Налог на доходы физических лиц и актуальные проблемы его администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель итоговой работы заключается в разработки рекомендаций по совершенствованию оценки налогового потенциала региона.
В процессе рассмотрения данной работы были выдвинуты следующие задачи исследования:
раскрыть сущность налога на доходы физических лиц;
осуществить анализ поступлений НДФЛ в бюджет Республики Бурятия за 2012-2014 гг. и
определить основные проблемы администрирования налога на доходы физических лиц и пути его совершенствования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Виды и условия предоставления имущественных налоговых
вычетов. 4
Виды имущественных налоговых вычетов. 4
1.2 Особенности и условия предоставления имущественных налоговых вычетов. 6
Глава 2. Практика в предоставлении имущественных налоговых
вычетов 14
2.1 Практика в предоставлении имущественных налоговых
вычетов 14
Заключение 16
Библиографический список 17

Файлы: 1 файл

Итоговая работа.docx

— 61.79 Кб (Скачать файл)

В результате сложившегося положения становится сложно учесть получаемые гражданами доходы, выявить нарушения налогового законодательства, и обеспечить полноту уплаты ими НДФЛ.

Так же специфичность администрирования НДФЛ (невозможность определения на текущую дату согласно карточке расчетов с бюджетом размера задолженности налогового агента и, как следствие, принудительного ее взыскания без проведения выездной налоговой проверки) позволяет хозяйствующим субъектам отвлекать удержанные из доходов работников суммы налога для пополнения оборотных средств [21].

Принимая во внимание значимость НДФЛ для территориального бюджета, а также социальную важность вопроса своевременной выплаты хозяйствующими субъектами заработной платы работникам налоговые инспекции совместно с органами власти, а также другими контролирующими службами могут проводить кампанию по легализации теневой заработной платы. Основным инструментом является мониторинг всех организаций по выплаченной заработной плате и заслушивание на заседаниях межведомственных комиссий руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня по видам деятельности.

Но не все руководители предприятий и индивидуальные предприниматели отреагируют на предложения комиссии по выводу заработной платы из тени и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Такие работодатели — кандидаты для включения их в планы выездных налоговых проверок. Ведь задолженность налогового агента по НДФЛ можно реально оценить только в рамках выездной налоговой проверки.

Так же существенной проблемой администрирования НДФЛ, по мнению налоговых инспекторов, остается отсутствие установленной для налоговых агентов отчетности по налогу. Предоставление органам власти субъектов РФ права введения на региональном уровне отчетности по налогу на доходы физических лиц для хозяйствующих субъектов позволило бы оперативно выявлять не только задолженность по НДФЛ, но и задолженность по заработной плате [21].

Целесообразно законодательно на федеральном уровне закрепить полномочия и статус комиссий по легализации теневой заработной платы и ответственность работодателей за выплату заработной платы в конвертах.

Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума. В связи с этим необходимо пересмотреть порядок предоставления стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов.

Еще одной проблемой является действующий порядок зачисления НДФЛ. Указанный налог является самым массовым налогом с населения, и поэтому он более равномерно, распределен по территории страны. Поэтому не случайно, являясь федеральным налогом, он практически всегда зачислялся в большей своей части в местные бюджеты. В настоящее время налогоплательщики уплачивают НДФЛ по месту работы, и, следовательно, зачисляется он в бюджет того региона, где работает налогоплательщик. Между тем расходы на образование, здравоохранение и другие социальные потребности данного работника производятся по месту его жительства. В этих условиях действующий порядок зачисления налога все чаще подвергается критике, в связи, с чем ставится вопрос о целесообразности переноса зачисления данного налога в бюджет по месту жительства налогоплательщика [16].

Другой серьезной проблемой, которая также может быть решена только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство, является проблема контроля налоговыми органами за самостоятельным исчислением суммы налога и представлением деклараций о доходах физическими лицами, получившими доходы в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, предусмотренных ст. 228 НК РФ [14].

Налоговые органы физически не в состоянии контролировать «самостоятельное исчисление суммы налога» и представление деклараций о доходах указанными налогоплательщиками, в связи с чем уплата налога в этих случаях становится делом совести налогоплательщика, что недопустимо с точки зрения эффективного налогового администрирования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день вполне возможно повысить качество администрирования НДФЛ. Главное, выявить основные проблемы и определить оптимальные пути их решения, что, несомненно, приведет к увеличению поступления НДФЛ в бюджет.

 

2.3 Пути совершенствования  администрирования НДФЛ

 

Как известно, налоги обеспечивают фискальные потребности государства и служат эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.  Так, с момента вступления в силу главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации нормы, регламентирующие её, неоднократно подвергались изменениям. Однако, несмотря на значительные изменения, администрирование налогообложения доходов физических лиц остается несовершенным. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать администрирование налогообложения доходов граждан [13].

Одной из первоочередных задач по совершенствованию администрирования налогообложения доходов граждан является совершенствование гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. И первое, на что хотелось бы обратить внимание – это изменение порядка предоставления стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов.

И если проблема порядка предоставления стандартных налоговых вычетов в основном решена поправкой в ст. 218 НК РФ, предоставившей всем налоговым агентам, а не только работодателям, право предоставлять стандартные налоговые вычеты, то проблема изменения порядка предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов далека от своего решения и гораздо более серьезна по последствиям.

На сегодняшний день социальные налоговые вычеты налогоплательщикам могут предоставлять только налоговые органы, а имущественные – налоговые органы и налоговый агент – работодатель, и многие финансовые работники убеждены, что такой порядок необходимо сохранить. Это позволяет, более тщательно подходить к каждому случаю возврата. Однако это приводит к ряду негативных последствий, не лежащих на поверхности [12].

Наиболее правильный подход к этой проблеме состоит в том, чтобы предоставить налоговым агентам право предоставлять все виды налоговых вычетов. Обоснованием данного утверждения является то, что методологической основой для выбора в пользу того или иного варианта является степень его соответствия следующим классическим принципам налогообложения: принципу удобности и принципу экономии. Применительно к современным условиям, принцип удобности должен учитывать затраты налогоплательщиков на выполнение таких дополнительных налоговых повинностей, как ведение налогового учета и предоставление налоговой отчетности. Принцип экономии применительно к современным условиям требует сокращения затрат государства (главным образом налоговых органов) на единицу взимаемого налога, и уменьшения затрат общественного труда на уплату налога.

В 2012 г. было повышение размера стандартного налогового вычета на ребенка. Сегодня размеры налоговых вычетов остаются без изменений и составляют:

- на первого и второго  ребенка – 1 400 рублей;

- на третьего, каждого  последующего, а также ели ребенок-инвалид  – 3 000 рублей.

Хотя, Минфин РФ внес на рассмотрение проект, предусматривающий увеличение налоговых вычетов, в частности:

- до 2 000 рублей на второго  ребенка;

-  до 4 000 рублей на третьего  и каждого следующего ребенка.

Как мы видим, предложение Минфина заключается в существенном повышении размера стандартного налогового вычета на детей [22].

Также в уточнении нуждается процедура распределения имущественного налогового вычета в случаях приобретения имущества в общую долевую либо общую совместную собственность.  Принимая во внимание  то обстоятельство, что данный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику, а не приобретаемому объекту имущества, необходимо внести изменения в законодательство о налогах и сборах, позволяющее получить налоговый вычет в пределах установленного ограничения лицам, приобретающим имущество в общую совместную собственность.

Направления совершенствования администрирования НДФЛ:

- проведение углубленного  анализа справок для обеспечения  контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты НДФЛ в бюджет налоговыми агентами;

- выявление «конвертных»  выплат и иных схем ухода  от налогообложения;

- усиление контроля за уплатой налогоплательщиками сумм налога, переданного на взыскание в налоговый орган налоговыми агентами, за перечислением налоговыми агентами в бюджет удержанных сумм НДФЛ, а также за поступлением в бюджет сумм, доначисленных в ходе выездных налоговых проверок;

- дополнительное привлечение  физических лиц к декларированию  своих доходов при активном  использовании возможностей информационных  ресурсов налоговых органов;

- активизация работы по  урегулированию задолженности [19].

В целях совершенствования администрирования должна быть продолжена работа по формированию и актуализации электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитию онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками («электронных сервисов»), интеграции соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей и т.д. Это обеспечит прозрачность расчета налоговых обязательств   и позволит повысить лояльность налогоплательщиков.

Эти и другие изменения администрирования НДФЛ направлены на: 

- создание совершенной  законодательной налоговой базы; 

- построение единой  налоговой системы в интересах  сохранения целостности Российского  государства, исключение условий  для формирования несовместимых  региональных налоговых схем; 

- создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России;

- упрощение системы  налогов; 

- повышение справедливости  в обложении доходов, мер по  увеличению вычетов для бедных  слоев населения и среднего  класса;

- упрощение системы  исчисления налога на доходы  физических лиц;

- создание нейтральной  системы обложения доходов, оказывающих  минимальное воздействие на экономический  выбор плательщика;

- устранение методов  налогового регулирования, тормозящих  развитие человеческого потенциала  и введение налогового стимулирования  роста благосостояния граждан;

- содействие к  перераспределению доходов населения  в пользу сбережений;

- совершенствование  системы сбора подоходного налога, увеличение на этой основе  налоговых  поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости;

- создание рациональной  системы ответственности за налоговые  правонарушения;

- повышение эффективности  деятельности органов налогового  контроля;

- улучшение системы  налогового администрирования, внедрение  электронных способов подачи  и обработки налоговых деклараций [16].

Подводя итог, следует отметить, что однозначно оценить процесс совершенствования администрирования налога на доходы физических лиц довольно сложно. Несмотря на значительное количество внесенных поправок по урегулированию вопросов администрирования налога на доходы физических лиц, оно остается далеким от совершенства. Имеются существенные недостатки в самом механизме налогообложения, которые вызваны, прежде всего, неотработанностью методологии формирования облагаемых доходов и несовершенством самих принципов обложения. Это не позволяет в полной мере выполнять налогу на доходы физических лиц свое функциональное предназначение – регулировать доходы различных групп граждан – потенциальных налогоплательщиков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать следующие выводы:

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

 

Анализ налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система РФ,

находится в постоянном развитии, основные положения налога сформировались исторически. Даже после принятия второй части Налогового кодекса НДФЛ в той ли иной мере изменялся с появлением каждой новой редакции Налогового кодекса. В теоретическом же плане, налог вполне проработан, и в предшествующее десятилетие накоплен определенный опыт его взимания.

Вместе с тем, по сравнению с экономически развитыми странами в РФ существуют перспективы развития и некоторые проблемные вопросы, которые можно решить используя зарубежный опыт.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц и актуальные проблемы его администрирования