Нормативное обеспечение и регулирование аудита в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение аудиторской деятельности: ее организация и нормативное регулирование. Для достижения цели следует рассмотреть следующие поставленные задачи:
- изучение аудиторской деятельности в условиях внутрихозяйственного контроля;
- организация аудиторской деятельности в аудиторских фирмах;
- рассмотрение нормативного регулирования аудиторской деятельности;
- разработать предложения по совершенствованию аудиторской деятельности.

Содержание работы

Введение 4
1. Организационные аспекты аудиторской деятельности 5
1.1. Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности 5
1.2. Организация аудиторской деятельности в условиях внутрихозяйственного контроля 10
1.3. Организация аудиторской деятельности в аудиторских фирмах 15
2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности 22
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности 22
2.2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - основа регулирования аудиторской деятельности 26
2.3. Стандарты аудиторской деятельности 27
3. Совершенствование аудиторской деятельности в РФ 32
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

налоговый аудит.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Система международных  стандартов включает в себя не только стандарты аудита (МСА), но и международные  руководства по аудиторской практике.

Система международных  стандартов аудита в настоящее время насчитывает 38 стандартов, сгруппированных в несколько разделов, и 11 положений по международной практике (ПМАП). Так, система МСА включает в себя следующие разделы: «Вводные аспекты», «Общие принципы и обязанности», «Оценка рисков и противодействие выявленным рискам», «Аудиторские доказательства», «Использование услуг других лиц», «Аудиторские выводы и заключения», «Особые аспекты».

Положения по международной  аудиторской практике включают одиннадцать  положений, среди которых пять посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, два – особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений – помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

Международные стандарты  аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности. Кроме того, МСА используются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг.

Значение международных  стандартов аудита заключается в том, что они способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрена следующая классификация правил (стандартов) аудиторской деятельности:

- федеральные стандарты  аудиторской деятельности;

- стандарты саморегулируемой  организации аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита, являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов, саморегулируемых аудиторских объединений и их работников, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Данные правила определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы.

Саморегулируемые аудиторские  объединения вправе разрабатывать  методические материалы по применению федеральных стандартов аудиторской деятельности, которые не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом саморегулируемые аудиторские объединения вправе предусматривать в них дополнительные требования по проведению аудита, если это обусловливается особенностями проведения аудита.

Аудиторские организации  и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных  и иных нормативных актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования, документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Стандарты саморегулируемой организации аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным  федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг; не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности; не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

 

3. Совершенствование аудиторской  деятельности в РФ

 

В России Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» выделяет три уровня контроля качества аудита, два из которых - внешние, а третий - внутренний. Внешний контроль осуществляется, во-первых, уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности и, во-вторых, аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями, которым право проведения проверок делегировано федеральным органом. При этом аккредитованные аудиторские объединения могут проводить контроль качества только в отношении членов этих объединений.

Как внешний, так и  внутренний уровни контроля качества аудита по срокам проведения проверок подразделяются на предварительный, текущий  и последующий контроль. Предварительный  внешний контроль осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Текущий и последующий внешний контроль производится путем организации постоянного надзора за деятельностью индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.

Проблемы совершенствования качества в настоящее время очень актуальны для российского аудита. В то же время ни в отечественной, ни в мировой практике официально не определены понятие и критерии качества аудита. В связи с этим важным направлением совершенствования качества аудита представляется нормативное закрепление его критериев. Система критериев качества аудита может включать, во-первых, соблюдение требований стандартов аудита (как федеральных, так и внутренних), во-вторых, наличие надлежащих аудиторских доказательств, достаточных для обоснованного выражения мнения о достоверности отчетности клиента, в-третьих, применяемые методы аудиторской проверки. Необходимость принятия во внимание последнего критерия качества объясняется тем, что повышение затрат на проведение проверки может привести к экономической нецелесообразности аудита (как предпринимательской деятельности).

Как свидетельствует  опыт, целесообразна возможность  передачи ряда контрольных полномочий саморегулируемым аудиторским объединениям. Надзор же за деятельностью самих саморегулируемым аудиторских объединений следует возложить на уполномоченный федеральный орган – Министерство Финансов РФ. Смысл данного направления совершенствования качества аудита состоит в том, что государству (в лице уполномоченного федерального органа) гораздо проще проводить проверку качества работы определенного (закрепленного в реестре) числа саморегулируемым аудиторских объединений, нежели всех аудиторов и аудиторских организаций, В случае реализации данного мероприятия наблюдается перераспределение контрольных функций при проверке качества работы аудитора от государственных органов к общественным организациям и предусматривается замена лицензирования аудиторской деятельности членством в саморегулируемых аудиторских объединениях.

Для ряда аудиторских компаний условия членства в объединениях аудиторов весьма ощутимы в финансовом отношении. Поэтому вопрос о соизмеримости платы за лицензию на осуществление аудиторской деятельности и размера членских взносов в саморегулируемых объединениях тоже актуален. В связи с этим повышение требований к аудиторским компаниям не должно быть финансового характера.

Важным шагом на пути приближения аудиторской деятельности в России к международным нормам являются внутрифирменные стандарты, разработка и практическая реализация которых способствует повышению качества проверок, эффективности их результатов, снижению трудоемкости аудиторской работы. Наличие отработанной системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма и надежности деятельности аудиторской организации, а ее соблюдение - дополнительной гарантией результатов проверки.

 

Заключение

 

Современная предпринимательская  деятельность это, прежде всего неопределенность, которую нельзя установить заранее. Эффективное производство предполагает предвидение рисков и стремление снизить их до возможно более низкого уровня. Для этого необходим постоянный контроль со стороны руководства предприятия за деятельностью работников и всей организацией в целом. Поэтому возникла необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности и среди них одно из ведущих мест принадлежит институту аудиторства, главная цель которого обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.

 В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится на стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

К первому уровню относят Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 г № 307-ФЗ. К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств. Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации на базе федеральных правил.

В условиях бухгалтерской  и налоговой реформ аудиторские  организации часто выступали  в роли консультантов по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения. В связи с этим большое внимание уделялось построению системы быстрого реагирования на изменения в законодательстве и информирования хозяйствующего объекта по вопросам адаптации к ним. Пройдя первый этап развития, аудиторский бизнес столкнулся с новыми задачами, диктуемыми развитием экономики страны и ее укреплением, необходимостью принятия общемировых стандартов и поиском путей совершенствования деятельности.

В процессе аудиторской  деятельности немаловажное значение имеет  вопрос правового обеспечения, изучение нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ.
  2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99- ФЗ от 4 мая 2011 г., в ред. 4 марта 2013 г.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности» № 80 от 16 февраля 2008 г., в ред. от 31 марта 2009 г.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении  федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г. № 696., в ред. Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г.
  5. Барышников П. Организация и методика проведения общего аудита. / П. Барышников. – М.: ИИД Филинъ, 2009. – 264 с.
  6. Бурцев В.В., Внутренний аудит компании: вопросы организации и управления.// Финансовый менеджмент №4. 2008– 36 с.
  7. Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. Практический аудит. 2009, 176с.
  8. Гутцайт Е.М. Аудит: концепция, проблемы, эффективность, стандарты. М.: «ЭЛИТ 2000», «ЮНИТИ-ДАНА», 2010. - 400 с.
  9. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М. Аудит. М.: ФБК-ПРЕСС, 2007. – 544 с.
  10. Калинин В.В. Аудиторская деятельность: организационные основы, стандарты, особенности отраслевого аудита. Аудит, Юнити, 2008. – 432 с.
  11. Коваль И.Г. Аудит. Учебно-методическое пособие, 2007. - 110с.
  12. Кочинев Ю.Ю. Аудит: теория и практика. 4-е изд., обновленное и дополненное.- СПб.: Питер, 2009. – 387 с.
  13. Крупченко Е.А.,Замыцкова О.И. Аудит: М.,2009. – 320 с.
  14. Лабынцев Н.Т., Ковалева О.В. Аудит: теория и практика. М: "ПРИОР", 2009. -254 с.
  15. Налетова И.А. ,Слободчикова Т.Е.Аудит. Форум: Инфра-М, 2005. -176 с.
  16. Настольная книга аудитора: Сб. нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации. -М.: АСКЕРИ, 2009. -355 с.
  17. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. - М.: Современная экономика и право; Юрайт-М, 2008. - 328 с.
  18. Подольский В.И. Аудит. М., Аудит, 2010. – 304 с.
  19. Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия. М.: Юнити, 2009 – 254 с.
  20. Скобара В.В. Аудит: Методология и организация. - М.: ДИС, 2006 – 479 с.
  21. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита. – М.:«ДИС», 2010.- 256 с.
  22.   Танков В.А. Основы аудита. Вопросы и ответы. 2005. - 72с.
  23. Терехов А.А. Аудит. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 607 с.
  24. Шеремет А.Д., Суйц В.П., Аудит: Учебное пособие, /М.: ИНФРА, 2008 г. - 410 с.
  25. Шишкин А.К., Микрюков В.А. Учет, анализ, аудит на предприятии. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008 -318 с.

 

1 Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ статья 3.

2 Налетова И.А. ,Слободчикова Т.Е.Аудит. Форум: Инфра-М, 2005. -15 с.




Информация о работе Нормативное обеспечение и регулирование аудита в РФ