Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 06:33, контрольная работа
Институт налогов всегда вызывал большой интерес представителей экономической науки, в то же время мало исследовался юридический аспект налоговых отношений. Недостаток внимания к налогам в условиях господства государственной формы собственности был связан с тем, что налоги не играли значительной роли в формировании доходной части бюджета государства.
С учетом вышеназванных 
теоретических установок можно 
утверждать, что теорию системного 
подхода можно применять к 
построению налоговой системе РФ. 
Во-первых, как уже было сказано, главным 
интегрирующим фактором всех подразделений 
организации является цель. Всех участников 
налоговых правоотношений объединяет 
единая цель - выполнение налогового законодательства. 
Во-вторых, в любой организации значительную 
роль играют связи, как в целой системе, 
так и в подсистемах. Эти связи устанавливаются 
нормативными правовыми актами, при разработке 
которых учитывается единая концепция, 
то есть главная цель, ради которой создается 
эта организация и в соответствии с которой 
действуют все подразделения, входящие 
в эту организацию. 
В-третьих, следуя теории системного подхода, 
эффективность функционирования организации 
обеспечивается соблюдением принципа 
иерархичности структуры, централизованного 
управления всеми структурными подразделениями. 
На данный момент в России фактически 
отсутствует налоговая система в ее классическом 
понимании. Существующую организацию 
можно рассматривать как систему налогов 
и сборов, которая представляет собой 
законодательно закрепленные виды налогов 
и сборов, их ставки, объекты налогообложения 
и налогоплательщиков. Что же касается 
других участников налоговых правоотношений, 
то их статус, организация и полномочия 
определены отдельными законодательными 
актами, порой не связанными между собой, 
а в отдельных случаях и противоречащими 
друг другу. Примером может служить регулирование 
статуса филиала (как плательщика или 
неплательщика налога на прибыль) акционерным 
законодательством и актами государственных 
налоговых органов. 
Характерен пример коллизии норм таможенного 
и налогового законодательства, когда 
неясно, что же такое НДС по действующему 
законодательству - налог или таможенный 
платеж? На практике несовершенство понятийного 
аппарата, двусмысленное толкование одних 
и тех же понятий приводит к двойному налогообложению, 
что недопустимо. 
Таким образом, очевидно, что законодательная 
деятельность - основной механизм, с помощью 
которого возможно объединить всех участников 
налоговых правоотношений в налоговую 
систему, включающую в себя подсистемы:
 
Налогоплательщиков (физических и юридических 
лиц); 
 
Налогов, сборов и пошлин (налоговое законодательство); 
 
Налоговых органов (органов Министерства 
РФ по налогам и сборам, муниципальных 
налоговых органов и таможенных органов); 
 
Правоохранительных органов (органов 
Федеральной службы налоговой полиции, 
и других органов, осуществляющих борьбу 
с налоговыми правонарушениями, судов, 
адвокатуры); 
 
Кредитных организаций (банков, которые 
принимают и зачисляют налоговые платежи 
на счета соответствующих бюджетов).
Только осуществляя 
системный подход, можно избежать 
противоречий в налоговом законодательстве, 
дублирования функций участников налоговых 
правоотношений и обеспечить координацию 
их деятельности. 
 
4. Участники 
налоговых правоотношений 
 
Налоговые органы и налогоплательщики 
являются участниками налоговых правоотношений. 
Налоговые органы - это единая система 
контроля за: 
 
- соблюдением налогового законодательства 
Российской Федерации;  
- правильностью исчисления, полнотой 
и своевременностью внесения в соответствующий 
бюджет налогов и других обязательных 
платежей, установленных законодательством 
Российской Федерации; 
- соблюдением валютного законодательства 
Российской Федерации, осуществляемого 
в пределах компетенции налоговых органов. 
Действующее законодательство оперирует 
понятием "налоговые органы" в узком 
(собственном) и широком смысле слова. 
В первом случае под ними понимается единая 
централизованная система, состоящая 
из Министерства РФ по налогам и сборам 
и его территориальных органов (ст.2 Закона 
"О налоговых органах"). 
Под налоговыми органами в широком смысле 
слова в соответствии с Налоговым кодексом 
РФ (ст.30) следует понимать МНС России и 
его территориальные органы, а также государственные 
органы, наделяемые полномочиями налоговых 
органов. 
К последним Налоговый кодекс относит 
таможенные органы и органы государственных 
внебюджетных фондов. 
 
В случаях, когда законодательством о 
налогах и сборах на органы государственных 
внебюджетных фондов возложены обязанности 
по налоговому контролю, эти органы пользуются 
правами и несут обязанности налоговых 
органов, предусмотренные Налоговым кодексом. 
Министерство Российской Федерации по 
налогам и сборам (МНС России) и его территориальные 
органы относятся к федеральным органам 
исполнительной власти и представляют 
собой единую централизованную систему 
налоговых органов с подотчетностью нижестоящих 
органов вышестоящим органам и состоит 
из Министерства Российской Федерации 
по налогам и сборам и его территориальных 
органов. 
МНС России занимает верхнюю ступень в 
иерархической лестнице системы налоговых 
органов и является звеном федерального 
уровня, осуществляя возложенные на него 
функции и полномочия непосредственно, 
а также через свои территориальные органы. 
Возглавляет МНС России министр, назначаемый 
на должность и освобождаемый от должности 
Президентом РФ (по представлению Председателя 
Правительства РФ); он осуществляет руководство 
на основе единоначалия и несет персональную 
ответственность за выполнение возложенных 
на данное министерство задач и функций.
Он имеет заместителей, 
которые назначаются на должность 
и освобождаются от должности 
Правительством РФ. 
 
К основным полномочиям министра также 
относятся: 
 
- распределение обязанностей между заместителями; 
- утверждение положения о структурных 
подразделениях центрального аппарата 
министерства; 
- утверждение уставов находящихся в ведении 
министерства организаций, заключение, 
изменение и расторжение трудовых договоров 
с руководителями этих организаций; 
- назначение на должность и освобождение 
от должности работников центрального 
аппарата министерства; 
- представление в Правительство РФ проектов 
нормативных правовых актов по вопросам, 
входящих в компетенцию министерства; 
- издание в пределах своей компетенции 
приказов, распоряжений, а также указаний, 
обязательных для исполнения работниками 
центрального аппарата министерства и 
его территориальных органов; 
- представление работников министерства 
и организаций, находящихся в его ведении, 
к государственным наградам Российской 
Федерации и присвоению почетных званий. 
Второй уровень - региональный (уровень 
субъектов РФ) - представлен управлениями 
МНС по субъектам России. 
Третий уровень - уровень муниципальных 
образований внутри субъектов РФ. Он представлен 
инспекциями МНС России по районам, районам 
в городах, городам без районного деления, 
инспекциям МНС России по налогам и сборам 
межрайонного уровня. 
Налоговые органы на уровне субъектов 
РФ и муниципальных образований являются 
территориальными органами МНС России 
соответствующего уровня. 
Межрегиональные инспекции МНС России 
занимают особое место в системе налоговых 
органов, так как они работают также и 
с проблемными налогоплательщиками. 
Проблемные налогоплательщики - это юридические 
и физические лица из числа крупных налогоплательщиков, 
в отношении которых имеются подлежащие 
проверке совместно с правоохранительными 
органами данные о возможном умышленном 
уклонении от уплаты налогов и сборов 
путем полного или частичного сокрытия 
объектов налогообложения, получении 
не контролируемых налоговыми органами 
(теневых) доходов, а также признаки иных 
противоправных действий, препятствующих 
полному и своевременному внесению в бюджет 
и внебюджетные фонды соответствующих 
налоговых и иных обязательных платежей. 
К числу проблемных налогоплательщиков 
отнесены также предприятия и организации, 
занятые в сфере производства и реализации 
этилового спирта, спиртсодержащей, алкогольной 
и табачной продукции. 
Полномочия межрегиональных инспекций 
МНС России утверждаются приказами МНС 
РФ. Например, приказом от 18 мая 1999 г. N ГБ-3-34/140 
было утверждено Положение о межрегиональной 
государственной налоговой инспекции 
по оперативному контролю проблемных 
налогоплательщиков.
Следующий уровень системы нормативных 
правовых актов - это федеральные законы: 
Налоговый кодекс РФ; Закон РФ "О налоговых 
органах"; Федеральный закон "Об основах 
государственной службы Российской Федерации" 
от 31 июля 1995 г. (ред. от 7 ноября 2000 г.); Федеральный 
закон "О государственной защите судей, 
должностных лиц правоохранительных и 
контролирующих органов" и др. 
Налоговые органы в своей деятельности 
руководствуются также нормативными правовыми 
актами органов государственной власти 
субъектов РФ и органов местного самоуправления, 
принимаемыми в пределах их полномочий 
по вопросам налогов и сборов. 
При решении острейших проблем, связанных 
с деятельностью налоговых органов, важное 
значение приобретает судебная практика. 
В этой связи следует упомянуть такие 
правовые акты, как постановление Конституционного 
Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-п по делу о проверке 
конституционности отдельных положений 
Закона РСФСР "О государственной налоговой 
службе РСФСР" и закона Российской Федерации 
"Об основах налоговой системы в Российской 
Федерации"; постановление Президиума 
ВАС Российской Федерации от 10 февраля 
1998 г. N 5763/97 и постановление Пленума ВАС 
РФ от 20 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых 
вопросах применения части первой Налогового 
кодекса РФ" и др. 
Анализ налогового законодательства позволяет 
дать расширенный перечень основных задач, 
стоящих перед этими органами. В частности 
перед МНС России ставятся следующие конкретизированные 
задачи: 
- контроль за соблюдением законодательства 
о налогах и сборах, правильностью исчисления, 
полнотой и своевременностью уплаты налогов, 
сборов и других обязательных платежей 
в соответствующий бюджет и государственные 
внебюджетные фонды в соответствии с законодательством 
Российской Федерации; 
- участие в разработке и осуществлении 
налоговой политики с целью обеспечения 
своевременного поступления в соответствующий 
бюджет и государственные внебюджетные 
фонды налогов, сборов и других обязательных 
платежей в полном объеме; 
- осуществление валютного контроля в 
соответствии с законодательством Российской 
Федерации о валютном регулировании и 
валютном контроле в пределах компетенции 
налоговых органов;
- осуществление 
государственного контроля 
В соответствии с перечисленными выше 
задачами МНС России осуществляет следующие 
функции: 
- проводит работу по взиманию законно 
установленных налогов, сборов и других 
обязательных платежей, в том числе в пределах 
своей компетенции разрабатывает и утверждает 
обязательные для налогоплательщика формы 
заявлений о постановке на учет в налоговых 
органах, расчетов по налогам, налоговых 
деклараций и иных документов, связанных 
с исчислением и уплатой налогов и сборов, 
а также устанавливает порядок их заполнения; 
- осуществляет в пределах своей компетенции 
контроль за соблюдением законодательства 
о налогах и сборах, а также принятых в 
соответствии с ним нормативных правовых 
актов, правильностью исчисления, полнотой 
и своевременностью уплаты налогов, сборов 
и других обязательных платежей в соответствующий 
бюджет и государственные внебюджетные 
фонды; 
- ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков; 
- обеспечивает в установленном порядке 
возврат или зачет излишне уплаченных 
или излишне взысканных сумм налогов и 
сборов, а также пеней и штрафов; 
- обобщает практику применения законодательства 
о налогах и сборах, анализирует отчетные 
и статистические данные, результаты налоговых 
проверок и разрабатывает на их основе 
в пределах своей компетенции приказы, 
инструкции, методические указания и другие 
документы по применению законодательства 
Российской Федерации о налогах и сборах; 
- применяет установленные законодательством 
Российской Федерации санкции в случае 
нарушения законодательства о налогах 
и сборах; 
- проводит совместно с правоохранительными 
и контролирующими органами мероприятия 
по контролю за соблюдением законодательства 
о налогах и сборах; 
- осуществляет в установленном порядке 
регистрацию контрольно-кассовых машин, 
используемых в организациях в соответствии 
с законодательством Российской Федерации; 
- осуществляет контроль за соблюдением 
правил использования контрольно-кассовых 
машин, полнотой учета выручки денежных 
средств в организациях, обязанных использовать 
контрольно-кассовые машины в соответствии 
с законодательством Российской Федерации; 
- обеспечивает в пределах своей компетенции 
валютный контроль за соответствием проводимых 
валютных операций законодательству Российской 
Федерации, за исключением валютных операций 
кредитных организаций, и наличием необходимых 
для этого лицензий и разрешений; 
- осуществляет в установленном порядке 
лицензирование деятельности по производству 
и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, 
алкогольной и табачной продукции и обеспечивает 
контроль за соблюдением условий указанной 
деятельности;
- обеспечивает установку 
и пломбирование в 
- выступает в установленном порядке государственным 
заказчиком по разработке нормативно-технической 
документации по вопросам учета и контроля 
производства, розлива, хранения и оптовой 
продажи спиртсодержащей и алкогольной 
продукции; 
- организует в пределах своей компетенции 
выполнение мероприятий по мобилизационной 
подготовке и гражданской обороне в соответствии 
с законодательством Российской Федерации; 
- обеспечивает в соответствии с законодательством 
Российской Федерации меры по созданию 
информационных систем, автоматизированных 
рабочих мест и других средств автоматизации 
и компьютеризации работы налоговых органов; 
- осуществляет иные функции, предусмотренные 
федеральными законами и другими нормативными 
правовыми актами. 
 
Данные задачи решаются в первую очередь 
путем организации и проведения налогового 
контроля. 
 
Налоговый контроль - это важнейшее направление 
финансового контроля, представляющее 
собой деятельность обладающих соответствующей 
компетенцией субъектов с использованием 
специальных форм и методов, нацеленная 
на создание совершенной системы налогообложения 
и достижения такого уровня исполнительности 
(налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков 
и налоговых агентов, при котором исключаются 
нарушения налогового законодательства]. 
В гл.14 "Налоговый контроль" Налогового 
кодекса РФ (ч.1) определены формы проведения 
налогового контроля, состав и соответствующая 
компетенция органов, его осуществляющих, 
виды проверок, процессуальный порядок 
осуществления различных контрольных 
действий и производство по делам о нарушениях 
законодательства о налогах и сборах. 
Налоговый контроль проводится должностными 
лицами налоговых органов посредством: 
- налоговых проверок (камеральные и выездные); 
- получения объяснений налогоплательщиков, 
налоговых агентов и плательщиков сбора; 
- проверки данных учета и отчетности; 
- осмотра помещений и территорий, используемых 
для извлечения дохода (прибыли) и в других 
формах. 
Контролируемыми субъектами являются 
налогоплательщики, плательщики сборов 
и налоговые агенты.
Институт налоговых 
агентов получил достаточно четкое 
нормативное регулирование в 
части первой Налогового кодекса 
Российской Федерации. Причем п. 1 и 2 ст. 
24 "Налоговые агенты" НК РФ фактически 
не действовали до введения части 
второй НК РФ (ст. 5 Федерального закона 
от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении 
в действие части первой Налогового 
кодекса Российской Федерации"). 
Налоговыми агентами признаются лица, 
на которых в соответствии с НК РФ возложены 
обязанности по исчислению, удержанию 
у налогоплательщика и перечислению в 
соответствующий бюджет (внебюджетный 
фонд) налогов (п. 1 ст. 24 НК РФ). Из данного 
определения следует, что налоговыми агентами 
могут быть только физические и юридические 
лица (ст. 11 НК РФ), но не обособленные подразделения 
организаций. Этот вывод очень важен для 
проведения налогового контроля и привлечения 
к ответственности за налоговые правонарушения. 
Согласно ст. 9 НК РФ налоговый агент признается 
самостоятельным субъектом налоговый 
отношений. И хотя организация (индивидуальный 
предприниматель) может являться одновременно 
налогоплательщиком и налоговым агентом, 
необходимо четко разделять те правоотношения, 
в которых организация (индивидуальный 
предприниматель) выступает как налогоплательщик, 
и в те, в которых она выступает как налоговый 
агент. Налогоплательщиками (плательщиками 
сборов) признаются организации и физические 
лица, на которых в соответствии с НК РФ 
возложена обязанность уплачивать налоги 
и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). 
Главное и существенное отличие налогоплательщика 
от налогового агента состоит в том, что 
на налогоплательщике лежит обязанность 
уплачивать налоги и сборы, а на налоговом 
агенте - исчислять и удерживать у налогоплательщика 
сумму налога, а также перечислять удержанный 
налог в бюджет. Именно поэтому при толковании 
норм необходимо исходить из того, что 
положения НК РФ о налогоплательщиках 
применяются к налоговым агентам только 
при наличии прямого указания об этом. 
Еще один важный вывод заключается в том, 
что обязанности налогового агента являются 
производными от обязанностей налогоплательщика, 
т. е. они вторичны. Иными словами, если 
у налогоплательщика не возникла обязанность 
по уплате налога, то не могут появиться 
обязанности и у налогового агента при 
условии, что налоговый агент и налогоплательщик 
разные лица. 
Налоговые агенты имеют те же права, что 
и налогоплательщики, т. е. пользуются 
всеми правами, указанными в ст. 21 НК РФ, 
а также иными правами, предусмотренными 
для налогоплательщиков другими статьями 
НК РФ. Обязанности налогоплательщиков, 
установленные в ст. 23 НК РФ, не распространяются 
на налоговых агентов в том смысле, что 
действуя как налоговый агент, организация 
(индивидуальный предприниматель) несет 
обязанности налогового агента, а не налогоплательщика.