Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Целенаправленная налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться в существующих законных способах снижения налоговых выплат.
Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное планирование налоговых платежей и доходов.
В связи с принятием и введением в действие части первой Налогового кодекса, ответственность за налоговые правонарушения рассматривается как самостоятельный вид юридической ответственности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие налогового правонарушения 4
Глава 2. Принципы налогового правонарушения 9
Заключение 25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Налоговые правонарушения.docx

— 43.17 Кб (Скачать файл)

- Объект;

- Объективная  сторона;

- Субъект;

- Субъективная  сторона;

Объектом  являются общественные отношения, урегулированные  нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. У  всех административно-налоговых правонарушений общий родовой объект – отношения в области торговли и финансов.

Видовой объект налоговых правонарушений –  финансовые отношения. У некоторых  из них есть и второй объект –  порядок управления или права  граждан. Непосредственным объектом в  данном случае выступают конкретные нормы Налогового Кодекса.

 “Законодательство  о налогах и сборах регулирует  властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов  и сборов в Российской Федерации,  а также отношения, возникающие  в процессе осуществления налогового  контроля и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения”.

Причем  закон напрямую не устанавливает  запрета на совершение этих деяний, а делает это путем установления за это административной ответственности.

Объективная сторона правонарушения представляет собой внешнюю сторону поведения  налогоплательщика, прежде всего это  противоправное деяние, действие или  бездействие, посягающее на общественные отношения, охраняемые Налоговым Кодексом, и причиняющие им вред.

Наличие объективной стороны административного  правонарушения часто ставится в  зависимость от времени, места, способа, характера содержания деяния, наступления  его вредных последствий. Так  же содержание объективной стороны  может включать характер действия или  бездействия – неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Субъектами  административного правонарушения признаются:

Организации в качестве налогоплательщиков и  налоговых агентов, а также представители  налогоплательщика или налогового агента.

Субъективная  сторона административного правонарушения – соотношение сознания и воли в психическом отношении субъекта к противоправному действию или  бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме  умысла и неосторожности.

Умысел  может быть прямым и косвенным. При  прямом умысле субъект осознает противоправный характер своих действий (бездействия), предвидит их вредные последствия  и желает наступления данных последствий.

Косвенный умысел состоит в том, что субъект  осознает противоправный характер своих  действий (бездействия), предвидит их вредные последствия и сознательно  допускает наступление таких  последствий.

Налоговый Кодекс РФ  предусматривает одну форму неосторожности – небрежность. Небрежное поведение субъекта имеет место в том случае, если он не сознавал противоправный характер своих действий/(бездействия) либо не предвидел наступление вредных последствий, хотя должен был и мог это осознавать и предвидеть. “Долженствование сознавать и предвидеть – это объективный критерий неосторожности”.

Поскольку организация – это искусственная  правовая конструкция, она не обладает собственным сознанием и психикой.

Для организации  субъективная сторона определяется в зависимости от отношения ее должностных лиц, либо ее представителей.

То есть виной организации признается вина гражданина, являющегося должностным  лицом или представителем этой организации, действие/(бездействие) которого обусловили совершение правонарушения.

Только  при наличии состава административного  правонарушения, налогоплательщик может  быть привлечен к административной ответственности.

Итак, статья 116 Налогового Кодекса РФ  предусматривает ответственность за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе. Названное правонарушение представляет собой виновное (умышленное) бездействие налогоплательщика-организации или физического лица (индивидуального предпринимателя).

Объектом  данного правонарушения являются правоотношения, регулируемые статьей 83 Налогового Кодекса РФ, в соответствии, с которой устанавливаются сроки подачи заявления на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

Однако, необходимо иметь ввиду последние изменения в законодательстве. У организаций нет теперь обязанности подавать заявление о постановке на учет, кроме такой обязанности в отношении обособленных подразделений.

 Поэтому  все нормы об отвтетственности, о которых будет сказано ниже, применяются только в отношении обязанности организаций встать на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений.

Итак, нарушение  налогоплательщиком установленного статьей 83 Налогового Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в  налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 117 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в  размере пяти тысяч рублей.

Ответственность за совершение данного правонарушения наступает при отсутствии признаков  налогового правонарушения, предусмотренного ст. 117 Налогового Кодекса  РФ.

Поэтому очень важно правильно разграничивать уклонение от постановки на учет от несвоевременного выполнения требований ст. 83 НК.

Хорошим примером этому доводу из судебной практики  может послужить следующее Постановление ФАС Уральского округа от 27.02.02 по делу № 9/02-АК. Как следует из материалов дела, ГУП зарегистрировано на налоговом учете в г. Челябинске, а на территории Агаповского района имеет обособленное подразделение — щебеночный завод, который не является самостоятельным юридическим лицом.

В качестве квалифицирующего признака уклонения  от постановки на учет в налоговом  органе ст. 117 НК РФ рассматривает ведение  деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

Поскольку материалами дела подтверждается и  истцом не оспаривается, что ответчик состоит на налоговом учете, то отсутствует  событие налогового нарушения, ответственность  за которое предусмотрена данной норме. Согласно и. 1 ст. 109 НК РФ отсутствие события налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим  привлечение налогоплательщика  к ответственности.

При таких  обстоятельствах судом правомерно отказано в удовлетворении требований. Факт несвоевременного выполнения ответчиком требований ст. 83 НК РФ о постановке на учет в налоговом органе по месту  нахождения обособленного подразделения  не подтверждает событие правонарушения, предусмотренного ст. 117 НК РФ.

Статья 117 Налогового Кодекса РФ  устанавливает ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, выразившееся в осуществлении обособленным подразделением организации деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более 90 дней со дня истечения установленного ст. 83 Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. Объектом данного правонарушения являются правоотношения по исполнению обязанности налогоплательщика по постановке на учет в налоговых органах.

Данное  правонарушение может быть совершено  только умышленно, его субъектами (они  прямо указаны в диспозиции статьи) может быть как организация, так  и индивидуальный предприниматель.

В отличие  от правонарушения, предусмотренного ст. 116, это правонарушение может  быть совершено исключительно посредством  противоправного действия, а именно посредством осуществления субъектами правонарушения деятельности без постановки на учет. Отсутствие доказательств  осуществления налогоплательщиком указанных действий может являться основанием для отказа в привлечении  к ответственности по данной статье. В этом случае налогоплательщик может  быть привлечен к ответственности  только по ст. 116 Налогового Кодекса  РФ.  Ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 117 Налогового Кодекса  РФ, может быть применена только по истечении 100 (120) дней осуществления деятельности без подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.

Уклонение от постановки на учет в налоговом  органе, выразившееся в осуществлении  организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение  более 90 дней со дня истечения установленного статьей 83 Налогового Кодекса срока  подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание  штрафа в размере десяти процентов  от доходов, полученных в течение  указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

Здесь следует  обратить внимание на то, что, как следует  из судебной практики, ответственность  наступает не просто за непостановку на  учет, а именно тогда, когда оно сопровождается осуществлением предпринимательской деятельности.

Постановление ФАС Центрального округа от 02.09.02 по дело № А-62 — 940/02. Как следует  из материалов дела, Инспекцией проведена  камеральная проверка документов, представленных Обществом в налоговую инспекцию  для постановки на учет по месту  нахождения обособленного подразделения. По результатам проверки составлен  акт от 30.11.01, из которого следует, что  Обществом на территории Промышленного  района г. Смоленска была открыта  торговая точка. Однако, в нарушение  и. 4 ст. 83 НК РФ заявлении о постановке на учет по месту нахождения обособленного  подразделения подано в Инспекцию  с нарушением установленного срока.

Статьей 117 НК РФ предусмотрена ответственность  за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом  органе более трех месяцев. Как следует  из пояснений ответчика, Общество с 01.02.01 заключило договор аренды на часть торговых помещений в магазине, принадлежащих другому Обществу. При этом арендодатель настоял на том, чтобы с момента заключения данного договора Общество начало платить  единый налог на вмененный доход, поскольку данный налог исчисляется от размера торговых площадей.

Во избежание  потери указанной торговой площади, ответчик согласился на данные условия  и заплатил налог за 1, 2 и 3 кварталы 2001 года, представив соответствующие  декларации в налоговый орган. Кроме  того, по утверждению ответчика, фактически постоянная торговая деятельность стала  осуществляться с сентября 2001 года, что подтверждается штатным расписанием  от 12.09.01, приказом от 12.09.01 “О создании новой торговой точки”.

 До  указанной даты Общество производило  переоборудование и подготовку  арендуемых площадей для торговли, создание оборудованных стационарных  рабочих мест. В связи с этими  обстоятельствами заявление в  Инспекцию по месту нахождения  обособленного подразделения было  подано ответчиком 28.09.01. Суд верно отметил, что ст. 117 НК РФ устанавливает ответственность за непостановку на учет, когда указанное бездействие сопровождается осуществлением юридическим лицом предпринимательской деятельности.

Итак, при  обнаружении фактов нарушения  юридическими лицами сроков постановки или уклонения от постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, такие лица подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 116 и 117 НК.

При этом следует учитывать, что ответственность  несет как сам филиал, так и  головная организация. Поэтому, требования о постановке на налоговый учет и, соответственно, постановление о  привлечении к ответственности  направляется как в адрес филиала, так и в адрес головной организации.

Причем, взыскание начисленных сумм возможно как с филиала, так и с головной организации. Рассматривая состав правонарушения, предусмотренный ст.117 НК, необходимо отметить, что ранее налоговое  законодательство не устанавливало  для налогоплательщиков специальной  ответственности за уклонение (нарушение сроков) от постановки на учет в налоговом органе. В том случае, если налоговыми органами выявлялся потенциальный плательщик, не состоящий на налоговом учете и соответственно не уплачивающий обязательные налоговые платежи, к нему могли быть применены финансовые санкции, связанные лишь с фактическим не поступлением в бюджет налогов.

Что касается ответственности, не связанной с  обязанностью встать на налоговый учет по месту нахождения обособленного  подразделения, то, ввиду изменений  в налоговом зконодательстве, здесь можно говорить лишь об ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Законом установлено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, юридические лица несут ответственность, установленную заонодательством Российской Федерации.

 В  частности, ст. 14.1. КоАП предусмотрена  ответственность в виде штрафа  за осуществление предпрнимательской деятельности без государсвенной регистрации в качестве юридического лица.

В целом  же, Налоговый кодекс, предполагает, что налогоплательщик должен нести  ответственность за сам факт не постановки на налоговый учет вне зависимости  от того повлекло ли данное обстоятельство негативные последствия для бюджета  или нет (ст.ст.116, 117 Налогового Кодекса  РФ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Нормы Налогового Кодекса  РФ об ответственности ориентированы именно на то, чтобы привести соотношение налогов и санкций в подобающий ему вид.

Бюджет  пополняется за счет налогов, а цель санкций – обеспечить исполнение налогоплательщиком его обязанностей, а не пополнить бюджет.

Информация о работе Налоговые правонарушения