Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 09:55, контрольная работа

Описание работы

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена Конституцией Российской Федерации (далее – РФ). В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы. Таким образом, из конституции РФ вытекает императивный характер налогов, что требует специального налогового законодательства.
При формировании налоговой системы в нашем государстве в законодательном порядке утверждались все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволило использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, с одной стороны имеющего силу закона, а с другой стороны, защищающего права налогоплательщика1.

Файлы: 1 файл

Налоговое право.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения  в России

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена Конституцией Российской Федерации (далее – РФ). В соответствии со ст. 57 Конституции  РФ каждый обязан уплачивать законно  установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы. Таким образом, из конституции РФ вытекает императивный характер налогов, что требует специального налогового законодательства.

При формировании налоговой системы в нашем государстве в законодательном порядке утверждались все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволило использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, с одной стороны имеющего силу закона, а с другой стороны, защищающего права налогоплательщика1.

Это касается налоговой системы (системы налогообложения) – основанной на определенных принципах системы урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Одним же из важных принципов налоговых систем является ее стабильность, которая в том  числе обеспечивается таким действием  органов государственной власти как нормативно-правовое регулирование2. Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России базируется на основных положениях законодательства РФ о налогах и сборах и разработанных Федеральной налоговой службой РФ в их развитие приказах и методических рекомендациях.

Законодательство  о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления  налогового контроля, обжалования актов  налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со ст. 75 (часть 3) Конституции РФ система  налогов, взимаемых в федеральный  бюджет, общие принципы налогообложения  и сборов в РФ устанавливаются Федеральным законом. Статьей 72 Конституции РФ (пункт «и») решение указанных задач относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

В процессе взимания налогов возникают налоговые  отношения между государством в  лице законодательной власти и управления и налогоплательщиками3.

Система регулирования  налоговых отношений – это  совокупность законодательных и  нормативных актов различного уровня, содержащие налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и  актов субъектов Федерации, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления.

Так, законодательство РФ о налогах и сборах состоит  из Налогового Кодекса РФ (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В ст. 8 НК РФ закреплено, что налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

 

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) 4.

Часть первая НК РФ устанавливает:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  2. основания возникновения, изменения, прекращения, а также порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы и порядок установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

В соответствии со второй частью НК РФ в настоящее  время установлен порядок взимания:

1) федеральных  налогов и сборов (устанавливаются  законодательными актами РФ и взимаются на всей территории РФ):

- налогов на  добавленную стоимость;

- акцизов;

- налога на  доходы физических лиц;

- единого социального  налога;

- налога на  прибыль организаций;

- налога на  добычу полезных ископаемых;

- сборов за  пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- водного налога;

- государственной  пошлины.

2) региональных налогов:

- налога на  имущество организаций;

- налога на  игорный бизнес;

- транспортного  налога.

3) местных налогов:

- налога на имущество физических лиц;

- земельного  налога.

    1. специальных налогов

- единого сельскохозяйственного  налога;

- единого налога  при упрощенной системе налогообложения;

- единого налога  на вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

- налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Правоотношения, касающиеся остальных налогов и  сборов на территории РФ, определяются специальными федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами, которые действуют в части, не противоречащей НК РФ.

НК РФ является законодательным  актом прямого действия. Федеральные  законы о налогах и сборах должны приниматься в соответствии с  НК РФ. Налоговые законы РФ определяют порядок взимания конкретного налога (например, Закон «Налог на имущество  физических лиц») 5. Порядок применения конкретных налоговых законов определяется соответствующими нормативными актами.

Следует иметь в виду, что нормативные акты органов  исполнительной власти не могут устанавливать  или отменять налоговые обязательства. Их значение – регламентировать единообразные способы практической деятельности налогоплательщиков, налоговых агентов и органов управления, связанные с правильным и своевременным исчислением и взиманием налогов и сборов6.

Большое значение в регулировании  налоговых отношений имеют Бюджетный кодекс и законы РФ о федеральном бюджете, в которых устанавливаются нормативы распределения большинства налогов по уровням бюджетной системы.

Законодательство же субъектов  РФ о налогах и сборах состоит  из законов о налогах субъектов  РФ, принятых в соответствии с НК РФ. А нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Не допускается введение и применение на территории РФ законодательных и нормативных актов, не соответствующих НК РФ. Нормативно правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ при наличии хотя бы одного из перечисленных ниже обстоятельств, если такой акт:

- издан органом, не имеющим в соответствии НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

- отменяет или ограничивает  права налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ;

- вводит обязанности,  не предусмотренные НК РФ, или  изменяет определенное НК РФ  содержание обязанностей участников  отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

- запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых  агентов, их представителей, разрешенные  НК РФ;

- запрещает действия налоговых  органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

- разрешает или допускает  действия, запрещенные НК РФ;

- изменяет установленные  НК РФ основания, условия, последовательность  или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

- изменяет содержание  понятий и терминов, определенных  в НК РФ, либо использует эти  понятия и термины в ином  значении, чем они используются в НК РФ;

- иным образом противоречит  общим началам и (или) буквальному  смыслу конкретных положений  НК РФ.

Признание нормативного правового  акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. Правительство  РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к  отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля уплаты таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных  лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.

Кроме национального  законодательства отношения в налоговой  сфере регулируются и международными договорами, в частности договорами об устранении двойного налогообложения7. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем в российском налоговом законодательстве и нормативных правовых актах, то следует применять правила и нормы международных договоров РФ.

В ст. 3 НК РФ излагаются принципиальные начала законодательства о налогах и сборах, отражающие классические принципы налогообложения: справедливость, определенность, удобство и экономичность.

Их суть состоит в следующем.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство о  налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства  налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая  способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и  сборы не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. 
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается  устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение  в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы, а также  иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

При установлении налогов должны быть определены все  элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы  каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) 8.

Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела; органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые согласно статье 4 НК РФ не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Информация о работе Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России