Налоговая политика в области стабилизации экономики Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях перехода к рыночным отношениям. В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. В современных условиях необходимы новые подходы макроэкономического регулирования финансово-кредитного механизма.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________
1. Понятие, сущность и основные виды налоговой политики __________
2. Механизм функционирования и принципы налоговой политики _____
3.Налоговая политика в области стабилизации экономики Кыргызской Республики_____________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _______________________________________________
Список использованной литературы ________________

Файлы: 1 файл

Налоговая политика ГОТОВАЯ.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Налоговая политика формируется  и реализуется на республиканском  и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На местном  уровне система регулирующего воздействия  может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за местными органами власти или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).      

 При этом на выбор  конкретного варианта решения  в области налоговой политики  влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.           

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизм  функционирования и принципы налоговой политики

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который  представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношений. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых закон.

 

 

3. Налоговая политика в области стабилизации экономики Кыргызской Республики

Стратегическими направлениями налоговой политики являются два направления. Первая – экономическая, направленная на развитие предпринимательства, вторая - фискальная, направленная на обеспечение доходной части бюджета. Фискальная политика, приоритетом которой является не пополнение текущего бюджета, а развитие экономики является мощным инструментом управления экономикой. Современная стратегия налоговой политики КР предполагает сознательное регулирование государством налогообложения с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Регулирование этих параметров определяет динамику и пропорции цен, заработной платы, налогов и денежного обращения. Важным фактором, определяющим совокупный спрос, являются налоги. Следует отметить, что налоги различаются между собой по видам и объектам обложения, плательщикам, отраслям народного хозяйства, формам собственности. Полученные налоговые суммы поступают либо в местный бюджет, либо в централизованный бюджет государства.

Влияние налогов  на процесс воспроизводства осуществляется в ходе налогового регулирования и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли и сферы влияния, но и всю экономику во всем многообразии ее форм.

 В настоящее  время уже не отрицается тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное   явление,   порождающее   спад   производства,   снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателей и населения к сокрытию доходов, усилению социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность в Кыргызстане, когда огромный дефицит государственного бюджета и высокий уровень инфляции требую постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, и заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране.

Основные принципы налогообложения и направления  налоговой политики находят свое воплощение в действующей налоговой  системе. Ее состав и структура в каждой стране индивидуальны. К числу наиболее распространенных и общепризнанных видов налогов относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль юридических лиц, налоги на капитал, налоги на дивиденды, налог на операции с ценными бумагами, налог на имущество, земельный налог, таможенные   пошлины,   акцизы   и подоходный налог с населения.

Регулирующие  начала, заложенные в налоге на прибыль, заключаются в возможности манипулирования  различного рода льготами, скидками и  санкциями   к  налогоплательщикам  для  достижения  определенного экономического и социального эффектов. Варианты налогообложения прибыли очень разнообразны.

Так, существуют регрессивное и прогрессивное налогообложение, прямые и косвенные налоги. Экономист  Манчестерского университета Давид Уолкер утверждает, что чем выше в общей сумме доля прямых налогов, тем более социальный характер носят финансы.

С помощью этих инструментов в какой-то мере государство  может регулировать и проводить  равновесие в экономической системе. Прогрессивное налогообложение заключается в том, что средняя ставка налога повышается по мере возрастания дохода. Этот налог предполагает большую абсолютную сумму и значительную долю взимаемого дохода по мере его роста. Что касается регрессивного налогообложения, то в этом случае средняя ставка понижается по мере роста дохода. Прямые налоги непосредственно платятся субъектом налога. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги, они взимаются через надбавку к цене.

Таким образом, общегосударственные налоги устанавливаются и вводятся Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и взимаются на всей территории. При этом все суммы сборов зачисляются в государственный бюджет республики. Все общегосударственные налоги являются обязательными. Законом установлено, что система налогообложения действует без изменения вплоть до принятия Жогорку Кенешем специального решения о налоговой реформе - об изменении перечня налогов, объектов налогообложения и методов их взимания. Предложение о проведении налоговой реформы могут внести Президент, правительство, комитеты и комиссии палат Жогорку Кенеша. При этом все предложения по налоговой реформе вносятся только в соответствии с Законом "Об основах бюджетного права в Кыргызской Республике".

Налоговое администрирование  в Кыргызстане в современных условиях базируется на принятых основных законах, в частности Законе "О подоходном налоге с предприятий", указе Президента "О государственной налоговой службе в Кыргызской Республике", а также законах, регламентирующих порядок взимания налога на добавленную стоимость, акцизы и т.д. Проводимую на основе этих законов налоговую реформу следует рассматривать в контексте общей экономической реформы, исходить не только из задач дня сегодняшнего, но видеть, каковы будут ее последствия, насколько будет эта налоговая реформа работать на формирование цивилизованного рынка. Все меры в области налоговой реформы направлены на поиск новых методов и подходов к регулированию экономики.

В соответствии с Законом "Об основах бюджетного права в Кыргызской Республике", общегосударственными являются налоги, ставки которых, объекты и субъекты налогообложения, а также методы сбора определяются Налоговым Кодексом Кыргызской Республики и  взимаются на всей ее территории. К общегосударственным налогам и другим доходам относятся:

К общегосударственным  видам налогов относятся:

1) подоходный  налог;

2) налог на  прибыль;

3) налог на  добавленную стоимость;

4) акцизный налог;

5) налоги за  пользование недрами;

6) налог с  продаж.

Необходимо  отметить, что общегосударственные  налоги поступают как в республиканский, так и в местные бюджеты. Распределение  поступления общегосударственных  налогов между республиканскими и местными бюджетами устанавливается  ежегодным Законом о республиканском бюджете.

К местным налогам  относятся:

1) земельный  налог;

2) налог на  имущество.

К специальным  налоговым режимам относятся:

1) налог на  основе обязательного патента;

2) налог на  основе добровольного патента;

3) упрощенная  система налогообложения на основе единого налога;

4) налоги на  основе налогового контракта;

5) налоговый  режим в свободных экономических  зонах;

6) налог на  специальные средства.

Согласно вышеуказанному Закону доходы государственного бюджета  образуются преимущественно за счет поступлений прямых и косвенных налогов и других доходов, установленных Налоговым кодексом и законами Кыргызской Республики. В доходы бюджета также включаются учитываемые на специальных счетах доходы бюджетных учреждений и организаций, полученные ими от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности (специальные средства), и депозитные суммы, поступающие в их временное распоряжение. Говоря о доходной части бюджета, важно отметить, что создание внебюджетных фондов министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления и айыл-окмоту запрещается, за исключением Социального фонда, а также внебюджетных фондов, образуемых за счет добровольных пожертвований и взносов.

 

                                    

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наряду с  решением основной задачи, на данном этапе  развития и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая политика должна решить четыре другие обобщенные задачи, такие, как: максимизация национального дохода, защита внутреннего производства, выравнивание доходов населения и обеспечение положительного сальдо платежного баланса. Можно сделать ряд выводов:

1. В современном  мире выделяют две основные  модели налоговой политики: либеральную  и социально-ориентированную. Критериальным  признаком их разграничения служит  уровень налогового бремени экономики,  определяемый долей налоговых  доходов в структуре ВВП. Либеральная (англо-саксонская) модель налоговой политики характеризуется относительно низким уровнем налогового бремени экономики, определяемом бременем государства, стоимостью реализаций, взятых на себя (перед обществом) функций.

2. Налоговая  политика представляет собой  взаимосвязанную совокупность правовых  и организационных основ и  мероприятий в сфере налоговых  отношений, обеспечивающих, во-первых, формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для  выполнения взятых на себя функций, и оказывающих, во-вторых, регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны. Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Налоговая политика является частью финансовой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов.

3. Налоговая  политика (управление налоговой  системой) осуществляется с помощью  определенных мероприятий (управленческих  решений) в области налогов. Эти решения определяются направлениями (целями) налоговой политики и могут занимать широкий диапазон: от косметических, корректировочных, текущих до реформаторских с существенными изменениями налоговой системы и заметными социально-экономическими последствиями.

4. Налоговая  политика и налоговый механизм  определяют роль налогов в  обществе. Эта роль постоянно  меняется в зависимости от  изменения деятельности государства. 

В основе налоговой  политики и налогового механизма  обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.

5. Итак, важнейшими задачами налоговой политики Кыргызской Республики  на современном этапе должно стать:

- обеспечение  достаточных поступлений в бюджет  для финансирования неотложных  социальных программ;

- резкий структурный  сдвиг экономических пропорций  в пользу тех производств, которые  работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения;

- создание наиболее  благоприятных условий для стимулирования  деловой активности.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Закон КР «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс КР и Закон КР «О введении в действие Налогового  Кодекса»» от 10.01.2010г. № 25
  2. Закон КР «О внесении изменений в Налоговый Кодекс КР» от 12.03.2010г. № 48
  3. Закон «О внесении дополнений в Налоговый Кодекс КР в часть налога с продаж» от 21.06.2010г. ВП № 21
  4. Указ Президента КР «О среднесрочной стратегии совершенствоания налоговой политики в КР на 2008-2010 гг»/ж. Нормативные Акты КР №16, 2007 с. 20-23
  5. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики. – Б.: 2007.-92с.
  6. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики. – Б.: 2009.-170с.
  7. Аширов Б.А. Проблемы совершенствования механизма сбора налогов в Кыргызской Республике // Реформа № 4, 2003 с 22-25
  8. Букина И. Современные тенденции налогового администрирования в зарубежных странах /ж. МЭиМО №7,2009 с. 37-42

Информация о работе Налоговая политика в области стабилизации экономики Кыргызской Республики