Налоговая правосубъектность банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ правового статуса банков.
Достижение указанной цели обуславливает постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить общий правовой статус банка.
2. Проанализировать правосубъектность банков в налоговых правоотношениях.
3. Исследовать банки в системе субъектов налогового права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Налоговая правосубъектность банков………………………………………..6
1.1 Общий правовой статус банка……………………………………………….6
1.2 Правосубъектность банков в налоговых правоотношениях……………...11
1.3 Банки в системе субъектов налогового права……………………………..14
2. Банки как участники налоговых правоотношений…………………………24
2.1 Специальные функции банков в налоговых правоотношениях………….24
2.2 Налогово-правовой статус банков как платежных агентов……………….25
2.3 Ответственность банков как участников налоговых правоотношений….28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………….……………..….33

Файлы: 1 файл

Правовой статус банков.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Налоговая правосубъектность  банков………………………………………..6

1.1 Общий правовой статус  банка……………………………………………….6

1.2 Правосубъектность  банков в налоговых правоотношениях……………...11

1.3 Банки в системе  субъектов налогового права……………………………..14

2. Банки как участники  налоговых правоотношений…………………………24

2.1 Специальные функции  банков в налоговых правоотношениях………….24

2.2 Налогово-правовой  статус банков как платежных  агентов……………….25

2.3 Ответственность банков  как участников налоговых правоотношений….28

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы…………………………………………….……………..….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансовая система  России на современном этапе переживает период многогранного развития, успешное завершение которого позволит не просто констатировать экономический и правовой прогресс российского общества, но вести речь о должном уровне регулирования правоотношений, в том числе и в налоговой сфере. Настоящее развитие сопровождается изменениями в сознании людей, и, как следствие, в нормативно-правовой базе, отражающей, словно зеркало, происходящие общественные процессы. Однако если мысли и мнения могут различаться и быть переменчивыми, то норма права закрепляет постоянное, обязательное для исполнения правило. Поэтому итог переживаемых государством реформ находится в прямой зависимости от качества законодательной регламентации правового статуса каждого участника финансовых отношений. Тем более такая зависимость возрастает, когда мы ведем речь о банках, осуществляющих денежные расчеты в стране, и представляющих собой кровеносную систему отечественных финансов и экономики в целом. Вместе с тем сегодня кризисные явления, являющиеся порождением глобальной мировой экономики, находят свое полновесное отражение в состоянии финансовой системы Российской Федерации. Тем самым они обнажают ошибки и пробелы в нормативном правовом регулировании, позволяют объективнее рассмотреть механизм работы финансовой системы, а исследование правовой регламентации отдельных вопросов принимает еще более весомое значение, так как его результаты могут быть приняты законодателем к сведению в максимально сжатые сроки и направлены на качественный шаг в сторону стабильного роста.

Благодаря своим функциям в мире финансов банки можно идентифицировать в качестве незаменимых участников налоговых правоотношений, обеспечивающих комфортный процесс уплаты налогов, но при этом и самостоятельно уплачивающих эти налоги, а также являющихся налоговыми агентами. Иными словами, ввиду столь богатого набора функций участие банков во взаимоотношениях по поводу налогообложения облечено в триединый статус, каждая сторона которого по-своему интересна.

Тем не менее, реализация банками привычных для своей  деятельности обязанностей в условиях налогового правового поля и тем самым вкрапление их труда в роли платежных и информационных агентов в процесс работы механизма налоговой системы представляется нам наиболее актуальным и заслуживающим научного внимания.

При исполнении поручений  на перечисление сумм налогов в бюджетную систему Российской Федерации банки задействованы как посредники в платежных отношениях между налогоплательщиками и государством.

Вместе с тем банки  предоставляют налоговым органам  сведения о счетах налогоплательщиков-клиентов, операциях по таким счетам, в ином порядке способствуют учету налогоплательщиков, а также приостанавливают операции по счетам налогоплательщиков на основании решений налоговых органов. Указанная роль характеризует их как субъектов, обладающих информацией о налогоплательщиках и их счетах, способных повлиять на движение денежных средств по счетам. Такое качество информированности банков используется для целей эффективной работы налоговой системы, а сами банки логично определить в качестве информационных агентов.

Итак, возложение на банки перечисленных обязанностей преобразует их в одно из ключевых звеньев двигателя налоговой системы, в обладателя сложного налогово-правового статуса, неоднозначность оценки которого является предметом научных воззрений.

Банки как финансовые посредники на рынке капиталов, осуществляющие оперирование денежными средствами при расчетах между хозяйствующими субъектами, предоставляют своим клиентам посредством банковских услуг самые комфортные способы таких расчетов. Доказанная эффективность таких услуг способна служить на благо не только гражданских, но и налоговых правоотношений. Следовательно, во многом благодаря участию банков как платежных агентов в налоговых правоотношениях, уплата налоговых платежей становится удобной.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся под воздействием налогово-правового регулирования, обязательными участниками которых являются банки как финансовые посредники между государством и налогоплательщиками.

Предмет исследования составляют налоговые права и обязанности, а также налоговая ответственность банков как платежных и информационных агентов.

Целью работы является анализ правового статуса банков.

Достижение указанной  цели обуславливает постановку и  решение следующих взаимосвязанных  задач:

1.     Изучить общий правовой статус банка.

2. Проанализировать правосубъектность банков в налоговых правоотношениях.

3.     Исследовать банки в системе субъектов налогового права.

4. Выявить специальные функции банков в налоговых правоотношениях.

5. Рассмотреть налогово-правовой статус банков как платежных агентов.

6. Изучить ответственность банков как участников налоговых правоотношений.

Методы исследования в курсовой работе: анализ, формально-юридический, нормативно-логический, сравнительно-правовой и т.д..

Нормативной базой исследования  явились учебная литература, положения федерального законодательства, в частности, Налогового кодекса Российской Федерации, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения и т.д..

 

 

1. Налоговая  правосубъектность банков

1.1 Общий правовой  статус банка

Статус банков по  налоговому законодательству характерен тем, что законодатель уделил особое внимание обязанностям банков в  сфере налоговых правоотношений. Однако банки в рамках налоговых отношений обладают и  правами, такими как  право защиты своих интересов, право возмещения вреда от  незаконных действий налоговых органов и др. 
 Анализ научной литературы по данной проблематике позволяет отметить, что определение роли банка как специального субъекта налогового правоотношения (в отличие от  небанковских кредитных организаций) исходит из  того, что  банковские операции, служащие своеобразным связующим звеном в отношениях по перечислению, сбору налогов в бюджет, позволяют банкам выступать налогоплательщиками и налоговыми агентами. 
Превратившись в новых экономических условиях в основные структурные звенья финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций, государственных и  негосударственных финансово-инвестиционных консорциумов, ассоциаций экономического взаимодействия, банковских холдингов и других финансово-промышленных конгломератов, банки стали владельцами, пользователями и  распорядителями крупных доходов и, соответственно, крупнейшими налогоплательщиками. Так, например, автор книги «Швейцарское финансовое право и  международные стандарты» П. Нобель указывает, что «самый значительный вклад вносит банковский сектор: он обеспечивает наибольшее количество рабочих мест, наибольшие налоговые поступления, создает наибольшую долю валового внутреннего продукта». 
 Банки обременены обязанностями по уплате налогов и сборов, т.е. выступают налогоплательщиками, исполняют обязанности по исчислению, удержанию и  перечислению налогов и сборов, т.е. обладают функциями налоговых агентов, контролируют соблюдение клиентами кассовых операций. 
 Вместе с  тем  следует отметить, что  законодательное определение налогового агента отражает те специфические черты, которые ему присущи, а именно выполнение функций по исчислению, удержанию и перечислению налогов. В этой связи отмечается, что  законодательное определение не  в  полной мере отражает специфику налоговых агентов, не  позволяет отграничить их  от  налогоплательщиков. В  частности, обязанности по  исчислению возлагаются на налогоплательщиков, а перечисление налоговым агентом суммы налогов, по сути, аналогично уплате налогов. Кроме того, в определении налогового агента не нашли должного отражения другие обязанности этих субъектов. Заметим, что  указание в  ст. 24 НК  РФ  на основные функции налоговых агентов является достаточным для  отграничения их  от  других субъектов налоговых правоотношений, в  том  числе налогоплательщиков. При  этом заметим, что  в  соответствии с  упомянутой статьей налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из  денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и  перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать  в  налоговый орган по месту своего учета о  невозможности удержать налог и  о  сумме задолженности налогоплательщика в  течение одного месяца со  дня, когда налоговому агенту стало известно о  таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных  и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет  обеспечивать сохранность документов, необходимых для  исчисления, удержания и  перечисления налогов. 
 Основной обязанностью банков по  налоговому законодательству является обязанность исполнить поручение налогоплательщика, плательщика сбора  или налогового агента на  перечисление налога  (сбора) в бюджет (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога (сбора)  или пеней за  счет денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора  или налогового агента в  порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Следует отметить, что  в  п. 1 ст. 60 НК РФ закреплено положение, согласно которому установлена обязанность банка на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Заметим, что  25 ноября 2006 г. вступила в силу Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)». Кроме того, в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об  открытии  или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на  бумажном носителе  или в  электронном виде в налоговый орган по  месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о  банковских счетах юридического лица и  индивидуального предпринимателя представляются в регистрирующий орган банками в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее пяти дней со  дня  открытия текущих  (расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Еще одной важной обязанностью банков является то, что в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о  наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на  счетах, выписки по  операциям на  счетах организаций  (индивидуальных  предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в  течение пяти дней со  дня  получения мотивированного запроса налогового органа.

Обязывая банки соблюдать  определенный порядок открытия счетов налогоплательщикам, законодатель преследовал две цели: с одной стороны, побудить налогоплательщика, заинтересованного в открытии банковского счета, к  выполнению его  обязанности по  постановке на налоговый учет; с другой стороны — обеспечить поступление в банк сведений о налоговом органе, в  который ему  необходимо сообщить об  открытии налогоплательщику банковского счета.

Кроме того, следует отметить, что  возложение на  банк задач, связанных с  осуществлением налогового учета, не  предполагает предоставления банку каких-либо властных полномочий в  отношении налогоплательщиков. Банк, как и налогоплательщик, на которого в конечном счете нацелены меры, предусмотренные ст. 86 НК РФ, является не субъектом, а  объектом властного воздействия со стороны государства.  

Участие банка в решении задач налогового учета реализуется посредством возложения на   него налоговым законодательством обязанностей, исполнение которых обеспечивается применением к нему соответствующих мер ответственности.

Конструкция ответственности, предусмотренной за  неисполнение решения о  взыскании налога, позволяет сделать вывод о  том, что законодатель рассматривает как противоправное не только бездействие банка в пределах срока, отведенного для выполнения им соответствующих действий, но и его бездействие, продолжающееся после истечения этого срока вплоть до  исполнения банком платежного документа. 
Представление банками сведений должностным лицам органов государственной власти и  управления должно осуществляться по определенным правилам, существование которых охватывается понятием «порядок предоставления сведений». Этот порядок состоит из правовых норм, регулирующих четыре направления правоотношений между банками и  органами государства:

а) нормы, устанавливающие  материально-правовые и процессуальные основания для направления запроса в банк;

б) нормы, определяющие круг должностных лиц, уполномоченных от имени того или иного органа совершать этот запрос;

в) нормы, предъявляющие  требования к форме запроса;

Информация о работе Налоговая правосубъектность банков