Налоги и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Государство использует для косвенного воздействия на экономику и формирования своих доходов целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект – налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок введения налога, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность налога и др.

Содержание работы

1.Классификация налогов
2. Порядок декларирования доходов, полученных физическими лицами.
3.Сельскохозяйствнный налог
4.Способы взимания налогов

Файлы: 1 файл

таможенные платежи.docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Классификация налогов

2. Порядок декларирования доходов, полученных физическими лицами.

3.Сельскохозяйствнный налог

4.Способы взимания налогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация налогов

Государство использует для  косвенного воздействия на экономику  и формирования своих доходов  целую совокупность налогов, которая  требует своего упорядочения и классификации  – группировки налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать различные признаки: способ взимания налогов, субъект – налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий налоги, порядок введения налога, уровень бюджета, в который зачисляется налог, целевая направленность налога и др.  
В зависимости от метода установления налогов и способа их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.  
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли (дохода). Косвенные налоги связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно, они взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.  
Внутри этой классификации тоже имеются подразделения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.  
Прямыми реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта обложения. К их числу относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.  
Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.  
Второй вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.  
Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:  
1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;  
2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок)  
3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).  
При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами.  
Налоговая система РФ согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.  
Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены ст. 13 Налогового кодекса РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.  
Региональными признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.  
Местными признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.  
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только Кодексом.  
Кроме того, не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.  
Налоговым Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст.ст. 13 - 15 Кодекса.  
  К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.  
К специальным налоговым режимам, согласно ст. 18 Налогового кодекса РФ, относятся:  
1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 261 НК РФ);  
2. упрощенная система налогообложения (глава 262 НК РФ);  
3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 263 НК РФ);  
4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава264 НК РФ).  
  Любое разбиение налогов на определенные группы может носить только условный характер, так как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают комплексное воздействие на всю гамму экономических отношений. Поэтому при отнесении того или иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок декларирования доходов, полученных физическими лицами

Согласно статьям 227 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации декларируют  доходы следующие категории граждан:

  • физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученным от осуществления такой деятельности;
  • нотариусы и адвокаты, занимающиеся частной практикой, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
  • физические лица - исходя из сумм вознаграждений, которые они получили от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, по заключенным с ними гражданско-правовым договорам, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
  • физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности;
  • физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получившие доходы из источников, находящихся за пределами Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих,- исходя из сумм таких доходов.  В случае если в течение налогового периода статус физического лица меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, такое лицо в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса не признается плательщиком налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса налогового нерезидента, такое лицо не имеет;
  • физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами (например, доход выдан в натуральной форме и денежных выплат физическому лицу в этом налоговом периоде больше не производилось), - исходя из сумм таких доходов;
  • физические лица, получившие выигрыши от игры в лотерею, в игре на тотализаторе и в других основанных на риске играх, - исходя из сумм таких выигрышей;
  • физические лица, получившие доходы от владения объектами интеллектуальной собственности (в сфере науки, искусства, литературы, открытий или изобретений), - исходя из суммы такого дохода;
  • физические лица, получившие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения от физических лиц, не являющихся их членами семьи или близкими родственниками (в соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 Семейного Кодекса Российской Федерации).

 

 

Налогоплательщики - граждане России, входящие в эти категории, представляют декларацию в территориальный  налоговый орган по месту своей  регистрации не позднее 30 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом. Иностранные граждане представляют декларацию в МИФНС №47. 

 

Налогоплательщики – физические лица делятся на  налоговых резидентов и нерезидентов. 

 

Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся  в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих  подряд месяцев. 

 

Период нахождения физического  лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы  нашей страны для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения  или обучения. Исключаются из периода  нахождения на территории РФ дни служебных  командировок за рубеж, выезды за границу  по семейным обстоятельствам. День отъезда  за рубеж и день приезда на территорию России считаются днями нахождения в РФ. 

 

Для граждан Республики Беларусь установлен особый порядок определения  статуса резидента в целях  налогообложения их доходов, полученных от российских организаций. При заключении с российской организацией трудового  договора на срок не менее 183 дней доходы белорусского гражданина нужно облагать по ставке 13%. 

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление и уплату налога производят самостоятельно исходя из сумм таких доходов. 

Статья 229 Кодекса предусматривает  обязанность указанной категории  налогоплательщиков представить налоговую  декларацию в налоговый орган  по месту жительства в отношении  доходов, полученных за истекший налоговый  период от источников за пределами  Российской Федерации. 

 

Ставка налогообложения  доходов налоговых резидентов установлена:

  • в размере 13%;
  • в размере 35%  в отношении следующих доходов: стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, превышающих 4000 руб.

 

 

Ставка налогообложения  доходов нерезидентов от источников в Российской Федерации установлена  в размере 30% (пункты 1 и 3 статьи 224 НК РФ). 

Поскольку налоговый период для годовой налоговой декларации заканчивается 1 января следующего года, это означает, что основанием для  исчисления НДФЛ и определения налогового статуса является календарный год, за который подается налоговая декларация.  

Федеральным законом от 27.12.2009 № 368-ФЗ и Приказом 145н Налоговый  Кодекс РФ дополнен новой нормой. Согласно этой норме от налогообложения освобождаются  доходы, полученные физическими лицами — налоговыми резидентами РФ от продажи иного имущества при  условии, что оно находилось в  собственности три года и более. Таким образом, физические лица, которые  в 2009 году продали имущество, находившееся у них в собственности три  года и более, освобождаются от подачи декларации. 

Обратите внимание: данная норма не распространяется на доходы, которые получены физическими лицами от реализации ценных бумаг, а также  на доходы от продажи имущества, непосредственно  используемого индивидуальными  предпринимателями в предпринимательской  деятельности. 

Приказом ФНС РФ от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@ утверждена новая форма  налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ). Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или его уполномоченным (законным) представителем, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.  

 

К декларации прилагаются  также следующие документы:

  1. копии всех страниц паспорта,
  2. справка от работодателя о доходах, полученных за пределами РФ, в свободной форме с обязательным указанием конкретной даты по каждой выплате,
  3. нотариально заверенная доверенность, если физическое лицо предоставляет декларацию через уполномоченного (законного) представителя,
  4. все подтверждающие документы на предоставление вычетов, если право на таковые имеется. 

 

 

Физические лица, не обязанные  подавать декларацию, имеют право  ее представить по собственной инициативе. Декларация, в частности, может быть подана для получения:

  • стандартных налоговых вычетов на налогоплательщика и  вычеты на детей (в случае, если в течение налогового периода они налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем это предусмотрено ст. 218 НК РФ). Вычет можно применять до тех пор, пока доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года), не превысит 280 000 руб.
  • социальных налоговых вычетов. С 1 января 2009 г. доходы можно уменьшить на суммы уплаченных физическим лицом дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". 

Налогоплательщик имеет  право на получение социальных налоговых  вычетов: 

 

-- при перечислении доходов  налогоплательщиком на благотворительные  цели в виде денежной помощи -  в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде;  

 

-- уплаченные суммы налогоплательщиком  на свое обучение в размере  фактически произведенных расходов  на обучение, но не более 120 000 рублей, а также суммы, уплаченные  налогоплательщиком-родителем за  обучение своих детей в возрасте  до 24 лет, но не более 50 000 рублей  на каждого ребенка в общей  сумме на обоих родителей; 

 

-- уплаченные суммы налогоплательщиком  на лечение и медикаменты - общая сумма социального налогового  вычета, не может превышать 120 000 рублей, а по дорогостоящим  видам лечения сумма налогового  вычета принимается в размере  фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов  лечения утверждается постановлением  Правительства Российской Федерации.  

 

-- по расходам на негосударственное  пенсионное обеспечение и добровольное  пенсионное страхование. Введен  с 1 января 2008 г., но применяется  к правоотношениям, возникшим  в 2007 г. Применяют налогоплательщики:

* те, кто платит пенсионные  взносы по договору (договорам)  негосударственного пенсионного  обеспечения, заключенному (заключенным)  с негосударственным пенсионным  фондом;

* те, кто платит страховые  взносы по договору (договорам)  добровольного пенсионного страхования,  заключенному (заключенным) со страховой  организацией. 

 

  • имущественных налоговых вычетов при продаже или приобретении имущества или жилья, указанного в свидетельстве о государственной регистрации права.  
     
    Если имущество или жильё находилось в собственности налогоплательщика более трех лет, то вычет предоставляется в полной сумме, полученной от его продажи (абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ). Если менее трех лет, то в сумме, не превышающей 1 000 000 руб., полученной от продажи жилой недвижимости и земельных участков, и 250000 руб. при продаже иного имущества (абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).  
    При приобретении на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома предоставляется вычет в размере, не превышающем 2000000 руб.  
    Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования. Повторное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета не допускается.
  • профессиональных налоговых вычетов по доходам, полученным за выполнение работ (оказание услуг) по договорам гражданско-правового характера, а также авторским вознаграждениям или вознаграждениям за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждениям авторам открытий, изобретений и промышленных образцов (если такие вычеты не были предоставлены налоговыми агентами).

Информация о работе Налоги и их классификация