Налоговое администрирование, основные проблемы, пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Налоговые платежи являются одним из древнейших финансовых институтов. Их возникновение обусловлено разделением общества на социальные группы и появлением государства. Вводившиеся на первых порах в исключительных случаях как нерегулярный взнос, налоги по мере формирования и развития государственность постепенно превратились с стойкую систему платежей в государственную казну.

Содержание работы

ГЛАВА 1. Понятие, сущность и виды налоговых платежей………………….3
ГЛАВА 2. Анализ состава структуры налоговых доходов…………………..11
ГЛАВА 3. Налоговое администрирование, основные проблемы, пути их решения………………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая доходы бюджета.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

ГЛАВА 1. Понятие, сущность и виды налоговых платежей………………….3

ГЛАВА 2. Анализ состава структуры налоговых доходов…………………..11

ГЛАВА 3. Налоговое администрирование, основные проблемы, пути их решения………………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие, сущность и виды налоговых платежей

 

 

 Налоговые платежи являются одним из древнейших финансовых институтов. Их возникновение обусловлено разделением общества на социальные группы и появлением государства. Вводившиеся на первых порах в исключительных случаях как нерегулярный взнос, налоги по мере формирования и развития государственность постепенно превратились с стойкую систему платежей в государственную казну.

В соответствии с гл.8 НК РФ 1налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.  

Законодательное определение налога дается с целью указать признаки данного платежа и ограничить возможности органов власти самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны подобные черты. Плательщиком налога является собственник, а не гражданин. Уплата налога - социальная обязанность, вытекающая из права частной собственности. При налогообложении собственности под равенством понимается экономическое равенство плательщиков, за основу которого берется фактическая способность к уплате налога на основании сравнения экономических потенциалов.

В определении отмечается, что налог обеспечивает платежеспособность субъектов публичной власти. Воздействие на поведение налогоплательщика для получения социально значимого результата не может быть основной целью налога. Любой налог способен выполнять регулирующую роль. Для этого устанавливаются налоговые льготы либо ужесточается режим налогообложения.

Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти, т.е. для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.

Основные признаками налога:

Признак императивности отличает уплату налога как безусловную обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения, т.е. налог — это обязательный платеж. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, которые при нежелании налогоплательщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно.

Индивидуальная безвозмездность как признак отличает налоговый платеж отсутствием для конкретного налогоплательщика эквивалентного объема выгоды от государственных услуг. Налоговый платеж — это однонаправленное движение потока финансовых, а в исключительных случаях и иных ресурсов от налогоплательщика к государству без наличия встречного персонифицированного потока государственных услуг. Безусловно, такой встречный поток есть в связи с реализацией государством своих функциональных обязанностей, но эти услуги предоставляются всем на общих основаниях, а для конкретного налогоплательщика поток встречных услуг не будет эквивалентен или пропорционален величине налогового платежа. Именно данный признак в наибольшей степени отличает налог от сбора и других неналоговых платежей (штрафов, различных санкций и т.д.).

Признак уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства характеризует цель взимания налогов как основного доходного источника формирования бюджета государства для обеспечения его деятельности.

Законность как признак отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Признак относительной регулярности отличает налог определенной периодичностью его уплаты в строго отведенные законом сроки, т.е. налог — это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств при условии сохранения у налогоплательщика объекта налогообложения.

Не все платежи, взимаемые с граждан и юридических лиц на основе обязательности и индивидуальной безвозмездности, являются налогами. Так, штраф, который взимается по решению суда в пользу третьих лиц или даже государства, налогом не является.

Выделение четырех основных характеристик налогового платежа позволяет определить отличие налога от сбора и пошлины. В случае пошлины или сбора всегда преследуется специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина или сбор), которая достигается в результате уплаты, т. е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Определенная цель может преследоваться и при уплате некоторых налогов (целевые налоги), однако в этом случае, во-первых, цель формулируется не налогоплательщиком, а государством, а во-вторых, не возникает элемента возмездности. Так, целевым налогом является сбор на воспроизводство минерально-сырьевой базы, но это не цель налогоплательщика. В случае же сбора (например, таможенного), налогоплательщик формулирует цель — ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован во ввозе товара, государство же выдвигает условие ввоза — оформление документов и уплату таможенного сбора.

Исторически пошлины и сборы возникли как способ покрытия издержек учреждений, в пользу которых они взимались, и представляли плату за оказание определенного круга услуг. Пошлинный принцип в данном случае представлял собой принцип компенсации фактически осуществленных расходов — покрытие издержек и бесприбыльность. Однако на практике в современных условиях это положение не всегда соблюдается.  Довольно часто плата за услуги оказывается выше их себестоимости. Это зачастую касается как государственной, так и таможенной пошлины (которая фактически только сохранила этот термин в названии, не являясь пошлиной по существу). Кроме того, зачастую сама пошлина или сбор вводится, чтобы получить доход, а не покрыть издержки. В российском налоговом законодательстве налог и сбор разграничены (ст. 8 Налогового кодекса РФ, часть первая). 

Сбор — обязательный взнос организаций и физических лиц, уплата которого — одно из условий совершения государственными органами или органами местного самоуправления и их должностными лицами юридически значимых действий в отношении плательщика.

В соответствии с данным определением государственная пошлина, действующая в настоящее время в Российской Федерации, представляет собой сбор. Понятие пошлины Налоговый кодекс РФ не выделяет как самостоятельное.

В экономической литературе сложилось два подхода к определению налогов — широкий и узкий. В рамках широкой трактовки налогов в данное понятие включаются не только собственно налоги в рамках приведенного выше определения, но и сборы, пошлины, а также взносы на социальное страхование. В рамках более узкого подхода проводится различие между собственно налогами, сборами (и пошлинами).

Российское налоговое законодательство проводит различие между налогами и сборами, одновременно рассматривая эти две категории как очень близкие по таким параметрам, как установление, уплата, контроль за соблюдением законодательства, способы администрирования и др2.

Экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.

Важным аспектом налога являются функции, осуществляемые системой налогов той или иной страны. Функции налогов следуют из их экономического содержания.

Фискальная функция реализует формирование единого фонда денежных средств государства. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных задач, охраны природы и др. Данная функция налогов в известной степени первична по отношению ко всем остальным.

Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.

Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.

Контрольная функция налогообложения, дающая возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.

По своей общей структуре, принципам построения и перечню налогов российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой. Наиболее полное представление об отечественной системе может дать классификация налогов по различным признакам.

Налоговым кодексом  РФ предусмотрено деление налогов на три группы: федеральные, региональные, местные.

Региональные налоги устанавливаются Налоговым Кодексом РФ, но вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Федерации. Вводя на своей территории региональный налог, законодательные (представительные) органы власти субъекта РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также форму налоговой отчетности. Все прочие элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

Местные налоги вводятся в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления устанавливают местный налог по следующим элементам: налоговые льготы, налоговая ставка в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному налогу. Остальные элементы налогообложения устанавливаются Кодексом

Таким образом, в зависимости от уровня органа власти, устанавливающего тот или иной налог, налоги необходимо классифицировать по принадлежности к уровню власти.

Налоговая система РФ включает 13 видов налогов и сборов, в том числе восемь федеральных, три региональных и два местных3. Кроме того НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых для отдельных категорий налогоплательщиков уплата большинства налогов заменяется единым налогом. В настоящее время установлено пять таких режимов.

 

Таблица 1. -  Система налогов и сборов

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги

Местные налоги

Налоги установленные специальными налоговыми режимами

1.НДС

2.Акцизы

3.НДФЛ

4.Налог на прибыль организаций

5.НДПИ

6.Водный налог

7.Сборы за пользование объектами  водных биологических ресурсов

8.Государственная пошлина

1. Налог на имущество организаций 

2.Налог на игорный бизнес

3.Транспортный налог

1.Земельный налог

2.Налог на имущество физических  лиц

1.ЕСХН

2.Единый налог при упрощенной  системе налогообложения

3.Единый налог на вмененный  доход

4.Система налогообложения

при выполнении соглашений о разделе продукции

5.Патентная система налогообложения


 

Федеральные налоги установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны.4

Перечень региональных налогов также содержится в Кодексе, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов РФ и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта. 5Вводя в действие региональные налоги, законодательные органы власти субъектов определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, также налоговые льготы. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ.

Такой же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципальных образований.

Перечень региональных налогов является исчерпывающим, т.е ни один орган законодательной власти субъекта РФ и представительный орган местного самоуправления не имеет права внести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это положение создает для налогоплательщиков уверенность незыблемости  налоговой системы страны.

Информация о работе Налоговое администрирование, основные проблемы, пути их решения