Налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одним из ключевых моментов рыночной экономики открытого типа, к которой стремится Россия, является возможность относительно свободного транснационального перемещения капиталов в форме инвестиций. В сегодняшней России проблема привлечения инвестиций стоит как никогда ранее остро. В условиях инвестиционного голода, испытываемого в первую очередь производительным отечественным сектором, именно доступ к накопленным в мире капитальным ресурсам может способствовать решению ключевых проблем, стоящих перед экономикой страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава 1. Общие принципы налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц………………………………………………….4

1.1.Принципы и сущность налогообложения прибыли и доходов…………..4-8
1.2.Экономическое и юридическое двойное налогообложение прибыли и доходов…………………………………………………………………………8-10
1.3. Устранение двойного налогообложения……………………………….10-11
Глава 2.Характеристика Российской системы налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц………………………………………11

2.1.Деятельность иностранной организации через постоянное представительство……………………………………………………………11-13
2.2. Деятельность иностранной организации без образования постоянного представительства……………………………………………………………13-16
2.3. Налогообложение прибыли иностранной организации………………16-20

2.4. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль……………………20-23
2.5. Налогообложение доходов иностранных юридических лиц…………23-27
Глава 3. Пути совершенствования системы налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц………………………………………27

3.1. Проблемы, препятствующие активному привлечению инвестиций…27-28
3.2. Меры по совершенствованию налогового регулирования деятельности иностранных компаний……………………………………………………...28-34
Заключение…………………………………………………………………...35-36
Список используемой литературы………………………………………….37-39

Файлы: 1 файл

налоговое право реферат 2014.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

 

2.5. Налогообложение доходов иностранных юридических лиц. 
 
     Иностранные юридические лица, получающие доходы из источников, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты. К доходам из источников в Российской Федерации, в частности, относятся следующие доходы: 
 
• дивиденды, выплачиваемые российскими резидентами, а также доходы от распределенной в пользу иностранного участника прибыли созданного в Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями; 
 
• доходы, получаемые от долевого участия иностранных партнеров в деятельности товариществ; 
 
• дополнительные вознаграждения акционеров в денежной или иной форме; 
 
• прибыль, распределяемая чековыми инвестиционными фондами (специализированными инвестиционными фондами приватизации); 
 
• процентный доход от: 
 
долговых обязательств любого вида, включая суммы, начисляемые российскими банками по корреспондентским счетам иностранных банков, выплачиваемые иностранным юридическим лицам по привлеченным кредитам, депозитам, в том числе краткосрочным, от облигаций с правом на участие в прибылях компании и конвертируемых облигаций, по векселям и другим ценным бумагам; 
 
премий, выплачиваемых при погашении ценных бумаг, ранее реализованных с дисконтом; 
 
штрафов и пени за нарушение договорных и долговых обязательств: 
 
• доходы от использования авторских прав: 
 
вознаграждение за использование авторских прав, включая право на издание произведений литературы, искусства и науки, право на использование кинематографических произведений, в том числе художественных фильмов и видеокассет как для просмотра в кинотеатрах, так и на телевидении, а также для записей для радиовещания; 
 
• доходы от использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, торговой марки, товарного знака, знака обслуживания других аналогичных активов, а также деловой репутации (престижа), контактов, клиентов и кадров компании; 
 
• доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в том числе лизинговых операций, рассчитываются исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом суммы возмещения стоимости лизингового имущества (при финансовом лизинге), платы лизингодателю в качестве компенсации за использованные им кредитные ресурсы на приобретение имущества и суммы налога на лизинговое имущество; 
 
• доходы от отчуждения имущества: 
 
а) акций и других ценных бумаг; 
 
б) долговых требований; 
 
в) имущества отделения, которое иностранное юридическое лицо имеет на территории Российской Федерации; 
 
г) морских, речных и воздушных судов, железнодорожного транспорта и автотранспортных средств, используемых на международных перевозках, и движимого имущества, относящегося к таким перевозкам; 
 
д) имущества, находящегося на территории Российской Федерации. 
 
     Такие доходы рассчитываются на основе превышения суммы реализации имущества над стоимостью его приобретения. 
 
Премии по прямому страхованию и сострахованию, премии по перестрахованию, а также проценты на премии, формируемые российскими страховщиками по договорам, переданным в перестрахование иностранных перестраховщиков, и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру. При этом доходы от премий по прямому страхованию и сострахованию рассчитываются исходя из полной суммы премии, умноженной на коэффициент 0,25. Доходы от премий по перестрахованию – с применением коэффициента 0,125.[23,83] 
 
     Другие доходы, получение которых не связано с деятельностью через постоянное представительство, в частности за работы и любого рода услуги, выполненные и предоставленные на территории Российской Федерации, в том числе за: 
 
а) выдачу компанией лицензии на производство или продажу товаров или услуг под фирменным наименованием данной компании; 
 
б) право на использование программ для ЭВМ и баз данных; 
 
в) использование технической, организационной или коммерческой информации (''ноу-хау''), в том числе секретной формулы или процесса; 
 
г) управленческие услуги; 
 
д) оказание содействия, необходимого для установки и эксплуатации оборудования, линий механизмов и приспособлений; 
 
е) оказание содействия, необходимого для эффективного использования имущества или пользования предоставленными правами; 
 
ж) консультации, содействие и услуги, связанные с осуществлением управления любым научным, промышленным или коммерческим проектом, планом, процессом или предприятием с иностранными инвестициями; 
 
з) услуги и консультации, оказываемые иностранной компанией своим дочерним компаниям, в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также за услуги и консультации, предоставляемые в пользу представительства головным офисом иностранного юридического лица; 
 
и) услуги по эмиссии (включая доходы от проведения самостоятельной эмиссии и доходы  услуг по ее обслуживанию) и размещению акций любого лица резидента Российской Федерации; 
 
к) перевозку всеми видами транспорта – фрахт; 
 
л) реализацию на территории Российской Федерации ввозимых из-за границы товаров на условиях договоров торгового посредничества с российскими предприятиями. При этом доходом, источник которого находится на территории РФ, считается доход, выплачиваемый иностранному юридическому лицу в виде разницы или части разницы между назначенной им ценой реализации и более выгодной ценой, по которой предприятие – посредник осуществило продажу поставленных для реализации товаров. 
 
При отсутствии документов, свидетельствующих о ввозе иностранным юридическим лицом товаров из-за границы для их реализации на территории Российской Федерации, доходом, источник которого находится на территории РФ, считается валовая выручка, выплаченная иностранному юридическому лицу за реализованный товар. 
 
     Доходы иностранного юридического лица, полученные по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица, и связанные с экспортом в Российской Федерации товаров, налогообложению у источника не подлежат. 
 
Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство установлены в следующих размерах: 10% -от использования содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других передвижных транспортных средств, которые осуществляют международные перевозки;20%- с любых иных перечисленных доходов. (Приложение 3) 
 
     Налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в Российской Федерации удерживается лицом, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, в валюте, в которой производится выплата, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа и зачисляется в бюджет в порядке, установленном законодательством РФ. 
 
При этом не имеет значения, в каком виде будет произведена выплата дивидендов: в денежном, натуральном, каком-либо другом, в виде наличного или безналичного платежа иностранному участнику, путем зачета требований или в какой-либо другой форме. Под выплатой подразумевается также реинвестирование распределенного в пользу иностранного участника дохода на увеличение его доли в уставном капитале предприятия – резидента. Для целей налогообложения не имеет значения направление выплаты: распоряжение иностранного участника своими доходами в пользу третьих лиц, своих представительств в других странах и т.д.[12,34] 
 
     В случае если доходы от долевого участия, в том числе дивиденды, выплачиваются иностранным участникам предприятий с иностранными инвестициями и партнерам товариществ акциями, облигациями, товарами либо любым иным способом, зачислению в бюджет подлежит сумма налога в иностранной валюте или в рублях по курсу ЦБ РФ на дату совершения этой операции, рассчитанная исходя из величины распределенной в пользу этого иностранного участника части чистой прибыли (рублевой) предприятия-резидента. 
 
     Лица, выплачивающие доход иностранным юридическим лицам ежеквартально, в сроки, установленные для представления квартальной бухгалтерской отчетности российскими предприятиями, представляют информацию о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов в тот налоговый орган, в котором это российское лицо состоит на налоговом учете. 
 
     При подаче заявления о возврате сумм удержанных налогов соответствующий налоговый орган в установленные сроки рассматривает заявление и осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов. В заявление могут включаться как разовые доходы, так и доходы, полученные в течение какого-либо периода. 
 
Глава 3. Пути совершенствования системы налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц 
 
3.1. Проблемы, препятствующие активному привлечению инвестиций. 
 
     Стремление России интегрироваться в мировое хозяйство приводит к возможности относительно свободного перемещения иностранного капитала. В сегодняшней ситуации проблема его привлечения в нашу страну стоит весьма остро. Ряд отраслей отечественной промышленности испытывают инвестиционный голод, поэтому приток капиталов как российских, так и из-за рубежа может дать импульс для выхода из кризисного состояния, стимулировать деловую активность на внутреннем рынке, повысить конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке. 
 
     Иностранные предприниматели проявляют немалый интерес к российской экономике, т.к. Россия имеет богатые месторождения природного сырья, сравнительно дешевые энергетические ресурсы, квалифицированные трудовые ресурсы при относительно низкой стоимости рабочей силы, очень емкий внутренний рынок. 
 
     В то же время желаемых масштабов иностранные инвестиции в нашей стране пока не приобрели.[39,121] 
 
     В числе факторов, в первую очередь препятствующих иностранным инвестициям в экономику России, называются следующие: 
 
• несовершенство действующей системы налогообложения; 
 
• проблемы таможенного регулирования; 
 
• криминогенная ситуация; 
 
• проблемы доступа к источникам финансирования, трудности с получением кредита; 
 
• нехватка в некоторых регионах квалифицированных трудовых ресурсов; 
 
• транспортные проблемы; 
 
• проблемы свободы передвижения и консульского обслуживания. 
 
      Как видим, на первом месте – несовершенство налогового законодательства, на втором – недостатки таможенного законодательства, т.е. все, связанное непосредственно с налогами, сборами, пошлинами. Если вдуматься в то, что же именно отпугивает иностранных инвесторов, привыкших платить достаточно высокие налоги в своих странах, то нетрудно убедиться – не величина налогообложения. Нестабильность налоговой системы, неясность и противоречивость некоторых положений в сочетании с весьма жесткими финансовыми санкциями за малейшее нарушение налогового законодательства – вот что заставляет проявлять осторожность. 
 
        Еще одна серьезная проблема в области налогов – риск двойного налогообложения. В случае ведения торговли правительства обеих торгующих сторон могут пожелать взимать налог с доходов от этой торговли. Потенциальное двойное налогообложение возникает потому, что одна страна претендует на право налогообложения на основании факта проживания (или гражданства) налогоплательщика, а другая – на основании места получения дохода. Двойное налогообложение может также возникать, когда обе страны утверждают, что налогоплательщик является их резидентом, либо когда каждая их двух стран утверждает, что доход получен именно в ней.[29,14] 
 
3.2. Меры по совершенствованию налогового регулирования деятельности иностранных компаний. 
 
     За последнее время приняты меры по совершенствованию налогового регулирования деятельности иностранных компаний. Выпущены законодательные и нормативные акты, которые регламентируют целый ряд вопросов, связанных с особенностями деятельности иностранных юридических лиц. В первую очередь это Инструкция ГНС РФ от 16 июня 2006 года ''О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц'' и принятое в развитие новой Инструкции о порядке учета налогоплательщиков Положение ''Об особенностях учета в налоговых органах организаций, образованных в соответствии с законодательством иностранных государств, и международных организаций'' от 20 сентября того же года. Оба эти документа разработаны с учетом более чем четырехлетнего опыта практической работы по налогообложению иностранных юридических лиц в условиях новой налоговой системы, изучения международного опыта, предложений налоговых органов и аудиторских фирм. 
 
     Основное значение положения состоит в том, что оно, наконец, установило единообразный порядок учета иностранных и международных организаций во всех налоговых инспекциях на основе единых требований и форм учета. При этом сами требования носят более упрощенный порядок, чем применяемый в настоящее время. Кроме того, введена специальная оговорка, защищающая права налогоплательщиков и запрещающая требование налоговыми органами для постановки на учет дополнительных документов, не предусмотренных Положением. 
 
     Один из ключевых пунктов Положения – дифференциальный подход к постановке на учет в зависимости от активного или пассивного участия в деятельности на территории Российской Федерации и степени вовлеченности, иностранных юридических лиц в предпринимательскую деятельность России. 
 
В зависимости от указанных факторов, объем требований к иностранному юридическому лицу при постановке на учет колеблется от максимальных, при осуществлении деятельности, попадающей под критерии постоянного представительства, до минимальных, для лиц, представляющих интересы иностранных юридических лиц. В отдельных случаях учет в налоговых органах может быть осуществлен на основе лишь уведомлений.[37,205] 
 
     Другой важный момент, связанный со степенью и характером участия иностранных юридических лиц в деятельности в России: учет иностранных организаций в налоговых органах может осуществляться как с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), так и без него. 
 
Еще одно новшество – предоставленная иностранным юридическим лицам возможность постановки на учет в целях расчетов по НДС. В целях неудержания НДС у источника выплаты или получения возмещения по НДС они могут обратиться в соответствующую налоговую инспекцию для получения ИНН.  
 
     В Положении впервые регламентирован порядок учета дипломатических и международных организаций, постоянно действующих на территории Российской Федерации. Учет иностранных юридических лиц может быть осуществлен в связи с открытием ими счетов в уполномоченных банках на территории РФ. 
 
     Положение определило, что учет иностранных юридических лиц, не имеющих отделений в России, открывающих рублевые или валютные счета в уполномоченных банках на территории России, производится на основании уведомлений, направляемых иностранным юридическим лицом либо уполномоченным им по доверенности банком в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете соответствующий уполномоченный банк. Уведомление должно быть направлено до открытия счета.[19,104] 
 
     Этот пункт Положения впервые дает возможность иностранным юридическим лицам открывать счета в банках без регистрации представительств, создание которых было чисто формальным. Это вело, с одной стороны, к усложнению процедуры открытия счета, а с другой стороны, - к появлению фиктивных представительств, которые затем исчезали, создавая проблемы для налоговых инспекций. 
 
     Введение нового Положения позволило создать единый реестр иностранных юридических лиц, имеющих отделения на территории Российской Федерации, так как присвоение порядкового номера налогоплательщика, используемого в структуре ИНН, будет осуществлять непосредственно ГНС России. 
 
     Положительным моментом, как подтверждает практика, является введение налогового учета в отделениях инофирм. Как известно, на иностранные юридические лица не распространяется обязанность вести бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами Минфина России. Однако, как показала практика налогообложения, для обеспечения своевременности и правильности уплаты налогов, одинакового понимания налогоплательщиками и налоговыми органами методов расчета налоговых обязательств и единообразного их применения налоговыми органами требуется определенная формализация процесса учета хозяйственных операций в отделениях иностранных юридических лиц и расчета налоговых обязательств.  
 
В связи с этим в Инструкцию введен раздел о налоговом учете в отделениях иностранных юридических лиц. Были разработаны соответствующие формы учета доходов и расходов, формы различных ведомостей. Их заполнение не вызывает трудностей. Значительно упростился процесс документальной проверки представительств, сократилось время ее проведения. 
 
     Впервые в Инструкции введено положение о необходимости представления уведомления об источниках доходов в налоговые органы иностранным юридическим лицом, имеющим источник доходов на территории РФ, или его уполномоченным представителем. 
 
     Иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ через постоянные представительства, являются плательщиками налога на прибыль. Под постоянным представительством понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности по извлечению дохода на территории России или за границей, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.[11,153] 
 
     Эта деятельность может быть связана с разработкой природных ресурсов, проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, продажей продукции с расположенных на территории РФ и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности. 
 
     На иностранных юридических лиц не распространяется обязанность вести бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами Министерства финансов РФ. Налоговые обязательства иностранных юридических лиц определяются не на основе данных бухгалтерского баланса и ведомостей бухгалтерских счетов, а расчетным способом на основе счетов-фактур (инвойсов), расписок, а также сведений из бухгалтерского учета головного офиса иностранной компании. 
 
     Вместе с тем, как показала практика налогообложения, для обеспечения своевременности и правильности уплаты налогов, одинакового понимания налогоплательщиками и налоговыми органами методов расчета налоговых обязательств и единообразного их применения налоговыми органами требуется определенная формализация процесса учета хозяйственных операций в отделениях иностранных юридических лиц и расчета налоговых обязательств. Отделения иностранных юридических лиц на территории РФ, осуществляющие деятельность через постоянные представительства, ведут регистры бухгалтерского учета, такие, как журналы, главные книги и другие, как самостоятельные хозяйствующие субъекты.[ 
 
     Прибыль в постоянных представительствах иностранных юридических лиц определяется либо с использованием метода признания выручки от реализации продукции по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), либо по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). 
 
Бухгалтерские регистры могут вестись и храниться за границей при условии, что они представляются по первому требованию налоговых органов в приемлемые для них сроки. Эти сроки должны определяться исходя из того, что такие бухгалтерские документы в обязательном порядке имеются в головном офисе, не требуют дополнительной доработки и время необходимо только для получения запроса от отделения и доставки документов из-за границы. Если эти условия не выполняются, налоговые органы могут потребовать от постоянного представительства вести учет и хранить документы в Российской Федерации.[20,45] 
 
     В случае если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность в нескольких местах на территории РФ, каждое из которых образует постоянное представительство, бухгалтерские регистры могут вестись в каком-либо одном месте, но раздельно по каждому месту осуществления деятельности. Они должны предоставляться по первому требованию налоговых органов, на территории которых осуществляется деятельность в Российской Федерации, и в приемлемые для них сроки. 
 
     Для ведения налогового учета иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность в России через постоянные представительства, были разработаны специальные формы учета доходов и расходов и формы ведомостей. 
 
     Учет доходов и расходов должен включать все полученные доходы и все понесенные затраты по операциям постоянного представительства в течение учетного периода, за которое оно несет ответственность как на территории России, так и за границей.[44,123] 
 
     Эти операции включают все товары, наличные средства, другие активы и услуги, предоставляемые головным офисом иностранного юридического лица или другими его обособленными подразделениями постоянному представительству в России, а также товары, наличные средства, другие активы и услуги, предоставляемые этим постоянным представительством головному офису или другим обособленным подразделениям иностранного юридического лица.  
 
     Имущество, передаваемое головным офисом постоянному представительству, учитывается последним по стоимости этого имущества у головного офиса на момент передачи с учетом фактически произведенных затрат по его транспортировке, установке, таможенных платежей и других затрат.[43,56] 
 
     В случае необходимости (при проведении проверок, подготовке разъяснений по письмам налогоплательщиков и т.п.) налоговые органы могут запросить описание учетной системы, принятой иностранным юридическим лицом. Сведения об учетной системе включают информацию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, оценке готовой продукции, производственных запасов и незавершенного производства, принятом бухгалтерском стандарте, плане счетов и их кодах и др. 
 
     Ведение счетов должно осуществляться таким способом, чтобы можно было указать, каким образом были заполнены декларации, ведомости, формы, предусмотренные Инструкцией, т.е. должна быть ясная связь между записями в счетах и формах учета. 
 
     При проведении контрольной работы (камеральных и документальных проверках) налоговые органы также могут запросить сведения о долгосрочных контрактах, лизинговых и арендных сделках, сделках по расширению имущественных прав, гарантийных обязательствах по продукции и услугам и другие сведения. 
 
     Все записи в бухгалтерских регистрах отделений иностранных юридических лиц должны подтверждаться документами, в частности контрактами, заключенными при участии отделения, выписками из банковских счетов, счетами-фактурами и т.п. Наличные выплаты, как в рублях, так и в иностранной валюте также должны подтверждаться соответствующими первичными документами (ведомости на выдачу заработной платы, расходные ордера, расписки и т.п.).[22,59] 
 
     Формами учета предусмотрена детализация прямых затрат по статьям. При этом особое внимание уделяется правильности учета заработной платы и других выплат персоналу отделения и другим привлекаемым российским и иностранным гражданам. 
 
     При постатейном распределении непрямых затрат необходимо иметь заполненный список, показывающий, какие затраты вовлечены в постатейное распределение, и перечень соответствующих статей. Числовые значения непрямых затрат, включенных в постатейное распределение, должны быть подтверждены независимым аудитором, если их невозможно удостоверить иным способом, приемлемым для налоговых органов. Объяснения используемых методов распределения, включая особенности того, как распределяются издержки и доходы между головным офисом и соответствующими отделениями, должны прилагаться к отчету. 
 
     Издержки, понесенные головным офисом и распределенные постоянному представительству, дебетуются у представительства на счету издержек с одновременным кредитованием счета головного офиса. 
 
     Для определения налоговых обязательств отделения иностранного юридического лица в соответствии с внутренним законодательством России и международными договорами, в том числе для установления обоснованности применения тех или иных налоговых льгот, доходы должны быть специфицированы по каждому виду деятельности отделения. Должна иметься возможность проверить все фактически полученные доходы и понесенные расходы, касающиеся каждого вида деятельности. 
 
     Вся учетная документация, включая первичные документы с приложениями, контракты, корреспонденции, бухгалтерские записи и любые другие документы, относящиеся к налоговому учету отделения, должны храниться в течение 6 лет, т.е. в течение срока, установленного статьей 24 Закона России об основах налоговой системы для бесспорного взыскания недоимок по налогам с юридических лиц.[41,100] 
 
     Если иностранное юридическое лицо не выполняет требований, установленных Инструкцией, налоговые органы могут обязать его вести учет в полном объеме на территории России. Указанное также применяется к иностранным юридическим лицам – резидентам тех стран, из которых невозможно получить данные учета для проверки. В таких случаях данные учета должны храниться в России и быть подготовлены по запросу. 
 
     Для отделений иностранных юридических лиц, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства, либо в случае когда налоговый статус (постоянное представительство или нет) отделения иностранного юридического лица не может быть определен заранее, но иностранное юридическое лицо предполагает, что его деятельность в России не будет образовывать постоянного представительства, оно может обратиться в соответствующий налоговый орган для согласования ведения налогового учета по упрощенной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Заключение. 
 
     Итак, в Российской Федерации может облагаться прибыль иностранной организации от деятельности в Российской Федерации только в случае, если она получена через постоянное представительство. Но нередки случаи, когда деятельность иностранной организации в Российской Федерации носит предпринимательский характер, но в силу отсутствия постоянства (или регулярности), являющегося одним из основных критериев в определении термина "постоянное представительство", в качестве такового признана быть не может (например, ремонт помещений в течение 1-2 месяцев). 
 
При решении вопросов освобождения от налогообложения доходов от такой деятельности следует обращаться к инструкции N 34.[5,23] 
 
     Установлено, что если доходы, получаемые иностранным юридическим лицом от источников в Российской Федерации, имеют регулярный и однотипный характер и эти доходы в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению налогом в Российской Федерации, то иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать заявление в местный налоговый орган о неудержании налога у источника. 
 
     Такими доходами, о которых можно заранее сказать, что они не должны подлежать налогообложению у источника выплаты и, следовательно, по которым можно подать заявление на предварительное освобождение от удержания налога у источника выплаты, могут быть в основном только "пассивные" доходы"т.е. доходы, вид которых, источник выплаты, а зачастую и приблизительная сумма дохода заранее известны, и их получение не связано с активной коммерческой деятельностью нерезидента в Российской Федерации. При получении подобных пассивных доходов возможно предварительное освобождение иностранного лица от удержания налогов у источников выплаты в Российской Федерации. К пассивным доходам, имеющим однотипный и регулярный характер, относятся, например, периодически (неоднократно) выплачиваемые проценты по кредитным соглашениям и депозитным вкладам, корреспондентским или текущим счетам, дивиденды по акциям, платежи за использование авторских прав (роялти) или по лизинговым контрактам. 
 
     Что касается "активных" доходов (доходов, связанных с осуществлением нерезидентом самостоятельно или через третьих лиц, какой-либо деятельности в Российской Федерации), то сделать предварительный вывод о том, приведет ли конкретная деятельность иностранного лица к возникновению налоговых обязательств в Российской Федерации, т.е. к образованию постоянного представительства, или о том, что доходы от такой деятельности подпадают под освобождение в соответствии с конкретным соглашением, можно лишь в ограниченных случаях. 
 
     Исходя из изложенного предварительное освобождение иностранных компаний от налогообложения по активным доходам в Российской Федерации возможно только в строго ограниченных случаях, предусмотренных в соглашениях об избежании двойного налогообложения. 
 
      Предварительное освобождение иностранной компании, не имеющей российского идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), от налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской Федерации (активным доходам) может быть предоставлено в случае, если такая деятельность прямо указана в конкретном соглашении об избежании двойного налогообложения как не приводящая к образованию постоянного представительства или как не подлежащая налогообложению в Российской Федерации деятельность (например, международные перевозки). Если иностранная организация с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации существуют действующие соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, осуществляет деятельность в Российской Федерации через свои отделения и состоит на учете в налоговом органе с присвоением ИНН, то удержание налогов у источника выплаты, за исключением случаев, прямо предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации (дивиденды, проценты по государственным ценным бумагам), не производится. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы. 
 
Законодательные и нормативно-правовые акты 
 
1)Консультант- плюс: Высшая школа. Программа Информационной поддержки Российской науки и образования, 2009 г. 
 
2)НКРФ (Часть 2) Глава 25, статья.306- 309, 2009 г 
 
3)НКРФ (часть 2) глава 25, статья. 284, 2009 г 
 
4)НКРФ (часть2) глава 25,статья. 310,ст 312 
 
5) Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц",  1995 г. 
 
6) Приказ МНС РФ «Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций» от 7 апреля 2000 г. 
 
7) Федеральный закон от 10.01.2009 « О внесении изменений  в закон РФ о налоге на прибыль предприятий и организаций» 
 
8)Андреев В.Д. Налог на прибыль: судебная практика. Комментарии. Рекомендации. Риски и возможности. 2007, 747ст. 
 
9) Балашов Ю.Г.-  Оффшорный бизнес за рубежом и в России. М.: 2008,231 ст. 
 
10)Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право в схемах. – М.: Аналитика-Пресс, 2006, 253 ст. 
 
11)Брызгалин А.В.   Налоги и налоговое право: Учебное пособие – М.: Аналитика-Пресс, 2007, 192 ст. 
 
12)Буряковский Н.М.- Налоги:  Учебное пособие. - Днепропетровск: 2007, 174 ст. 
 
13)Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. (Учебник),006, 634ст. 
 
14) Глухов В.В., Дольдэ И.В. «Налоги. Теория и практика». Санкт-Петербург «Специальная литература» 2006 год, 234 ст. 
 
15) Гулаев В.А. «Налоги принимаем даже наличными». / Экономика и жизнь, 2006 год,364 ст. 
 
16)Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б.- Налоги и налогообложение в Российской Федерации. (Учебник) ,2004, 512ст. 
 
17)Евстигнеев  Е.Н. -  Налоги, налогообложение и налоговое законодательство  ,2001. 336ст. 
 
18) Журнал "Все о налогах" , 2006, 31 ст.  
 
19)Зверховский В.А. «Изменения в налоговом законодательстве. Произведенные и предстоящие». 2007 год, 145 ст 
 
20)Зрелов А.П.  Новое в Налоговом кодексе. Комментарий к изменениям, вступившим с силу в 2008г., 120ст.    
 
21) Кашин П.С. «Налоговая стратегия для чрезвычайного бюджета». 2006г г, 256 ст. 
 
22)Красноперова О.А.- Справочник спорных ситуаций по налогу на прибыль организаций,2008, 248ст. 
 
23) Лайкам К.М. «Оптимизация распределения налогов между федеральными и региональными уровнями бюджетной системы.»,2008г, 115 ст.  
 
24)Макарова В.И. Актуальные вопросы исчисления налогооблагаемой прибыли. 2008г,34 ст. 
 
25)Мартынов А.В. Прибыль -  источник поступлений бюджета и развития предприятий 2007 , 123 ст. 
 
26)Матузова Н.И.  - Теория государства и права . Курс лекций / - М.: Юристъ,2007, 134 ст. 
 
27)Мешалкин В.К.- Налоговые споры. НДС и налог на прибыль. 2008, 210ст.   
 
28)Миляков Н.В. -Налоги и налогообложение. (Учебник) 2006, 5-е изд., 509ст. 
 
29)Никонов А.А. Особенности заполнения справки к расчету по налогу на прибыль  – 2008, 34 ст. 
 
30)Новоселов К.В. Налог на прибыль 2008-2009, 2-е изд., 424ст. 
 
31)Павлова Л.П.  -Вопросы теории и практики исчисления и взимания налогов: Учебное пособие – М.: изд-во Фин. Акад. при Правительстве РФ, 2008,121 ст. 
 
32)Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации,2006, 7-е изд, 592ст. 
 
33)Перов А.В., Толкушкин А.В. -Налоги и налогообложение. (Учебное пособие),2006, 5-е изд., 720ст.  
 
34)Перонко И.А., Сопкин П.Т. Налогообложение прибыли предприятий и организаций, 2007, 354 ст. 
 
35)Прудников В.М. -  Налоговая система РФ: Сборник нормативных документов. – М.: ИНФРА-М. - 2009 ,608 ст. 
 
36)Романовский М.В. , Врублевская О.В. - «Налоги и налогообложение» Питер ,2006. 576ст. 
 
37)Скворцов О.В., Скворцова Н.О. -Налоги и налогообложение. (Учебное пособие ), 2007, 240ст.  
 
38)Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение. (Учебное пособие) ,2007, 496ст. 
 
39)Соболева Г.В. Как минимизировать налог на прибыль.  Питер, 2007, 176 ст. 
 
40)Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь. М.: Юристъ,2006, 653 ст. 
 
41)Филина Ф.Н. -Налоги и налогообложение в Российской Федерации. (Учебное пособие) ,2009, 424ст. 
 
42) Черник Д.Г. и др. «Налоги: учебное пособие». Москва «Финансы и статистика» 2008 год,127 ст. 
 
43)Шувалова Е.Б, Шувалов А.Е. Налоги и налогообложение. (Учебное пособие) ,МФПА, 2006, 149ст. 
 
44)Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2008 ,429 ст. 

 

 

 

Приложение 1 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Приложение 2 
 
Общая ставка по налогу на прибыль организаций

 
Размер налоговой ставки

 
Основание

 
в федеральный бюджет

 
в бюджеты субъектов  РФ

 
итого

 
2%

 
18%1

 
20%

 
п. 1 ст. 284 НК РФ


 
 
Приложение 3 
 
Специальные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций 
 

 
Операции

 
Виды доходов

 
Размер налоговой ставки3

 
Основание

 
Получение дохода по отдельным видам долговых обязательств

 
Доходы в виде процентов по государственным  и муниципальным облигациям, выпущенным до 20 января 1997 года включительно

 
0%

 
подп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы в виде процентов  по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, выпущенным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III

 
0%

 
подп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ

 
Доходы в виде процентов по муниципальным  ценным бумагам, выпущенным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года

 
9%

 
подп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ

 
Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007 года

 
9%

 
подп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ

 
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года

 
9%

 
подп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ

 
Доходы в виде процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных выше, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами РФ)

 
15%

 
подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ

 
Доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам, полученным в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации и размещенным за пределами РФ4

 
15%

 
подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ

 
Доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным после 1 января 2007 года

 
15%

 
подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ

 
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученные на основании приобретения ипотечных  сертификатов участия, выданных управляющим  ипотечным покрытием после 1 января 2007 года

 
15%

 
подп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ

 
Получение дивидендов

 
Дивиденды, полученные российскими  организациями от зависимых лиц5

 
0%

 
подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ

 
Дивиденды, полученные российскими  организациями в других случаях

 
9%

 
подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ

 
Дивиденды, полученные иностранными организациями от российских организаций6

 
15%

 
подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ

 
Получение иностранными организациями  дохода, не связанного с деятельностью  в РФ через постоянные представительства

 
Доход от использования, содержания или  сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок

 
10%

 
подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ

 
Все другие доходы, подлежащие налогообложению (кроме доходов, указанных выше)

 
20%

 
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ


 
Законами субъектов РФ налоговая ставка может быть понижена для: 
– отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 процента (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ); 
– организаций – резидентов особой экономической зоны, но не ниже 13,5 процента в части прибыли от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны. При этом должен быть организован раздельный учет доходов и расходов (абз. 5 п. 1 ст. 284 НК РФ). 
Информация о пониженных ставках налога на прибыль, установленных в различных субъектах РФ, приведена в письме Минфина России от 28 сентября 2009 г. № 01-02-03/03-334. 
 
Применяют организации, которые не перешли на уплату ЕСХН и соответствуют критериям, установленным в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ. 
 
Весь налог, исчисленный по специальным налоговым ставкам, зачисляется в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ). 
 
Ставка налога в размере 15 процентов применяется, если получателем дохода является первичный владелец государственных ценных бумаг РФ. В противном случае ставка налога составляет 20 процентов. 
 
Зависимым лицом признается организация, которая одновременно удовлетворяет следующим условиям: 
– на дату решения о выплате дивидендов организация – получатель дивидендов не менее 365 календарных дней подряд владеет не менее чем 50 процентами вклада (долей) в уставном (складочном) капитале организации, выплачивающей дивиденды; 
– стоимость вклада (долей), которым владеет организация – получатель дивидендов, превышает 500 000 000 руб.; 
– местонахождением организации, выплачивающей дивиденды, не является территория государства, включенного в перечень офшорных зон, утвержденных приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н. 
 
Такая ставка применяется только в том случае, если соглашением об избежании двойного налогообложения с соответствующим иностранным государством не установлена более низкая ставка. Условием для применения более низкой ставки является подтверждение иностранной организацией своего постоянного местонахождения в стране, с которой у России имеется такое соглашение (п. 3 ст. 310, ст. 312 НК РФ).


Информация о работе Налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц