Налоговое право как часть финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

Налоговое право как раздел науки финансового права изучает нормы налогового права и регулируемые ими налоговые отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует. Наука налогового права изучает основные налогово-правовые категории и налогово-правовые нормы, способствует их разработке и совершенствованию. Наука налогового права исследует закономерности и тенденции развития законодательства о налогах и сборах, принципы налогового права, анализирует правоприменительную практику в сфере налогообложения.

Содержание работы

1. Понятие налогового права как части финансового права. Понятие налогового права как самостоятельной отрасли права. Место налогового права в системе российского права. Система налогового права
2. Предмет налогового права. Проблемы метода налогового права
3. Принципы налогового права
4. Понятие и виды источников налогового права
5. Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексу РФ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.51 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Понятие налогового права как части финансового права. Понятие налогового права как самостоятельной отрасли права. Место налогового права в системе российского права. Система налогового права…………………………………………………………………………..3 
  2. Предмет налогового права. Проблемы метода налогового права…………………………………………………………………………...7
  3. Принципы налогового права………………………………………………11
  4. Понятие и виды источников налогового права……………………………14
  5. Действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах Налоговому кодексу РФ…………………………………….………18

Список использованной литературы…………………………….………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие налогового права как части финансового права. Понятие налогового права как самостоятельной отрасли права. Место налогового права в системе российского права. Система налогового права.

Налоговое право как подотрасль финансового права – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению налоговое и сборов, зачисляемых в бюджетную систему, введению в действие, взиманию и осуществлению налогового контроля1.

Налоговое право как раздел науки  финансового права изучает нормы налогового права и регулируемые ими налоговые отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует. Наука налогового права изучает основные налогово-правовые категории и налогово-правовые нормы, способствует их разработке и совершенствованию. Наука налогового права исследует закономерности и тенденции развития законодательства о налогах и сборах, принципы налогового права, анализирует правоприменительную практику в сфере налогообложения.

Если налоговое право как  подотрасль финансового права и  совокупность соответствующих правовых норм регулирует налоговые отношения и устанавливает определенный порядок в сфере публичных (государственных и муниципальных) финансов, то наука налогового права представляет собой систему знаний о правовом регулировании налогообложения. Основной целью науки налогового права является определение понятия налогового права, раскрытие предмета его правового регулирования, учитывая, что предметом науки налогового права является налоговое право как подотрасль финансового права.

Налоговое право представляет собой  совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением. Следовательно, система налогового права – это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

В системе налогового права объективно сложились обособленные совокупности взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений, именуемые институтами. К их числу можно отнести: институт обязанности по уплате налогов и сборов, институт представительства в налоговых отношениях, институт налогового контроля, институт налоговой тайны, институт налоговой ответственности.

Первичным элементом системы налогового права является норма налогового права, которая представляет собой установленное государством (муниципальным образованием) общеобязательное правило поведения в процессе установления и взимания налогов и сборов, обеспеченное мерами государственного принуждения2.

Системе налогового права свойственны  такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация. Единство юридических норм, образующих налоговое право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством принципов, а также конечных целей и задач налогового законодательства; в-третьих, единством механизма правового регулирования налоговых отношений. В то же время нормы налогового права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям. В основе такого деления лежат прежде всего разнообразие и специфика налоговых отношений, присущий им имущественный характер. Поэтому налоговое право подразделяется на две крупные части – Общую и Особенную3.

Налоговые отношения своеобразны, их удельный вес в системе финансового права достаточно велик. В настоящий момент налоговое право уже включает в себя общие и особенные институционные нормы и принципы, систему правового регулирования организации и деятельности налоговых органов и иных государственных органов, стройную систему законодательных актов во главе с НК РФ.

Кроме того, налоговое право имеет  свой метод правового регулирования.

Таким образом, налоговое право - это совокупность правовых норм, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т.е. отношения, возникающие в связи с осуществлением сбора налогов и иных общественных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления4.

Использование законодателем (в качестве приема юридической техники) кодификации налогового законодательства не означает приобретения налоговым правом необходимых атрибутов самостоятельности5.

Вместе с тем, находясь в структуре  финансового права, налоговое право соприкасается и взаимодействует с иными отраслями права.

Например, конституционное право  занимает ведущее место в правовой системе, поскольку содержит основополагающие нормы других отраслей права.

 

Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой.

В правовом государстве любая внешняя  активность публичного субъекта (государства) должна осуществляться исключительно на правовых основаниях и, следовательно, действовать в пределах, дозволенных основным законом – Конституцией Российской Федерации6.

В российской правовой системе налоговые  правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г., т. е. после принятия всеобщим голосованием Конституции РФ.

Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Общим в налоговом и гражданском праве является предмет регулирования – имущественные отношения. Однако имущественные отношения разнообразны и образуют предмет не только налогового, но и ряда иных отраслей (подотраслей) права. Критерием разграничения гражданского и налогового права послужил метод правового регулирования.

Взаимосвязь налогового и административного  права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. В механизм правого регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия.

Таким образом, находясь в составе  финансового права, налоговое право является составной частью единой системы российского права. Вместе с тем оно имеет свой предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм7.

 

2. Предмет налогового права. Проблемы метода налогового права.

Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права  критерием. Основой выделения предмета отрасли права, таким образом, является специфика объективно существующих (не зависящих от усмотрения правотворческих  органов) связей между общественными  отношениями, своеобразие которых  обусловлено их целенаправленностью, содержанием и формой.  
Очевидно, что предметом налогового права являются общественные налоговые отношения. 

К предмету налогового права относятся:  
-закрепление структуры налоговой системы;

- распределение компетенции в  данной области между Федерацией  и ее субъектами, местным самоуправлением  в лице соответствующих органов;  
- регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;  
- осуществление налогового контроля; 

- применение мер финансово-правовой  ответственности за нарушение  налогового законодательства; 

- обжалование актов налоговых  органов, действий (бездействия)  их должностных лиц. 

Отношения, подлежащие урегулированию нормами налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием, входя в предмет финансового  права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования  фондов денежных средств, необходимых  для осуществления задач и  функций государства и муниципальных  образований. 

Одним из наиболее спорных вопросов современной теории российского  налогового права следует признать вопрос об отраслевом методе правового  регулирования. При этом под налоговым  правом нами понимается самостоятельна отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения  в сфере налогообложения, возникающие  в процессе функционирования налоговой  системы Российской Федерации. 

Налоговое право, не в последнюю  очередь может быть охарактеризовано, как право, регулирующее отношения  на стыке публичных и частных  интересов. Поэтому весь смысл его  существования – поддержания  публичного правопорядка в сфере  налогообложения, упорядочение системы  применения государственного принуждения  в процессе законного изъятия  части собственности организаций  и физических лиц на публичные (государственные) нужды, предупреждение и разрешение неминуемых при этом индивидуальных и социальных конфликтов и споров. В силу этой своей специфики налоговое  право не может быть бесконфликтным.

В самом общем виде методы правового  регулирования общественных отношений, в том числе и отношений  в сфере налогообложения - это  совокупность правовых средств или  способов, применяемых в ходе правового  регулирования названных отношений. Принято считать, что вместе с  предметом они дают наиболее полную и четкую характеристику каждой отрасли  российского права.

Однако необходимо учитывать, что  проблема методов в юридической  науке достаточно дискуссионна. Так, в работах отдельных ученых (А.П. Алехин, Н.А. Шевелева, О.А. Ногина, А.Г. Чернявский, Б.Н. Габричидзе, Ю.М. Козлов и др.) выделяется два принципиально различных  подхода к познанию содержания метода правового регулирования.

Основными способами правового  регулирования выступают:

1) дозволение - предоставление лицам  права на свои собственные  активные действия;

2) запрещение - возложение на лиц  обязанности воздерживаться от  совершения действий определенного  рода;

3) позитивное обязывание - возложение  на лиц обязанностей к активному  поведению (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.).

Специфика правового режима и метода налогового права обусловлена как  особенностями регулируемых этой отраслью общественных отношений (спецификой предмета), так и ее положением на стыке публичного и частного права.

Особенности метода налогового права, характерные черты его юридического режима в том или ином виде неоднократно отмечались в литературе. Так, даже отказывая налоговому праву в  отраслевой самостоятельности, и рассматривая его в качестве составной части  финансового права, большинство  исследователей отмечают, что помимо традиционного для финансового  права метода властных предписаний, налоговое право характеризуется определенными особенностями - использованием и диспозитивного метода правового регулирования.

Между тем, с одной стороны, налоговое  право традиционно тяготеет к  государственному и административному  праву. Действительно, в финансово-правовой литературе отмечается, что методом  налогового права выступает метод  властных предписаний (императивный, командно – волевой), поскольку «государство самостоятельно устанавливает процедуру  установления, введения и уплаты налогов, а так же материальное содержание этих отношений», а использование  диспозитивного метода незначительно. 
На первый взгляд такое утверждение кажется абсолютно бесспорным. Не случайно во всех работах по финансовому и налоговому праву в той или иной форме указывается, что в основе юридического режима налогового права (как и у финансового и административного прав) – фундаментирован принцип «все что не разрешено, - то запрещено», традиционно присущий административному и финансовому (публичному) праву. Однако это не так. От внимания большинства современных исследователей налогового права, к сожалению, ускользает следующее важнейшее обстоятельство, в корне меняющее суть дела. 

Информация о работе Налоговое право как часть финансового права