Налоговые правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 22:25, реферат

Описание работы

Юридической формой выражения и закрепления налогообложения являются налоговые правоотношения. Право осуществляет свою социальную функцию лишь в процессе реализации его норм в общественных отношениях. Налоговые правоотношения не могут быть сведены только к отношениям по поводу установления и взимания налогов.
Налоговые правоотношения – урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие при установлении, введении, исчислении и уплате налогов и других обязательных платежей.

Файлы: 1 файл

налоговое право.docx

— 20.25 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет «МИТСО»

 

 

 

 

 

                                 РЕФЕРАТ

 

на тему «Налоговые правоотношения»

по дисциплине «Налоговое право»

                                                                     

 

Студентка: Душевская (Герловская) Ю.Д.

Курс: 6 курс, группа 933з    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2014

Юридической формой выражения и закрепления налогообложения являются налоговые правоотношения. Право осуществляет свою социальную функцию лишь в процессе реализации его норм в общественных отношениях. Налоговые правоотношения не могут быть сведены только к отношениям по поводу установления и взимания налогов.

Налоговые правоотношения – урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие при установлении, введении, исчислении и уплате налогов и других обязательных платежей.

Налоговые отношения содержат все основные признаки любого правоотношения:

  1. Они возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий в соответствии с налогово-правовой нормой;
  2. Имеют волевой характер;
  3. Субъекты правоотношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями.

Помимо этого, налоговые правоотношения имеют свои особые признаки:

  1. Возникают и развиваются в процессе налоговой деятельности государства, т.е. деятельности по установлению, введению и взиманию налогов;
  2. В налоговых правоотношениях прямо выражается воля и интересы государства, т.е. они являются формой реализации публичных интересов;
  3. Одним из обязательных участников является уполномоченный на то государственный орган, наделенный властными полномочиями;
  4. Являются по своей сущности экономическими отношениями и носят ярко выраженный денежный характер;
  5. Являются обязательственными, что вытекает из обязанности уплачивать установленные законодательством налоги и сборы;
  6. Включают две группы отношений: общие и специальные. Общие возникают между налогоплательщиками и государством по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Специальные возникают в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком и налоговыми органами, банками, финансовыми органами и т.д.

Наиболее точно выразить специфику налоговых отношений позволяет определения понятия налогового обязательства, которое характеризуется следующими чертами:

  1. Имущественное (передача государству денежных средств);
  2. Относительное (имеет строго определенных состав участников);
  3. Активный тип (обязанность плательщика платить налоги);
  4. Гарантированное (побуждением к его выполнению являются санкции, применяемые уполномоченными на то государственными органами за нарушение налогового законодательства);
  5. Положительное содержание (налоговому обязательству, как правило, не свойственны требования воздержаться от совершения определенных действий).

В соответствии со статьей 2 Налогового кодекса Республики Беларусь, устанавливаются следующие принципы налогообложения в Республике Беларусь:

  • Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными Налоговым кодексом Республики Беларусь признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом Республики Беларусь либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.
  • Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
  • Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
  • Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и таможенным законодательством.

 

Налоговые правоотношения включают следующие элементы: - субъекты; - объекты; - содержание.

Субъекты налоговых правоотношений – физические лица и коллективные образования, способные участвовать в налоговых отношениях (т.е. обладающие правоспособностью и дееспособностью) и выступающие как носители налоговых прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.(См. схема 1)

Субъекты налоговых правоотношений обладают налоговой правоспособностью и дееспособностью, в т.ч. деликтоспособностью в неразрывном единстве.

Всех субъектов налоговых правоотношений в силу универсальности общеправовых начал можно подразделить на: индивиды, организации, общественные (общественно-территориальные) объединения. Государство выступает в качестве властвующей стороны, что обусловлено его суверенитетом, организаторской и собственнической функциями. Индивиды и организации являются обязанной стороной, их статус воплощен в понятии «налогоплательщик». Каждый субъект налогового права в силу действия налогового законодательства, т.е. не зависимо от участия в тех или иных налоговых правоотношениях, обладает комплексом прав и обязанностей, которые составляют содержание понятия «налоговая провосубъектность». В содержание налоговой правосубъектности входят налоговая дееспособность, налоговая деликтоспособность и налоговая сделкоспособность. Согласно НК РБ субъектами налоговых правоотношений являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками; организации и физические лица, являющиеся налоговыми агентами; Министерство по налогам и сборам (МНС) и его местные инспекции; Государственный таможенный комитет (ГТК) и региональные таможни; Министерство финансов и местные финансовые органы; сборщики налогов; органы внебюджетных фондов; Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля (КГК).

Объектами налоговых правоотношений являются объекты налогообложения – обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства. Каждый налог, сбор имеет самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.

Плательщиками налогов сборов (пошлин) являются:

        1. Юридические лица Республики Беларусь - организации, местом нахождения которых является Республика Беларусь.
        2. Иностранные юридические лица и международные организации, которые не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и уплачивают налоги только с объектов, образовавшихся на территории Республики Беларусь;
  1. Участники договора о совместной деятельности (простые товарищества).
  2. Хозяйственные группы – объединения юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании финансово-промышленной группы.
  3. Физические лица – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в т.ч. индивидуальные предприниматели к которым относят и частных нотариусов.

Плательщик может участвовать в налоговых отношениях лично либо через своего представителя. Полномочия представителя подлежат документальному подтверждению.

Содержание налоговых правоотношений раскрывается через субъективные права и обязанности их участников. Субъективные права – определенные правовые возможности положительного поведения управомоченных субъектов, требование соответствующего поведения от правообязанных субъектов, использование государственного принуждения в случаях неисполнения одной из сторон своих обязанностей, пользование льготами по обязательным платежам. Отличительной чертой субъективных прав является мера поведения, обеспечиваемая не только законом, но и обязанностями других участников правоотношений. Содержание налоговых правоотношений всегда проявляется в корреспонденции прав и обязанностей их участников.

Основной объем функций в сфере налогового контроля принадлежит Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (далее - алкогольной продукции и табачных изделий), оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.


Информация о работе Налоговые правоотношения