Налоговые льготы, зоны льготного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 15:35, реферат

Описание работы

В России многие предприниматели все чаще прибегают к налоговому планированию своей деятельности. Речь идет о поисках таких вариантов, которые позволили бы в рамках действующего налогового и гражданского законодательства свести к минимуму число и размеры причитающихся к уплате налоговых платежей. При минимизации налоговых выплат предприниматели часто стремятся использовать в организации своей коммерческой деятельности фирмы, зарегистрированные в иностранных государствах, имеющих режим льготного налогообложения.

Содержание работы

Введение
1. Налоговые льготы. Определение.
Виды налоговых льгот:
Изъятия
Налоговые каникулы
Освобождение
Отсрочка или рассрочка уплаты налога
Возврат ранее уплаченного налога

Зоны льготного налогообложения в РФ

Файлы: 1 файл

налоговые льготы и зоны льготного налогообложения в РФ.docx

— 63.01 Кб (Скачать файл)

 
Идея о развитии оффшорных зон внутри государства не нова. Американские штаты Делавэр, Невада, Вайоминг, некоторые области в Великобритании и Швейцарии давно живут по такому принципу. Несмотря на то, что жесткая фискальная политика этих стран известна во всем мире, оффшорные компании получают здесь значительные налоговые льготы, поскольку это выгодно для регионов. С развитием рыночных отношений и в России появилась необходимость развития территорий с льготным налоговым режимом. Строго говоря, российские оффшорные зоны не являются оффшорами в классическом понимании этого слова, так как предприятия, открытые в них, остаются в пределах государства. Тем не менее, это низконалоговые территории, регистрация в которых позволяет бизнесменам уменьшить свои издержки.

Региону оффшорный статус также приносит экономическую выгоду. Даже при значительных налоговых льготах область или республика зарабатывают дополнительные средства, так как большая часть налоговых отчислений попадает в региональный бюджет, тем самым, увеличивая его. Обычно оффшорами становятся регионы, удаленные от центра России, имеющие своеобразную экономическую структуру, чаще всего – дотационные. Основные льготные зоны в нашей стране – это Калмыкия, Ингушетия, Алтай и Бурятия, есть и другие регионы, предоставляющие компаниям льготные программы налогообложения. Дело в том, что фискальная организация нашей страны основана на федеральном принципе, то есть каждый регион может устанавливать свои правила налогообложения, не выходящие за рамки общероссийских законов. Это и было с успехом использовано при открытии российских оффшорных зон. Создавая их, правительство преследовало цели внедрения новых методов хозяйствования, налаживания внешнеэкономических связей, насыщения отечественного рынка товарами и услугами, содействия инновационным технологиям.  http://www.nofiscal.ru

 Под оффшорной зоной (зоной с льготным налогообложением) здесь будет пониматься часть  территории Российской Федерации, на которой в силу действующего  законодательства налоговое бремя  ниже, чем на остальной территории  Российской Федерации. К числу  условий, способствующих появлению  зон с льготным налогообложением  на территории Российской Федерации, можно отнести следующие: 
1) федеративное устройство России; 2) тенденция к передаче государственных функций с федерального уровня на уровень субъектов Федерации и далее на уровень органов местного самоуправления; 3) стремление органов местной власти обеспечить экономический рост своего региона через снижение налогового бремени на его территории. Рассмотрим их подробнее. Разделение предметов ведения и полномочий между Федерацией и субъектами Федерации, между субъектами Федерации и органами местного самоуправления создает предпосылки для стремления местных органов власти к приобретению самостоятельных налоговых прав. Действительно, передача большинства вопросов для решения на местный уровень (например, вопросов здравоохранения, образования, культуры и т.д.) вызывает необходимость увеличения доходной базы местных бюджетов. Следовательно, появляется тенденция к увеличению размеров налогов, взимаемых в местные бюджеты, к увеличению числа налоговых прав местной власти. В Российской Федерации налоговая система формируется на основе конституционных принципов федерализма, распределения власти по трем уровням, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации в области налоговых отношений. Налоговая система России характеризуется определенным распределением налоговых прав между тремя уровнями власти. Права Российской Федерации в сфере налоговых отношений

И. Павлов Выпуск 4, февраль 1996 г.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это территории РФ с льготным экономико-правовым режимом хозяйственной деятельности, включая более льготный уровень налогообложения.

Зоны льготного налогообложения проявляются в двух аспектах. Во-первых, указанная зона является ограниченным участком территории в рамках национальной налоговой системы и, будучи относительно экономически обособленной имеет особые режимы налоговой юрисдикции и правового регулирования. Во-вторых, на ней как на обособленной территории складывается система территориальных экономико-правовых отношений, включающих общие и специальные налоговые отношения.

Коммерческие организации любого профиля предпринимательской деятельности (производственного, строительного, торгово-посреднического и других) с полным или частичным привлечением иностранных инвестиций создаются, ликвидируются и осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

С соблюдением требований законодательства РФ осуществляют свою деятельность также физические лица – индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

Представительства и филиалы иностранных юридических лиц открываются в Особой экономической зоне на основании разрешения Администрации с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

Лицензирование предпринимательской деятельности в Особой экономической зоне не требуется, за исключением деятельности в областях:

1) оборонной промышленности, производства оружия и военной техники, торговли оружием и военной техникой;

2) производства расщепляющих материалов, отравляющих, взрывчатых, ядовитых, психотропных и наркотических средств, биологически и генетически активных материалов и торговли указанными материалами и средствами;

3) производства, передачи электроэнергии и торговли ею;

4) добычи, переработки драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и торговли ими (переработка янтаря и торговля янтарем и изделиями из него регулируются соглашениями между Правительством Российской Федерации и Администрацией);

5) добычи нефти и газа на участках недр федерального значения;

6) транспорта и связи;

7) средств массовой информации, кинопроката и кинематографии.

Российским и иностранным инвесторам и предпринимателям предоставляются налоговые льготы

На поступления в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности, созданных на территории Особой экономической зоны, не распространяется порядок обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Регулирование валютных операций осуществляется Центральным банком РФ и Правительством РФ в соответствии с валютным законодательством РФ.

Российские и иностранные физические и юридические лица имеют право привлекать российские или иностранные страховые компании (страховщиков) для всех видов страховых сделок в российской или иностранной валюте, включая страхование экспортных рисков. При этом страховые сделки совершаются исключительно страховщиками, получившими в соответствии с законодательством РФ лицензии на осуществление страховой деятельности на территории РФ

Все расчеты в Особой экономической зоне осуществляются только в валюте РФ.

.3. ЗАТО режим безопасного  функционирования и охраны государственной  тайны, включающей специальны 

Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый е условия проживания граждан.

Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» установил особенности формирования бюджета ЗАТО в части налогообложения.

1. В доходы бюджета ЗАТО должны зачисляться все налоги и другие поступления с его территории. Кроме того, ст. 142 БК РФ, устанавливая порядок формирования бюджета закрытого административно-территориального образования, предусматривает некоторые особенности, в числе которых правило, согласно которому в доходы бюджета ЗАТО в полном объеме направляются все виды федеральных, региональных и местных налогов и иные поступления, аккумулируемые на его территории.

2. Предусмотрено предоставление дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО.

Для получения права на дополнительные льготы по налогам и сборам организации должны отвечать следующим требованиям:

иметь не менее 90 % основных средств организаций на территории ЗАТО, где они зарегистрированы в качестве налогоплательщиков;

осуществлять не менее 70 % деятельности организаций на территории ЗАТО, где они зарегистрированы в качестве налогоплательщиков.

Дополнительные налоговые льготы предоставляются только по региональным и местным налогам и сборам, зачисляемым в доходы бюджетов ЗАТО. Предоставление дополнительных льгот по федеральным налогам и сборам органами местного самоуправления ЗАТО не допускается.

В случае, если органы местного самоуправления ЗАТО принимают решения, которые нарушают порядок зачисления в федеральный бюджет доходов от федеральных налогов, сборов и иных доходов, а также иным образом нарушают бюджетное законодательство, законодательство о налогах и сборах, к нарушителям применяются меры ответственности. Например, приостановление (до устранения выявленных нарушений) перечисления средств из федерального бюджета в бюджеты ЗАТО, уменьшение размера этих средств.

3. При финансировании государственного оборонного заказа предприятия и (или) объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет закрытого административно-территориального образования для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1 процента от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа.

4. На производителей сельскохозяйственной продукции, снабжающих население закрытого административно-территориального образования, распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные для сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

(Налоговое право. Конспект  лекций Д. С. Белоусов)

 

1. Неотъемлемой частью  российской налоговой системы  являются определенные территории (зоны), на которых действует специальный  режим налогообложения. Этот режим, как правило, по некоторым элементам  отличается от общеустановленного, действующего на всей территории  страны. При этом необходимо различать действительно регионы льготного налогообложения, установленные федеральным налоговым законодательством, а также регионы, которые считаются таковыми «на местном уровне*, хотя на самом деле никакого особого режима налогообложения там специально не создавалось. 
В первом случае речь идет о регионах, в которых специальными нормативными актами федерального уровня установлены те или иные налоговые или таможенные льготы, которые не действуют в других регионах (например в Центре международного бизнеса «Ингушетия», в особой экономической зоне 
Приморского края в г. Находке, зоне свободного предпринимательства в Санкт-Петербурге, особой экономической зоне в Калининградской области, зоне свободной торговли «Шереметьево» и т. д.). 
Во втором случае речь идет о своего рода квазиофшорах, которые регионами льготного налогообложения можно назвать только условно. 
2. Те или иные территории принято считать «российскими офшорами» в результате осуществления региональными (местными) органами власти своеобразной налоговой политики, заключающейся в полном отказе от регионального и местного налогообложения или осуществлении его на самом минимальном уровне. Дело в том, что региональные и местные налоги составляют значительную долю в удельном весе налогового бремени российских предприятий-налогоплательщиков. Поэтому в результате снижения уровня местного налогообложения или его полной ликвидации налоговое бремя вышеуказанных плательщиков существенно снижается. 
На уровне субъектов федерации (а также отчасти и на местном уровне) возможность для создания более выгодного режима налогового обложения предопределяется: 
— правом вводить (или не вводить) по своему усмотрению некоторые налоги, предусмотренные в ст. 20, 21 Закона об основах налоговой системы; 
— правом устанавливать в определенных случаях ставки по федеральным налогам, в основном по налогу на прибыль, в отношении которого субъекты федерации полномочны устанавливать ставку в размере до 22%, а также по налогу на пользователей автомобильных дорог; — правом субъектов федерации предоставлять налоговые льготы в пределах средств, зачисляемых в их бюджеты (ст.1 Закона об основах налоговой системы). Кроме того, налоговая политика регионов до 1 января 1997 года определялась правом устанавливать и вводить дополнительные налоги и сборы. Крупнейшей и наиболее известной из российских квази-офшоров является зона льготного налогообложения «Калмыкия». В основу действия этой зоны был положен традиционный принцип построения иностранных офшорных зон. Калмыкия как субъект Российской Федерации, воспользовавшись своими полномочиями в сфере налогообложения, отменила региональные и местные налоги и установила максимальные льготы по федеральным налогам. Все фискальные обязательства предприятий, зарегистрированных в Калмыкии, сводятся к ежегодной уплате суммы в размере 6800 долл. США. Это повлекло за собой увеличение числа предприятий-налогоплательщиков за счет предприятий, фактически действующих в других регионах страны. За три года в Калмыкии было зарегистрировано более трех тысяч «офшорных» предприятий', что позволило республике получить значительный экономический эффект в виде увеличения бюджетных доходов и усиления деловой активности в регионе.

Другой зоной льготного налогообложения считается эколого-экономический регион (ЭЭР) «Алтай», где полностью отсутствуют местные налоги, а налог на прибыль ограничен только федеральной ставкой в размере 13%. Все налоговые платежи ограничены для предприятий ежегодным взносом в размере 3000 долл. США. Несмотря на относительную удаленность от индустриальных и финансовых центров и короткий срок действия, в ЭЭР «Алтай» зарегистрировано несколько сотен предприятий. Следует отметить, что еще на нескольких территориях России сделаны попытки создания аналогичных зон, которые еще не получили широкого распространения, в частности в Дагестане, в Кабардино-Балкарии, в Агинском Бурятском автономном округе, в Карачаево-Черкессии, в Северной Осетии и др. Условность названия вышеуказанных территорий в качестве «офшоров» вызвана тем, что абсолютно каждый регион обладает потенциальными возможностями по введению режима «налогового благоприятствования», поэтому практически вся территория России, по воле региональных властей, может стать налогово-льготной и благоприятной.

3. Что касается регионов  льготного налогообложения, установленных  федеральным налоговым законодательством, то в данном случае необходимо  отметить, что основной налоговый  закон России — Закон об  основах налоговой системы —  не предусматривает возможность  существования особых налоговых  регионов на территории России. Регионы (зоны) с льготным налогообложением  предусмотрены только в гл. 12 Таможенного  кодекса РФ. В этой связи, говоря о правовом регулировании создания и деятельности регионов с особым налоговым статусом, необходимо отметить, что создаются они, как правило, в рамках зон свободного предпринимательства. Однако, несмотря на то что самый первый документ, посвященный экономическим зонам, — Постановление Верховного Совета РСФСР № 106-1 «О создании зон свободного предпринимательства»2 — был принят еще 14 июля 1990 года, в России в настоящее время нет достаточной правовой базы для их образования и функционирования. Кроме того. Указ Президента РФ от 4 июня 1992 г. № 548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации»3 и распоряжение Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1922-р4 предписывали соответствующим ведомствам разработать и внести в Правительство проект Федерального закона «О свободных экономических зонах», который определил бы общие принципы и порядок создания и деятельности зон с особым экономическим статусом. Однако на сегодняшний день такой закон не принят. Таким образом, на федеральном уровне законодательное регулирование деятельности экономических зон практически отсутствует, что создает значительные препятствия для полноценного функционирования данных регионов. По мнению И. Павлова, трудное развитие законодательства о зонах с особым экономическим статусом объясняется тем, что предоставление налоговых льгот всегда затрагивает интересы федерального бюджета5, который испытывает серьезный дефицит. Можно сказать, что в настоящее время создание налогово-благоприятных регионов носит стихийный характер. Однако основной принцип их создания был сформулирован в ведомственных документах Госналогслужбы РФ и Министерства финансов РФ. Как было указано в совместном письме Госналогслужбы РФ и Министерства финансов РФ от 29 июня 1993 г. и 25 июня 1993 г. № НП-4-06/93н, № 04-06-01 «О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах»6, применение налоговых льгот, не предусмотренных действующим налоговым законодательством, для предприятий-резидентов, находящихся в свободных экономических зонах, является неправомерным. Такое же положение было изложено в письме Госналогслужбы РФ от 19 июля 1993 г. № ЮУ-б-06/235 «О налогообложении предприятий в свободных экономических зонах»7. Вышеуказанное положение обусловлено тем, что Законом об основах налоговой системы право устанавливать льготы плательщикам налогов предоставлено исключительно парламенту страны. Постановлением Верховного Совета РФ от 10 июля 1992 г. «О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации» предусмотрено, что льготы по федеральным налогам вводятся путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт по конкретному налогу. Статьей 23 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» было запрещено предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством. Поэтому создание и функционирование зон свободного предпринимательства с особыми налоговыми режимами возможно только путем издания специальных федеральных законов.

Информация о работе Налоговые льготы, зоны льготного налогообложения