Неналоговые доходы государственного бюджета: понятие, сущность и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной курсовой работы - анализ неналоговых доходов государственного бюджета.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Рассмотреть государственный бюджет как основное звено финансовой системы.
2. Выделить понятие, сущность и содержание неналоговых доходов государственного бюджета.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы
1.1. Экономическая сущность и содержание бюджета
1.2. Принципы построения государственного бюджета
Глава 2. Неналоговые доходы государственного бюджета: понятие, сущность и содержание
2.1. Неналоговые доходы как резерв исполнения доходной части бюджетов
2.2. Содержание и структура неналоговых доходов бюджета
2.3. Правовое регулирование неналоговых доходов в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Неналоговые доходы гос.бюджета.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)


29

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

1.1. Экономическая сущность и содержание бюджета

1.2. Принципы построения государственного бюджета

Глава 2. Неналоговые доходы государственного бюджета: понятие, сущность и содержание

2.1. Неналоговые доходы как резерв исполнения доходной части бюджетов

2.2. Содержание и структура неналоговых доходов бюджета

2.3. Правовое регулирование неналоговых доходов в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что важную роль при формировании любого бюджета составляют доходы. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления для осуществления своих основных функций.

На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Также в доходах бюджетов могут быть частично централизованные доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий. Конечно, неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям. Однако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно делать выводы о компетентности или некомпетентности конкретных государственных управленцев.

К основным источникам неналоговых доходов бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности (включая и таможенные пошлины).

Некоторые виды неналоговых доходов вводятся с определённой целью. Так, например, использование таких неналоговых доходов, как поступления от государственного резерва земель, предусмотрено для развития ипотечного кредитования жилья и решения других социально важных вопросов жизни. Государственные земельные участки продаются по рыночным ценам, либо применяются в качестве залогового инструмента, а также как взносы государства при реализации конкретных строительных проектов. Образующиеся таким образом средства в виде неналоговых доходов, поступающих от инвесторов в качестве инвестиционных вкладов, используются для государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.

Таким образом, цель данной курсовой работы - анализ неналоговых доходов государственного бюджета.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

1. Рассмотреть государственный бюджет как основное звено финансовой системы.

2. Выделить понятие, сущность и содержание неналоговых доходов государственного бюджета.

В ходе работы над данной темой были изучены и проанализированы законодательные документы Российской Федерации, данные статистической отчетности, а также труды таких авторов, как Поляк Г.Б., Герасимов В.М., Карасев М.В., Сергеев А.А. и другие.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 


Глава 1. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

 

1.1. Экономическая сущность и содержание бюджета

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

1. вмешательство в экономику;

2. поддержание государственного аппарата управления;

3. правоохранительные органы и судоустройство;

4. медицина, здравоохранение и образование;

5. оборона страны.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.   

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

-         перераспределительную (перераспределение ВВП);

-         регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

-         стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

-         контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).[1]

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:

- образование доходов бюджета;

- использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует значительную долю средств для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с Законодательными актами:

−        Бюджетным Кодексом Российской Федерации;

−        Налоговым Кодексом Российской Федерации;

−        ежегодным Федеральным Законом «О федеральном бюджете Российской Федерации»;

−        иными правовыми и законодательными актами.

С помощью бюджета происходит перераспределение средств, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.

Роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Эти расходы имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни.

 

1.2. Принципы построения государственного бюджета

 

Можно выделить следующие принципы построения государственного бюджета:

1.                 Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики).

2.                 Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3.                 Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4.                 Сбалансированность бюджета (т.е. нет дефицита. Если обнаружен профицит (т.е.превышение доходов над расходами), то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней).

5.                 Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6.                 Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

7.                 Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

8.                 Гласность.

9.                 Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.[2]

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого, принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая политика (в т.ч. налоговая).

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

Информация о работе Неналоговые доходы государственного бюджета: понятие, сущность и содержание