Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Налоговый менеджмент выполняет специфическую функцию в системе управления хозяйствующего субъекта, и является в силу этого оной из подсистем внутрифирменного (корпоративного) менеджмента. Его можно охарактеризовать, как управление налогами предприятий-налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения с государством в процессе перераспределения доходов хозяйствующих бюджетов и формировании доходов бюджета.
Предметом налогового менеджмента, является налоговая политика, определяющая уровень налогообложения, и ее практическая реализация.

Содержание работы

1.Сущность и принципы корпоративного налогового менеджмента
2. Упрощенная система налогообложения на основе патента в РТ

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 32.94 Кб (Скачать файл)

Налоги и налогообложение .  7 вариант.

1.Сущность и принципы  корпоративного налогового менеджмента

2. Упрощенная система  налогообложения на основе патента  в РТ.

 

1.Сущность и  принципы корпоративного налогового  менеджмента

Налоговый менеджмент выполняет  специфическую функцию в системе  управления хозяйствующего субъекта, и является в силу этого оной из подсистем внутрифирменного (корпоративного) менеджмента. Его можно охарактеризовать, как управление налогами предприятий-налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения  с государством в процессе перераспределения  доходов хозяйствующих бюджетов и формировании доходов бюджета.

Предметом налогового менеджмента, является налоговая политика, определяющая уровень налогообложения, и ее практическая реализация.

Основным объектом налогового менеджмента, являются хозяйствующие  субъекты – налогоплательщики.

Информационная база налогового менеджмента формируется в системе финансового, налогового и управленческого учета. Это, в частности, обусловливает  тесную взаимосвязь налогового менеджмента  с такими подсистемами управления, как финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, управление затратами.

Российский налоговый  менеджмент – специфическая подсистема внутрифирменного планирования. Это  объясняется рядом обстоятельств.

- Большинство российских  налоговых реалий не являются  отечественным изобретением, ввиду  относительной молодости федеральной  налоговой системы. Вместе с  тем в налоговом менеджменте  меньше, чем в какой-либо другой области, возможно заимствование зарубежных способов и приемов.

- Молодость отечественной  налоговой практики отражается  на деятельности российских судов,  которые в спорных вопросах  принимают решения на основе  анализа законодательства и конкретных  норм узкого действия, в то  время как зарубежные суды (например, США) чаще анализируют сущность  отношений, операций и бизнеса  в целом.

- Эта область знаний  чрезвычайна, изменчива, что связано  с изменчивостью налогового законодательства.

- Сложившиеся налоговые  реалии (двусмысленность и противоречивость  правовых норм, а также практика  обратной силы, заметно потерявшие  в последние годы свои позиции,  но не истребленные полностью)  не способствуют стабильности  предпринимательской деятельности, в то же время создают большое поле деятельности для налогового менеджмента.

- Парадоксы российской  деловой культуры обусловливают,  противоречивость отечественного  налогового менеджмента: с одной  стороны целью бизнеса является  прибыль, с ругой стороны, в  отечественной практике принимаются  немалые усилия для минимизации  прибыли с целью минимизации  налоговых издержек.

- Налоговый менеджмент  должен исходить из тесной  взаимосвязи налогов и учитывать  их сбалансированность: уменьшение  одних налогов зачастую приводит  к увеличению других и наоборот (например, уменьшение НДС, приводит к увеличению налогооблагаемой базы по прибыли).

           -  Официальная налоговая статистика не отличается большой достоверностью в силу высокого удельного веса теневых операций, в ней отражаемых. Вследствие этого для целей налогового менеджмента практически бессмысленны межхозяйственные сравнения по официальным данным; сравнительные оценки и расчет ориентировочных коэффициентов по реальным оборотам, не представляются возможными на сколько-нибудь представительной выборке из-за конфиденциальности этой информации.

Учитывая, что предпринимательская  деятельность осуществляется не ради налогов, а ради прибыли, результатом  налогового менеджмента должна быть оптимизация общего уровня налоговых  издержек. В мировой практике известны три варианта возможной налоговой  политике предприятия:

- нелегальная, предполагающая уклонение от уплаты налогов, на основе сознательного использования уголовно-наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности;

- легальная, основанная  на корректировке хозяйственной  деятельности и методов ведения  учета и использования возможностей, предоставленных законодательством;

-полулегальная, использующая  коллизии, недоработки, противоречия, действующих законов и подзаконных  актов.

Корпоративный налоговой  менеджмент – неотъемлемая часть  финансово-хозяйственной деятельности организаций, законное средство уменьшения налогового бремени налогоплательщика. В настоящее время налоговый  менеджмент ограничен целями и задачами бюджетной политики государства. Это  выражается в правовом регламенте доходов  и расходов организации, методов  формирования налоговой базы по основным налогам, ценообразовании на сырье  и др.

По мере роста качественных и количественных параметров бизнеса, он становится все более сложным  организмом, который нуждается в  структурированной форме управления финансовыми и налоговыми отношениями  для отработки возрастающего  потока информации.

Корпоративный налоговый менеджмент вносит прямой вклад в прибыльность бизнеса, оптимизацию налоговых обязательств. Поиск путей оптимизации налоговых платежей, представляет собой одно из направлений налогового планирования, осуществляемого в интересах бизнеса.

Корпоративный налоговый  менеджмент, как составная часть  общего налогового менеджмента состоит  из структурных элементов:

  1. Организация налогового процесса – как общий элемент;
  2. Налоговое планирование;
  3. Налоговый учет
  4. Налоговый контроль.

Функциональная структура  корпоративного налогового менеджмента  будет выглядеть следующим образом. (Рисунок 1)

Рис.1 Функциональная структура  корпоративного налогового менеджмента

 

Корпоративное планирование – это законный способ обхода налогов, с использованием предоставляемых  законом льгот, и приемов сокращения налоговых обязательств. Основной целью  налогоплательщика должно являться не противостояние фискальной системе  государства, а собственно высвобождение  активов для дальнейшего их использования  в экономической деятельности.

В своей деятельности хозяйствующие  субъекты, всегда стремятся максимизировать  свой доход и прибыль, а это  может совпасть с минимизацией налоговых  отчислений. Но в целом субъектов  интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат. С этой позиции основной задачей  является выбор варианта уплаты налогов, позволяющих оптимизировать систему  налогообложения.

Основами налогового планирования являются:

- Учет основных направлений развития налоговой, бюджетной, инвестиционной политики государства;

-  Разработка учетной  политики предприятия и договорных  компаний с учетом налоговых  последствий;

- Правильное и полное  использование всех установленных  законом льгот, освобождений от  налогов, и исполнение обязанностей  налогоплательщика;

- Оценка возможностей  получения отсрочек и рассрочек  по уплате налога, а также различных  налоговых и инвестиционных налоговых  кредитов.

Налоговое планирование является частью финансового планирования, и  подчиняется следующим принципам:

  • Уменьшение налогов – способ улучшения финансового состояния предприятия и повышения  инвестиционной привлекательности, который, прежде, чем его применять следует оценить с точки зрения общих финансовых результатов;
  • Последствия применения одних и тех же способов минимизации не одинаковы для разных объектов, и даже для условий работы предприятий в разные периоды, поэтому необходимы расчеты прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и свободной прибыли;
  • Снижать налоги, до тех пор целесообразно, пока расчеты показывают, что это дает свободный прирост прибыли, уменьшение налога на прибыль, экономически обосновано в случае роста общей прибыли в последующие периоды;
  • Принцип разумности означает, что «все хорошо, что в меру». Применение необдуманных приемов будет иметь только одно последствие: государство таких действий не прощает. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей;
  • Нельзя строить способ оптимизации налогообложения на основе зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах законодательства;
  • Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслям права (гражданском, банковском, и других);
  • Принцип комплексного расчета экономии потерь. При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом;
  • При выборе способа налоговой оптимизации, связанного с привлечением большого круга лиц, необходимо руководствоваться принципом «золотой середины»: сотрудники с оной стороны должны, четко представлять себе свою роль в операции, а с другой стороны не должны осознавать ее цели и мотивы;
  • При выборе способа налоговой оптимизации уделяется пристальное внимание документальному оформлению операций;
  • Принцип конфиденциальности, который означает, что при использовании методов налоговой оптимизации необходимо соблюдать конфиденциальность. Распространение сведений об удачно проведенной минимизации налогов, может иметь ряд негативных последствий;
  • Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов)

 

 

2. Упрощенная система  налогообложения на основе патента  в РТ.

 

Упрощенная система налогообложения (далее УНС) на основе патента, особый  вид специального налогового режима. В отличие от других, режимов, которые были ориентированы на малый бизнес, УСН на основе патента предназначена для применения микробизнесом, т.е. ля применения ИП с ограниченным штатом работников.

УСН на основе патента является широко известным в налоговой  теории видом налогообложения потенциального  (вмененного, предполагаемого налога). В РФ, кроме УСН на основе патента  существуют и другие подобные налоги и режимы, например -  ЕВНД по отдельным видам деятельности. Всех их объединяет, что при налогообложении потенциального объекта, используются косвенные методы расчета налоговых обязательств, в противоположность стандартной системы налогообложения, основанной на данных учета. С 1-го января 2003 года была введена в действие глава 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения».

Главным недостатком этой системы была невозможность использования  труда наемных работников. Трудно представить вид деятельности , где индивидуальный предприниматель может выполнить все функции самостоятельно. Другим недостатком являлось, и до сих пор является, ограничение , согласно которому можно приобрести патент только на один вид деятельности.

Эти недостатки привели к  тому, что УСН на основе патента  не завоевало популярности, сравнимой  режимами УСН с объектом налогообложения  в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Федеральный закон №155-ФЗ от 22.07.2008 разрешил использовать тру  наемных рабочих, с 01.01.2009 года установив  ограничение на среднесписочную численность работников (не более 5 человек), а также определил список видов деятельности, для которых предусмотрен патент. В результате к концу 2009 года количество купивших патент, выросло в 4 раза.

Федеральным Законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в  части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2013г. из Налогового кодекса исключается  статья 346.25.1. «Особенности применения упрощенной системы налогообложения  индивидуальными предпринимателями  на основе патента» и вводится новая  Глава 26.5. «Патентная система », которая устанавливает новый порядок организации налогового администрирования налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента.

В соответствии с новым  порядком патент выдается по выбору индивидуального  предпринимателя на период от одного до 12 месяцев в пределах календарного года.

Налогоплательщиками могут  являться индивидуальные предприниматели  с числом занятых не более 15 человек, с годовым оборотом до 60 млн. руб.

Налогоплательщики патентной  системы налогообложения освобождены  от представления налоговой декларации в налоговые органы. При этом они  обязаны вести учет доходов от реализации в книге учета доходов, которая представляется в налоговые  органы при уплате оставшейся стоимости  патента.

Новым Законом предполагается, что порядок оплаты патента будет  зависеть от срока его действия: если патент получен на срок до 6 месяцев, придется оплатить его в полном размере  не позднее 25 календарных дней после  начала осуществления деятельности, если на срок от 6 месяцев до календарного года - 1/3 суммы налога также не позднее 25 календарных дней после начала осуществления деятельности, а оставшиеся 2/3 - в срок не позднее 30 календарных дней до дня окончания налогового периода. Норма, касающаяся возможности уменьшения стоимости патента на страховые взносы, в проекте отсутствует. Индивидуальный предприниматель, утративший право на применение патентной системы налогообложения или прекративший деятельность, в отношении которой применялась данная система налогообложения до окончания срока действия патента, вправе вновь перейти на нее не ранее чем со следующего календарного года. 
Предлагаемый порядок оплаты стоимости патента существенно упрощает процесс контроля со стороны налоговых органов за деятельностью индивидуального предпринимателя, применяющего УСН на основе патента, а также за отплатой стоимости патента в бюджет, т. к. новым порядком оплата всей стоимости предусмотрена в период действия патента.

Законом РТ от 29.09.2012 N 65-ЗРТ "О  введении на территории Республики Татарстан  патентной системы налогообложения" (принят ГС РТ 13.09.2012) с 1 января 2013 года на территории Республики Татарстан  введена патентная система налогообложения.

По каждому виду предпринимательской  деятельности установлен размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на единицу физического показателя деятельности индивидуального предпринимателя  и максимального потенциально возможного годового дохода. В случае, если величина физического показателя деятельности индивидуального предпринимателя превышает единицу, размер потенциально возможного к получению годового дохода увеличивается кратно количеству физического показателя деятельности индивидуального предпринимателя и не может превышать максимального размера потенциально возможного к получению годового дохода по данному виду деятельности.

Информация о работе Налоги и налогообложение