Общие условия установления налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 12:44, реферат

Описание работы

Изучение налогов и российского налогообложения - неотъемлемая составная часть современного экономического образования.
Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Общие условия установления налогов и сборов……………………………………………...4
Элементы налогообложения: понятие и общая характеристика…………………………….6
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Налоговое право.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………………………3

Общие условия установления налогов и сборов……………………………………………...4

Элементы налогообложения: понятие  и общая характеристика…………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Изучение налогов и российского налогообложения - неотъемлемая составная часть современного экономического образования.

Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов современной фирмы.

Именно поэтому в государственные  стандарты подавляющего большинства  экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги - это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с  хозяйствующих субъектов и с  граждан по ставке, установленной  в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги - наиболее действенный инструмент регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Успешное проведение налоговой  политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления. Основной задачей данной работы является рассмотрение элементов налогообложения, оценка необходимости каждого из элементов и всех в совокупности.

 

  1. Общие условия установления налогов и сборов.

 

В Конституции и Налоговом кодексе  РФ указано, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Установление налога означает определение факта наличия и существования налога как такового и определение его существенных элементов. Это первичное нормотворческое действие, юридическое создание налога, определение его места в действующей налоговой системе государства.

Введение налога означает придание ему силы на определенной территории. Для того чтобы каждый конкретный налог мог быть фактически уплачен налогоплательщиком, его необходимо сначала установить, а затем ввести в действие.1

До введения в действие Налогового кодекса РФ вопрос о разграничении процедур по установлению и введению в действие налогов был рассмотрен Конституционным Судом РФ в постановлении от 21 марта 1997 г.2

Конституционный Суд указал, что федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие «установление налогов и сборов» имеет иной юридический смысл.

Право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны этими общими принципами. Установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог.

Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д.

Установление и введение налогов в России осуществляются в соответствии с процедурой, строго определенной Налоговым кодексом РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством, они вводятся в действие на всей территории Российской Федерации. При установлении федерального налога в федеральном законе определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Региональные налоги и сборы также устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом), вводятся в действие на территории соответствующего субъекта РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. При этом представительные органы власти субъектов РФ могут определять такие элементы налогообложения, как налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному региональному налогу. Так, например, налог на имущество организаций вводится в действие законами соответствующих субъектов РФ.3

Вводя налог, представительные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Существенные элементы местных  налогов и сборов устанавливаются федеральным законодательством, но вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

Вводя в действие местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу.

 

2.  Элементы налогообложения: понятие и общая характеристика.

 

Налог считается установленным  лишь тогда, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения. В необходимых  случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах  и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения  применительно к конкретным сборам.

Элементами налогообложения являются:

•   объект налогообложения;

•   налоговая база;

•   налоговый период;

•   налоговая ставка;

•  порядок исчисления налога;

•  порядок и сроки уплаты налога.4

Каждый налог имеет самостоятельный  объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений ст. 38.

Налоговая база представляет собой  стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и обычно рассчитывается по итогам каждого налогового периода.

Налоговый период – это период времени, по окончании которого применительно к отдельным налогам определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговым периодом признается календарный  год или иной период времени. При  этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговая ставка представляет собой  величину налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются:

•   календарной датой;

•   истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями;

•   указанием на событие, которое должно наступить или произойти;

•  указанием на действие, которое должно быть совершено.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налогового кодекса РФ.5

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога.

Статьей 38 НК РФ установлены следующие  группы объектов налогообложения в Российской Федерации:

•  операции по реализации товаров (работ, услуг);

•   имущество;

•   прибыль;

•   доход;

•   стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

• иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.6

Каждый налог имеет самостоятельный  объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

Пункт 2 ст. 38 НК РФ содержит бланкетную норму и для определения понятия  имущества для целей налогообложения  отсылает к нормам ГК РФ. Таким образом, имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся  к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Статья 128 ГК РФ к объектам гражданских  прав относит:

1) вещи, включая деньги и ценные  бумаги;

2) иное имущество, в том числе  имущественные права;

3) работы и услуги;

4) информацию;

5) результаты интеллектуальной  деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

6) нематериальные блага.

Объектом налогообложения может  быть каждое из объектов гражданских  прав, за исключением имущественных  прав.

Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

Подпункт 1 п. 1 ст. 11 ТК РФ к товарам  причисляет любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подп. 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ, к товарам не относятся.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Под услугой для целей налогообложения  понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров, работ или  услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Информация о работе Общие условия установления налогов и сборов