Налоговая система в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – определение и взаимодействие налоговой системы с условиями рыночной экономики.
Цель данной курсовой работы — рассмотреть налоговую систему в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
раскрыть теоретические подходы к налоговой системе в экономической науке;
охарактеризовать особенности налоговых систем в рыночной экономике стран;
проанализировать проблемы становления налоговой системы в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1. Теоретические подходы к налоговой системе в экономической науке.............5
2. Особенности налоговых систем в рыночной экономике стран........................12
3. Проблемы становления налоговой системы в Российской Федерации...........19
Заключение.................................................................................................................28
Список использованной литературы.......................................................................30

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Современное общество не может успешно развиваться без  налогов и высокоэффективной  налоговой системы.

Налоговая  система  представляет собой взаимосвязанное  единство существующих в государстве  налогов, форм и методов их взимания, а также соответствующих государственных  организаций и учреждений11.

Совокупность взимаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также   и методов их построения образует налоговую систему.

Налоговую систему можно  охарактеризовать, как совокупность налогов и сборов, взимаемых с  плательщиков в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой  системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности  эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой  системы. Таким образом, структура  и организация налоговой системы  страны характеризует уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А.Смитом и включали принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета12.

Нейтральность налоговой  системы заключается  в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предпологает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и  имеющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Это предполагает использование набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

В странах с федеративным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового  бремени по отдельным регионам и субъектам Федерации.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что как  экономическая категория налоговая  система  не имеет в научной  литературе однозначного толкования. Налоговые теории позволяют  выявить основные критерии оценки налоговых систем. К основным налоговым теориям относят, такие теории как теория обмена (средние века), атомистическая теория (Монтескье, Вольтер), классическая теория (XIX - XX вв., А. Смит, Д. Риккардо), теория жертвы (С.Ю. Витте), кейнсианская теория (первая половина XX в., Дж. Кейнс), теория монетаризма (50-е гг. XX в., М. Фридман), теория экономики предложения (80-е гг. XX в., М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер). Знание теорий налогообложения помогает в построении налоговой системы и налоговой политики государства. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также  форм и методов их построения  и взимания образуют налоговую систему.

В современных условиях одним из  главных регуляторов рыночной экономики является формирование эффективной налоговой системы. Налогам и налоговой системе стран с рыночной экономикой присущи характерные особенности формирования и функционирования.

 

 

 

 

 

2.  Особенности налоговых  систем в рыночной экономике стран

 

В развитых экономиках налоги служат средством поддержания и  развития рыночной конкуренции. Одним  из основных является принцип равной тяжести налога, когда все предприятия  независимо от форм собственности ставятся в одинаковые условия изъятия прибыли.

Взимание налогов - один из важнейших признаков государства  и одновременно необходимое условие  его существования. Современные  государства для пополнения своей  казны используют и другие виды поступлений  и платежей. Но первое место среди  них по своему значению и объему занимают налоги.

В условиях рыночной экономики  любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в рыночных условиях.

В рыночной экономической  системе первичную роль играет производство вместе с распределением, обменом, потреблением. Таким образом,  рыночная экономика  – это экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. С помощью рыночного механизма  осуществляется распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности. Данные механизм улавливает движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов, образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики. Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются рыночный обмен продуктами труда, общественное разделение труда, частная собственность,  немаловажно и экономическая свобода хозяйствующих субъектов,  экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система. Рыночная экономическая система  являясь общей, развивается по единым для всех стран законам. Данная  универсальность предполагает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретного исторического условия в каждой стране эти общие закономерности реализуются в разнообразных  моделях рыночной экономики.

Налоги связаны с  формированием денежных доходов  государства, необходимых ему для  выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, правоохранительной и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису.

Можно сказать, что налоги являются специфической формой экономических  отношений государства с хозяйствующими субъектами, различными группами населения, каждым членом общества. Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Однако такие отношения носят неравноправный, односторонний характер.

Устанавливая налоги, государство может стимулировать  предпринимательскую деятельность в одних направлениях и не поощрять ее в других сферах. При этом от успешного  функционирования налоговой системы  во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Налоги являются одним из инструментов управления экономикой. С их помощью регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется прибыль предприятия.

С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.

Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Факторы социального  и экономического порядка стимулируют  обновление производственных отношений  в части налогов: так, переход  к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.

Среди множества экономических  рычагов, с помощью которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства. Они, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка13.

Развитие рыночной экономики регулирyется  финансово - экономическими методами - путем применения отлаженной системы  налогообложения, маневрирования ссудным  капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ. Налоги в этом комплексе экономических методов занимают центральное место. Изменяя налоговые ставки, льготы и штраф,  условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Налоговая система любой страны является одним из важнейших инструментов управления не только социально-экономическими функциями государства, но и общей системой экономического регулирования. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса.

Решение проблем повышения эффективности налоговой политики, оптимизации налоговой нагрузки, создания стимулов развития перспективных сфер, дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов населения весьма важно и актуально на современном этапе развития Российской Федерации. Государство обладает высоким ресурсным потенциалом, способным при условии государственной поддержки и организации эффективной налоговой системы путем стимулирования предпринимателей к образованию новых налоговых баз увеличить фактический налоговый потенциал, развить реальный сектор экономики и способствовать социально-экономическому росту страны14.

Изучение и применение положительного опыта установления и взимания налогов  в странах с развитой экономикой позволят налоговой системе России выйти на новый уровень развития с тенденцией наращивания объемов налогового потенциала и роста экономики страны.

Реформирование налоговой системы - это объективный процесс, необходимый  для развития производства, повышения  его эффективности. Проблемы совершенствования  налогообложения товаропроизводителей вызваны тем, что рыночные условия и новые возможности использования экономических рычагов и стимулов социальных факторов ориентируют организации на достижение максимально возможного эффекта даже в условиях имеющихся ограниченных ресурсов и коренных хозяйственных перемен во всем производственном процессе.

Цели налоговой политики формируются  под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая  и социальная ситуация в стране. Государство, используя экономические рычаги, должно минимизировать отрицательные проявления рыночных механизмов хозяйствования и обеспечить эффективное функционирование налоговой системы, реформировать бюджетную систему управления, повысить ее эффективность, обеспечить социальную направленность реформ.

Опыт многих зарубежных стран доказывает возможность успешного решения  задач реформирования структуры  экономики при определенных условиях. Однако задачи, стоявшие перед зарубежными  странами, отличаются от российских, неодинаковы и стартовые позиции. Необходимо учитывать различия между странами, прежде всего, масштабы экономики. Небольшим странам приходится специализироваться на одном или нескольких секторах из-за отсутствия ресурсов для развития всего спектра промышленности и услуг. Россия имеет достаточное количество трудовых и природных ресурсов (может производить широкий ассортимент товаров на экспорт), а также емкий внутренний рынок. Однако надо отметить, что использование опыта других стран по совершенствованию структуры экономики вполне применимо по ряду направлений, но с учетом особенностей российской экономики15.

Налоговые системы зарубежных стран  с рыночной экономикой выполняют  не только фискальную, но и регулирующую функции. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.

Налогам и налоговой системе  в рыночной экономике присуща  одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции.

 Существующий налоговый механизм должен обеспечивать  поступления в государственный бюджет, а также способствовать развитию малого бизнеса, стимулированию инвестиций и наукоемкого производства.  Налогообложение рассчитано на привлечение частного капитала и стимулирование предпринимательской деятельности. Существует довольно развитая система поощрения инвестиций. Для этого наряду с государственными субсидиями эффективно используются налоговые льготы:

- практически все страны с  развитой рыночной экономикой  используют налоговые льготы для стимулирования модернизации производства, инвестиций в прикладные и фундаментальные исследования;

- в налоговом законодательстве  Великобритании, Франции, ФРГ и  других стран содержатся положения  о полном включении в себестоимость  продукции расходов частных фирм на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, существенно снижающих величину облагаемой прибыли;

- при относительно высоких ставках  налога на прибыль корпораций  объемы этого налога в государственном  бюджете не очень значительны. Объясняется это большим числом льгот и несколько меньшей, чем в России, налогооблагаемой базой16.

Информация о работе Налоговая система в условиях рыночной экономики