Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме «Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов, потому что налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. НАЛОГИ.ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ……………….………………………….………...…...5
1.1. Понятие «налог» и его сущность……...……….…………………………...5
1.2. Экономическое содержание налога……………………………………....……………….……..……………..10
ГЛАВА II. НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ В ОБЩЕСТВЕ……..………………….17
2.1. Налоговое бремя: его сущность и проблемные аспекты…………...........17
2.2. Проблема распределения налогового бремени в обществе…………….. 22
Заключение……………………………………………………………………… 27
Список используемой литературы. 31

Файлы: 1 файл

курсач Любимская.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории, предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений; реализуют то или иное значение налога, во взаимодействии образуя систему; предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране.

2 Рассмотрим суть и механизмы налоговых функций.

1) Фискальная функция (от  лат. Fiscus – фиск, т.е государственная казна) является основной функцией налога. Она носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему законодательству обязаны платить налоги; характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. Благодаря этой функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП, происходит огосударствление строго необходимой части ВВП. Именно она предопределяет появление и проявление других функций налога.

2) Распределительная функция  – функция, выражающая экономическую  сущность налога как особого  централизованного, фискального инструмента  распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

3) Стимулирующая функция  – оказывает воздействие на  сам процесс воспроизводства. Её  практическая реализация осуществляется  через систему налоговых ставок, льгот, вычетов, кредитов, финансовых  санкций и налоговых преференций. Как и распределительная, она  направлена на обеспечение устойчивого  развития как экономики в целом, так и отдельного хозяйствующего  субъекта; в основном посредством  определенной мотивации хозяйствования  ориентирована на микроэкономические  процессы.

4) Контрольная функция  – тесно связана с распределительной  и фискальной функциями. Механизм  ее проявляется в проверке  эффективности хозяйствования и  в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет, препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством; она обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций.

Недостаточно обоснованным представляется объединение некоторыми экономистами распределительной, стимулирующей и контрольной функций в одну регулирующую функцию или выделение регулирующей функции в качестве дополнительной пятой функции налогов. Хотя, безусловно, с того момента, как государство стало выступать активным участником организации хозяйственной жизни общества, появилось и налоговое регулирование. Действительно налоговое регулирование неразрывно связано с воспроизводственным процессом в целом и развитием отдельных отраслей и сфер.

2 Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государственный взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.

 

Таблица 2.Классификация налогов

Классификации

налогов

Виды налогов

по принадлежности к

уровню власти

государственные

местные

по субъекту уплаты

налоги, взимаемые только с юридических лиц

налоги, взимаемые только с физических лиц

налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц

по принадлежности к звеньям бюджетной

системы

закрепленные

регулирующие

по методу взимания

прямые

косвенные

по способу обложения

налоги, взимаемые у источника

налоги, взимаемые по декларации

налоги, взимаемые по кадастру

по применяемой ставке

пропорциональные

прогрессивные

регрессивные

но назначению

общие

специальные

по источнику обложения

налоги, уплачиваемые из прибыли

налоги, уплачиваемые за счет издержек

налоги, относимые на уменьшение

финансового результата

налоги, уплачиваемые с общей суммы выручки

по объекту обложения

реальные (имущественные)

ресурсные (рентные)

личные

вмененные

взимаемые с фонда оплаты труда


 

Выводы: классификация налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования. Особое значение имеет деление налогов на прямые и косвенные. Соотношения налогов в части властных полномочий позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента регулирования межбюджетных отношений.

 

 

 

 

 

Глава 2. Налоговое бремя в обществе.

2.1. Налоговое бремя: его сущность и проблемные  аспекты.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом или отдельного налогоплательщика.

6Понятие налогового бремени возникло фактически одновременно с появлением налогов. Еще в XVIII в. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижении налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог».

Первые упоминания о количественной оценке показателя налогового бремени и его давлении на экономику относятся также к XVIII в. Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705-1771), немецкий экономист, внесший существенный вклад в развитие финансовой науки, определил налоговое бремя на макроуровне как соотношение между бюджетом и национальным доходом государства. При этом Ф. Юсти указывал, что бюджет страны не должен расходовать более 1/6 части национального дохода .

11 Налоговое бремя следует рассматривать с двух позиций:

- во-первых, как форму  монопольной цены совокупных  общественных благ, в которой  выражается мера стоимости (ценности) государственных услуг по отношению  к источникам уплаты налогов;

- во-вторых, как расчетный  показатель количественного измерения ценовых параметров оценки услуг государства по принятой методике.

Сущность налогового бремени как формы монопольной цены услуг государства выражается в следующем. Государство, будучи единственным «продавцом» общественных благ и предъявителем спроса на налоги (на государственные расходы), заинтересовано в максимальном уровне налогов, объемах и темпах роста налоговых поступлений. Налогоплательщики, как вынужденные «покупатели» государственных услуг, от которых исходит предложение финансовых ресурсов для налогообложения, заинтересованы в получении больших общественных благ (особенно, социального характера) при минимальных налогах (минимальной цене за эти услуги). Основные направления применения налогового бремени представлены на рис. 4.

 

Направления применения показателя

налогового бремени


 

Разработка

налоговой

политики

 

Сравнительный анализ налоговой нагрузки

 

Формирование социальной

политики

 

Индикатор

экономического поведения

хозяйствующих субъектов


 

Рис. 3. Основные направления применения показателя налогового бремени

 

7Роль и значение показателя налогового бремени состоят в следующем.

Во-первых, данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и ликвидируя старые, изменяя налоговые ставки и льготы, государство обязано определить и не переступить предельно допустимые уровни давления на экономику, за границами которых могут возникнуть негативные экономические процессы. Показатель налогового бремени на макроуровне используется государством также для прогноза доходов бюджета, развития налоговой базы в целом по экономике страны и оценки эффективности влияния налоговой системы на социально-экономическое развитие.

Во-вторых, исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций и в конечном счете о переливе капитала.

В-третьих, показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.

В-четвертых, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов .

9 Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макро- и микроуровне.

Налоговое бремя на экономику представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью налогов.

Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.

Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, поскольку в большинстве стран именно этот налог является единственным налогом, который уплачивается непосредственно работником.

Методика определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и полученного им дохода .

Налоговое бремя никогда не исчерпывается только суммой уплаченного налога, налогоплательщик всегда несет ряд затрат, связанных с выполнением своих обязательств. К таким затратам, в частности, относятся:

- затраты на содержание  штата бухгалтеров и консультантов;

- затраты, связанные с  уплатой штрафных санкций в  результате нарушения налогового  законодательства;

- судебные издержки в  случае нарушения прав налогоплательщиков, предусмотренных НК РФ.

Кроме того, уплата налогов может потребовать заблаговременной мобилизации денежных средств, в результате чего возникнет необходимость привлечь кредитные ресурсы, что предусматривает уплату соответствующих процентов.

Измерить в денежном эквиваленте дополнительные финансовые затраты налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов, не представляется возможным, в связи с чем при определении налогового бремени используется только сумма фактически уплаченных налогов .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проблема распределения  налогового бремени в обществе

5К настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.  
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы,

выплачивают большие налоги и наоборот. Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.

Поэтому на практике решение названных проблем обычно основано на импирическом подходе, учитывающим приоритеты социально – экономической политики государства, расклад политических сил в стране и остроту потребностей правительства в финансовых ресурсах .

Информация о работе Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе