Налоговое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:19, реферат

Описание работы

Налоговое право явление относительно новое для российского права, так как в дореформенный период налоговые инструменты абсолютно не применялись в государственно-правовом развитии. Именно поэтому выявление особенностей предмета и метода налогового права, его правовой природы и отраслевой принадлежности, представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Данное положение обуславливается также и тем, что в научно-методической литературе последнего периода данному вопросу уделяется мало внимания.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградский юридический институт»

 

 

 

 

Реферат

На тему: Налоговое право

 

 

 

 

 

 

 

          Выполнил:

                                                                                 Студент заочного отделения

           Группы ЮИЗу - 101

           Кузнецов Д.Е.

 

           Проверил:

           Преподаватель

           Стрилец Л.Е.

 

 

 

 

Волгоград 2013

Налоговое право  явление относительно новое для российского права, так как в дореформенный период налоговые инструменты абсолютно не применялись в государственно-правовом развитии. Именно поэтому выявление особенностей предмета и метода налогового права, его правовой природы и отраслевой принадлежности, представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Данное положение обуславливается также и тем, что в научно-методической литературе последнего периода данному вопросу уделяется мало внимания.

Кроме того, актуальность указанных выше вопросов возрастает также и в связи с принятием и вступлением в силу первой части Налогового кодекса РФ, установившим основные начала и принципы налогового законодательства, и который ознаменовал новую эпоху в развития налоговой системы России.

Предмет налогового права

 

Необходимо  отметить, что в основу классификации  как непосредственно отрасли  права, так и иных подразделение  внутри её, теория традиционно ставит предмет правового регулирования. Предметом в свою очередь выступает круг общественных отношений, регулируемых нормами того или иного правового образования как первичного, так и вторичного уровня.

Представляется, что предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие много аспектный и комплексный характер. Кроме того, это довольно специфическая сфера социальных связей, присутствующих в обществе. Обусловленная она экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта. Возникающие при этом отношения — налоговые отношения, и являются предметом правовой регламентации.

Вместе с тем, необходимо отметить, что термин «налоговые отношения» в законодательстве практически  не встречается (за исключением эпизодического упоминания в п.3 ст.2 ГК РФ); даже вступивший в силу 1 января 1999 года первая часть Налогового кодекса РФ не содержит и не определяет данного понятия. Налоговый кодекс РФ говорит об отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Так, в соответствии со ст.2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». При этом необходимо учитывать, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное специально не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Системный анализ данной нормы, на наш взгляд, позволяет говорить о том, что термины «налоговые отношения» и «отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах» тождественны и равнозначны.

Иначе говоря, если попытаться классифицировать те отношения, которые  регулируются Налоговым кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах, и входящие в предмет регулирования налогового права, то они могут быть представлены в следующем виде:

Первая группа — отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;

Вторая группа — отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;

Третья группа — отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых и квазиналоговых отношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами — налоговыми агентами, банками и т.д. (условно данные обязанности, непосредственно не связанными с исчислением и уплатой налогов и сборов, можно обозначить как »квазиналоговые»).

Четвертая группа — отношения, возникающие по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов.

Пятая группа — отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Кроме того, в  предмет налогового права могут  входить и некоторые группы отношений, регулируемых таможенным законодательством, однако для этого необходимо специальное указание на это в налоговом законодательстве.

Все иные отношения, в частности, отношения в сфере  налоговой политики государства, отношения, связанные с формированием и  функционированием национальной налоговой  системы государства, отношения, складывающиеся в результате международного налогообложения и др., имеют сквозной характер и, так или иначе, проявляются в каждой группе вышеуказанных отношений.

Необходимо  отметить, что до принятия первой части  Налогового кодекса РФ в юридической литературе высказывались различные точки зрения по вопросу предмета налогового права.

По мнению одних  ученых, предметом налогового права  выступают отношения, возникающие  в процессе взимания налогов. Однако данный подход не учитывает существования целого комплекса налоговых отношений, связанных с установлением налогов, которые также подвержены правовой регламентации.

Другие правоведы  наоборот, слишком широко рассматривает  предмет налогового права, определяя  его как «общественные отношения по установлению и взиманию в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды обязательных, индивидуально без эквивалентных денежных платежей». В то же время, в настоящий момент в систему обязательных бюджетных платежей входят не только налоги и сборы, но и иные неналоговые платежи (например, отчисления во внебюджетные фонды, экологические платежи, целевые сборы и др.), отношения по установлению и взиманию которых до вступления в силу второй части Налогового кодекса РФ не являются предметом налогово-правового регулирования и регламентируются нормами специального законодательства.

Представляется, что наиболее полно определяли предмет  налогового права те ученые, по мнению которых, его предметом выступают  общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные целевые фонды»

Однако представляется, что проблема определения предмета налогового права этим не исчерпывается, поскольку налогообложение как  общественный процесс по своему содержанию и структуре очень сложное, широкое и многоплановое явление.

В связи с  этим, мы считаем, что Налоговый кодекс РФ наиболее полно по сравнению с  вышеприведенными определениями предмета налогового права отражает круг общественных отношений, составляющих предмет налогового права. Все эти отношения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой, что позволяет сделать вывод о том, что предметом налогового права является группа однородных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения.

Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный  характер — выполнение налогового обязательства означает передачу в  распоряжение государства определенных денежных средств. В этой связи следует  согласиться с. Ципкиным, который, определяя имущественный характер налоговых отношений, утверждает, что невыполнение налогового обязательства влечет за собой причинение материального ущерба государству, нарушение общегосударственных интересов.

Метод налогового права

 

Вторым критерием  при определении места налогового права в системе права выступает метод правового регулирования, под которым понимается совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения.

Метод правового  регулирования реализуется так  же в степени влияния на поведение участников общественных отношений, на характер взаимосвязей между ними. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации.

Анализируя  систему воздействия на отношения, регулируемые налоговым правом можно сделать вывод о том, что базовой, основной чертой метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные (централизованные, императивные) предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства (метод субординации).

Данный метод  основан на властном подчинении одной  стороны другой и свойственен  и другим отраслям права, например, административному. Однако при регулировании  налоговых отношений данный метод имеет свою специфику, которая заключается в конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Так, характерной  чертой метода налогового права выступает  то обстоятельство, что властные предписания касаются круга плательщиков, порядка, условий и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования денежных средств и т.п. Круг государственных органов, уполномоченных давать предписания участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы, предусмотренные налоговым законодательством, в частности Налоговым кодексом РФ, относящиеся к финансово-кредитным органам государства.

Другой чертой метода налогового права является широкое  применение императивных (т.е. однозначных, не допускающих выбора) норм налогового права в целях формирования государственного бюджета за счет доходов и имущества налогоплательщика.

Властный характер налоговых отношений и доминирование  императивных норм в налоговом законодательстве позволили некоторым авторам высказать мнение о том, что метод налогового права совпадает с методом административного права. Однако, по нашему мнению, данные методы различны. Хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что методы правового регулирования административных и налоговых отношений достаточно схожи, на что было отмечено и воспринято правоприменительной практикой. В частности, именно так было указано в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.94 г. № С1-7/ОП-370 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства».

Между тем, отождествлять  эти два метода не представляется возможным. Мы считаем, что основным и решающим моментом, определяющим отличие двух указанных методов правового регулирования, является различие в субъектах воздействия административных и налоговых норм, что наиболее ярко проявляется в применении ответственности. Так, если административное право воздействует, прежде всего, на граждан и должностных лиц предприятий и организаций, и ответственность применяется именно к данной группе лиц, то налоговое право воздействует так же и на юридических лиц как самостоятельных участников налоговых правоотношений и выделяет данную группу участников в самостоятельный субъект налоговой ответственности.

Иначе говоря, поскольку  круг участников налоговых и административных отношений различен, то говорить о  тождестве метода правового регулирования, посредством которого осуществляется влияние на их поведение, на характер взаимосвязей между ними нельзя.

Однако применение в налоговом праве преимущественно  императивного способа не исключает  использования рекомендаций, согласований и права выбора в поведении  подчиненных субъектов — налогоплательщиков и плательщиков сборов (метод координации). Так, в соответствии со ст.65 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговый кредит (отсрочку платежа) на основе специального соглашения.

Боле того, некоторые  положения первой части Налогового кодекса РФ, позволяют говорить, что наряду с публично-правовыми (государственно-властными) методами правового  регулирования налоговых отношений, налоговое право пользуется и частноправовыми методами воздействия на своих субъектов. Например, институты залога, поручительства использовались исключительно гражданским правом. Однако в настоящее время, для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов залог (ст.73 Налогового кодекса РФ) и поручительство (ст.74 Налогового кодекса РФ) используются и налоговым правом, хотя посредством отсылочных норм Налогового кодекса РФ, их правовая регламентация в основном осуществляется гражданским законодательством.

Налоговое право  — подотрасль финансового права

Рассмотрев  и проанализировав состав отношений  в сфере налогообложения, а также  предмет и метод налогового права, представляется, что вопросы об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остались, тем не менее, открытыми. В то же время разрешение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой правоприменительный режим.

Информация о работе Налоговое право