимость скорейшего приведения системы бухгалтерского и налогового учёта в РФ к мировым стандартам обусловлена предстоящим вступлением России в ВТО. Расхождение данных систем с общепринятыми международными стандартами, является дополнительным препятствием на пути к интеграции.  
  
  
  
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        

 

  1. Налоговый кодекс РФ // Справочная правовая система «Гарант»
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ с дополнениями и изменениями//Справочная система «Консультант Плюс» 
  3. Андросов А.М., Викулова Е.В. Основы бухгалтерского учета. - М.:, Андросов, 2004.
  4. Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учёт. - М.: Перспектива, 2003.
  5. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учёта. - М., 1998.
  6. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Бухгалтерский учет. - СПб.: Проспект, 2004.
  7. Ковалёв В.В. Финансовый учёт и анализ: Концептуальные основы. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. - М., 2001.
  9. Маренков Н.Л. Финансовый учёт в коммерческих фирмах. - М.: Феникс, 2004.
  10. Медведев М.Ю. План счетов бухгалтерского учёта и инструкция по его применению: комментарий. - М.: Юристъ, 2003.
  11. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организация налогового учёта на предприятии // Всё для бухгалтера - 2002 - № 21. С. 17-23.
  12. Никитин В.М., Никитина Д.А. Теория бухгалтерского учёта. - М.: ДИС, 2004.
  13. Рожнова О.В. Финансовый учёт: Теоретические основы, методологический аппарат. - М., 2003.
  14. Семенов С.К. О структуре  денежной массы//Финансы и кредит. - 1999.-№ 9.-с.23-27
  15. Хендриксен Э.С. Теория бухгалтерского учёта. - М., 1007.
  16. Захарьин В.Р. Расходы фирмы: бухгалтерский и налоговый учёт. - М.: ГроссМедиа, 2006.
  17. Лукаш А.Ю. Бухгалтерский и налоговый учёт различных хозяйственных операций. - М.: Книжный мир, 2005.
  18. Попонова А.Н., Нестеров Г.Г., Терзиди А.В. Организация налогового учёта и налогового контроля. - М.: Эксмо-Пресс, 2006.

 

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Приложение 1

Основные отличия между  бухгалтерским и налоговым учётом 

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Вариант

Основание

Вариант

Основание

Способ (метод) начисления амортизации объектов основных средств

Линейный способ;

Способ уменьшаемого остатка;

Способ списания стоимости  по сумме чисел лет срока использования;

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение  всего срока полезного использования  объектов, входящих в эту группу.

п. 18 ПБУ 6/01

Линейный метод;

Нелинейный метод (кроме  объектов основных средств, входящих в 8-10 амортизационные группы);

Выбранный метод начисления амортизации не может быть изменен  в течение всего периода начисления амортизации по объекту основных средств. Начисление амортизации в отношении объекта основных средств осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.

п.1-5 ст.259 НК РФ

Порядок учета затрат на ремонт объектов основных средств.

Сразу включается в себестоимость  продукции, товаров, работ, услуг;

Предварительно учитываются  в составе расходов будущих периодов, а затем равномерно включаются в  себестоимость продукции, товаров, работ, услуг в течение определенного  периода времени (квартал, полугодие, год);

Учитываются в составе  предстоящих расходов, образуя при  этом ремонтный фонд.  
 

п.26, 27 ПБУ 6/01

План счетов, п.72 Положения  по ведению бухучета и бухгалтерской  отчетности в РФ

Признаются в размере  фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.;

Учитываются в составе  резерва предстоящих расходов на их ремонт

п.1, 3

ст.260, п.2, ст.324 НК РФ

Способ (метод) оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии, а также на конец отчетного периода

По себестоимости каждой единицы:

включая все расходы, связанные с приобретением запаса

включая только стоимость  запаса по договорной цене (упрощенный вариант);

п.16, 21, 22, ПБУ 5/01 п.73-78

По стоимости единицы  запасов (товаров);

По средней стоимости;

ФИФО;

ЛИФО

п.8 ст.254, подп.3 п.1 ст.268 НК РФ

   

Продолжение приложения 1

По средней себестоимости;

По каждой группе (виду) материально-производственных запасов  в течение отчетного года применяется  один способ оценки. Для 2-4 способов существуют следующие варианты:

- по взвешенной оценке,

- по скользящей оценке.

Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов

   

Порядок признания (списания) управленческих расходов (общехозяйственных  расходов)

Признаются полностью  в себестоимости проданных в  отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным  видам деятельности;

Признаются частично в себестоимости проданных в  отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности

п.9 ПБУ 10/99

Управленческие расходы (косвенные расходы), осуществляются в отчетном (налоговом) периоде, в  полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода

п.2 ст. 318 НК РФ

Порядок признания (списания) коммерческих расходов (расходов на продажу)

Признаются полностью  в себестоимости проданных в  отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным  видам деятельности;

Признаются частично в себестоимости проданных в  отчетном периоде продукции, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности

п.9 ПБУ 10/99

Для организаций, не осуществляющих торговую  деятельность коммерческие расходы, осуществленные в отчетном периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода;

Для организаций, осуществляющих торговую деятельность Коммерческие расходы, осуществленные в текущем месяце, уменьшают доходы от реализации текущего месяца, за исключением доли транспортных расходов, относящихся к остаткам товаров на складе (если по условиям договора транспортные расходы не включаются в цену приобретения товаров)

п.2 ст.318, ст.320 НК РФ

Порядок отражения в  учете незавершенного производства

В массовом и серийном производстве:

по фактической производственной себестоимости, по нормативной (плановой) производственной себестоимости,  по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов;

п.64 Положения по ведению  бухгалтерского

Для организаций, у которых производство связано  с обработкой и переработкой сырья. Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье, за

п.1 ст319 НК РФ

   

Продолжение приложения 1

При единичном производстве продукции:

- по фактически произведенным затратам

учета и бухгалтерской  отчетности в РФ

минусом технологических  потерь;

Для организаций, у которых производство связано  с выполнением работ (оказанием  услуг). Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем, объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг);

Для прочих организаций. Сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции. Оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям) организации и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

 

Порядок отражения  в учете готовой продукции

По фактической производственной себестоимости-в единичном и мелкосерийном  производстве, а также в массовом производстве с небольшой номенклатурой  готовой продукции.;

По нормативной (плановой) производственной себестоимости (в том числе по прямым статьям затрат) - в массовом и серийном производстве с большой номенклатурой готовой продукции;

По договорным ценам - при стабильности таких цен;

п.59 Положения по ведению  бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, План счетов,

Оценка остатков готовой  продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой  продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток незавершенного производства), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

п.2 ст.319 НК РФ

   

Продолжение приложения 1

По другим видам цен

п.203-205 Методических указаний по бухучету материально-производственных запасов

Оценка остатков готовой  продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства.

 

Порядок отражения в  учете отгруженной продукции (сданных  работ, оказанных услуг)

По фактической полной себестоимости;

По нормативной (плановой) полной себестоимости;

В полную себестоимость  наряду с производственной себестоимостью включаются затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг и возмещаемые договорной (контрактной) ценой.

п.61 Положения по ведению  бухучета и бухгалтерской отчетности  в РФ

Оценка остатков отгруженной, но нереализованной на  конец текущего месяца продукции определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию.

Оценка остатков готовой  продукции на складе на конец текущего месяца проводится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства.

п.3 ст.319 НК РФ

Информация о работе Определение налогового учёта, его содержание, цели и задачи