Налоговая система и развитие предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Первая экономическая ценность, из которой человек научился извлекать для себя прибыль – это наша планета Земля, которая богата различными видами ресурсов. Человек всегда использовал природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей. Наличие и разнообразие природных ресурсов во многом определяет возможности государства и помогает ему завоевать достойное место среди других стран мира. В силу этого наряду с трудом, капиталом, наукой, предпринимательской способностью природные ресурсы являются одним из важнейших экономических ресурсов. Ведь для различных видов промышленности, земля по своей сути служит основным источником поступления сырьевых ресурсов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..2
Источники и виды земельной ренты………………………5
Роль прибыли в развитии и совершенствовании производства в условиях рынка……………………………………………………….12
Налоговая система и развитие предпринимательства……15
Заключение…………………………………………………..27
Список литературы………………………………………….29

Файлы: 1 файл

1.docx

— 58.24 Кб (Скачать файл)

5) определение конкретного  перечня прав и обязанностей  налогоплательщиков, с одной стороны,  и налоговых органов, с другой.

Перечисленные принципы легли  в основу налоговой системы РФ. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря № 2118-1. Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующие механизм налогообложения и структуру налогов. Но при этом неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом», или имели «обратную силу».

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта  налогообложения является ВВП, который  образует первичные денежные доходы основных участников общественного  производства и государства как  организатора хозяйственной жизни  в национальном масштабе: оплата труда  работников, прибыль хозяйствующих  субъектов и централизованный доход  государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов  не ограничивается процесс стоимостного распределения ВВП. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога, от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов, относимых на финансовые результаты или уплачиваемых с чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль).

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц – на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых социальных отчислений. Источником отчислений также является производственный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды в форме единого социального налога, привязанного к заработной плате труда и включаемого в себестоимость продукции.

Теперь перейдем к классификации  налогов.

Классификация налогов - это система  их подразделения на группы по определенным признакам. Классификация налогов  имеет не только научный аспект, но и практическую направленность, и позволяет более полно характеризовать  изучаемый предмет, каковым являются налоги в общей системе налогообложения.

Согласно ст. 12, части 1 НК РФ в Российской Федерации  устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные [15].

В РФ введена трехуровневая система  налогообложения предприятий, организаций  и физических лиц [Приложение 1, Таблица 1].

Первый уровень - федеральные налоги. Действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части  федерального бюджета и, т.к. это  наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Федеральными налогами и сборами  признаются налоги и сборы, которые  установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Второй уровень — налоги республик  в составе Российской Федерации  и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ.

Региональные налоги вводятся в  действие и прекращают действовать  на территориях субъектов РФ в  соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ.

При установлении региональных налогов  законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим  Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налогов. Иные элементы налогообложения  по региональным налогам и налогоплательщики  определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  РФ законами о налогах в порядке  и пределах, которые предусмотрены  НК, могут устанавливаться налоговые  льготы, основания и порядок их применения.

Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с  позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов  Москвы и Санкт-Петербурга имеют  полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Земельный налог и налог на имущество  физических лиц устанавливаются  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений, городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях  этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.

При установлении местных налогов  представительными органами муниципальных  образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения  по местным налогам и налогоплательщики  определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных  образований (законодательными представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах  и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут  устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные [Приложение 1, Таблица 2]. Прямые налоги - налоги на доходы и имущество. Они  взимаются с конкретного физического  или юридического лица, т.е. облагают непосредственно доход или имущество  плательщика.

Косвенные налоги включены в цену товара и являются налогами на потребление. Они переносятся  на конечного потребителя.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Налоги выполняют специальные  функции. Функции налогов – такие  их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в  обществе в интересах обеспечения  жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем  страны.

Развитие налоговых систем исторически  определило четыре основные его функции - фискальную, регулирующую, распределительную  и контрольную. Но указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, т.к. все они переплетаются  и осуществляются одновременно.

1) фискальная. Это собственно проведение изъятия средств налогоплательщиков в бюджет государства. Данная функция – основная. Посредством фиска налоги выполняют своё предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Через фискальную функцию реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных и др.).

2) распределительная. Государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Функция иначе называется социальной, т.к. состоит также в перераспределении  общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных  к неимущим, что дает гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции  выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые  на отдельные виды товаров, прежде всего  на относительно дорогостоящие.

4) контрольная. Государство посредством  налогов контролирует финансово-хозяйственную  деятельность юридических лиц  и граждан. Одновременно осуществляется  контроль за источниками доходов  и направлениями расходования  средств. В конечном счете,  контрольная функция позволяет  обеспечивать минимум налоговых  поступлений в бюджет, который,  тем не менее, достаточен для  выполнения государством своих  конституционных функций.

5) регулирующая. Эта функция стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Она направлена на достижение определённых целей налоговой политики посредством налогового механизма.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Особенности функционирования современной  налоговой системы РФ. В 2005 году ситуация с количеством установленных налогов изменилась – оно заметно уменьшилось. Осталось всего 14 официальных налогов. Согласно ФЗ РФ от 01 июля 2005 года №78-ФЗ к федеральным налогам и сборам относятся 9 налогов.

Налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль организаций  и налог на доходы физических лиц  создают основу финансовой базы государства.

Таким образом, из перечня федеральных налогов с 1 января 2005 года исключены: налог на доходы от капитала, возможность установления которого была определена Кодексом, однако он фактически входил в состав налога на доходы физических лиц или организаций; таможенная пошлина, которая теперь регулируется нормами Таможенного кодекса РФ; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы; налог на наследование или дарение.

На данный момент к региональным налогам и сборам относятся 3 налога.

Таким образом, исключены не применяемые налоги - налог на недвижимость; дорожный налог; налог с продаж.

К местным налогам и сборам относятся 2 налога.

Таким образом, с 1 января 2005 года из перечня местных налогов исключены налог на рекламу и налог на наследование или дарение. Следовательно, последний местный налог, связанный с хозяйственной деятельностью организаций и предпринимателей - налог на рекламу - прекращает свое существование. Теперь рекламная деятельность сможет облагаться специфическими налогами только с помощью применения специального налогового режима в виде ЕНВД к стационарным рекламным носителям. Местным органам власти остаются только два рычага прямого формирования местного бюджета, и оба этих рычага прямо связаны с недвижимостью.

Бюджетное устройство РФ предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части  соответствующих бюджетов. Главная  часть при их формировании - это  отчисления от федеральных налогов. Согласно этому признаку налоги делятся  на закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном  проценте на долговременной основе поступают  в нижестоящие бюджеты.

Регулирование налоговых доходов  является инструментом, предназначенным  для выравнивания доходов региональных и местных бюджетов или обеспечения  их доходами на исполнение переданных им функций. Серьезное преимущество регулирующих доходов по сравнению  с финансовой помощью заключается  в том, что регулирующие налоги и  сборы непосредственно связаны  с налоговой базой конкретного  муниципального образования, кроме  того, технически, зачисление регулирующих доходов гораздо проще получения, например, дотации. Если нормативы отчислений от регулирующих налогов и сборов закреплены на постоянной основе, то частично решается проблема самостоятельности  регионального или местного бюджета. Это право (закрепления на постоянной основе) предоставлено субъектам  РФ.

Государственная пошлина, имея федеральный статус, обычно полностью  зачисляется в местные бюджеты. Налог на прибыль организаций  в твердой доле делится соответственно между федеральным и региональными  бюджетами, а из них перечисляется  в местные бюджеты. Акцизы распределяются между бюджетами, в зависимости  от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться, налог на добавленную стоимость  полностью поступает в федеральный  бюджет, а подоходный налог с физических лиц – в региональный. Нормативы  утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета. Хотя налог на имущество юридических лиц является региональным налогом, законодательно установлено, что половина его поступлений  направляется в местные бюджеты.

Информация о работе Налоговая система и развитие предпринимательства