Модельные конвенции об избежании двойного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 08:10, доклад

Описание работы

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения охватывают, как правило, все виды налогов на доходы и капитал и имеют две основные цели:
1) устранение двойного налогообложения;
2) борьба с уклонением от уплаты налогов.

Файлы: 1 файл

7373.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Модельные конвенции об избежании двойного налогообложения

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения охватывают, как правило, все виды налогов на доходы и капитал и имеют две основные цели:

1) устранение двойного налогообложения;

2) борьба с уклонением от уплаты налогов.

Обычно соглашения состоят из четырех частей: в первой перечисляются виды налогов и круг лиц, охватываемых соглашением; во второй содержится описание конкретных режимов налогообложения, установленных соглашением для отдельных видов доходов (предпринимательская прибыль, дивиденды, проценты, роялти, заработная плата и т.д.); третья включает статьи, предусматривающие порядок устранения двойного налогообложения тех доходов и капитала, права на обложение которых сохраняются за обеими странами — участницами соглашения; в четвертую входят статьи, определяющие конкретный порядок выполнения соглашения. Имеются также статьи, устанавливающие срок действия и порядок прекращения соглашения, иногда — преамбула.

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения, действующие для Республики Беларусь, как правило, основываются на Типовой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (сокращенно – ОЭСР) в отношении налогов на доходы и капитал.

Республика Беларусь ратифицировала более шестидесяти двусторонних соглашений и конвенций об избежании двойного налогообложения, и их количество постоянно увеличивается. 
Основные задачи, которые ставят перед собой государства, принявшие Типовую конвенцию ОЭСР 1977 г., сводятся к следующему:

1) определить схему устранения  двойного налогообложения, что может быть достигнуто закреплением за каждым из договаривающихся государств исключительного права налогообложения того или иного вида дохода;

2) установить механизм  устранения двойного налогообложения в тех случаях, когда право налогообложения дохода сохраняется за обоими государствами,

3) защитить налогоплательщиков  одного государства от дискриминационного налогообложения в другой стране;

4) предусмотреть взаимный  обмен информацией в целях обеспечения выполнения положений конвенции, а также недопущения уклонения от налогообложения или злоупотребления положениями конвенции. В частности п. 1 ст. 26 конвенции предусматривает, что «компетентные органы Договаривающихся Государств обмениваются информацией, необходимой для выполнения положений настоящей Конвенции или положений внутреннего законодательства, касающихся налогов, на которые распространяется действие настоящей Конвенции, в той степени, в которой налогообложение не противоречит положениям настоящей Конвенции».

Типовая конвенция ОЭСР 1977 г. представляет собой проект двухстороннего налогового соглашения из 30 статей, который в большинстве случаев используется как базовый документ для заключения двустороннего соглашения об избежании двойного налогообложения, хотя по сути она носит рекомендательный характер для государств.

Значение Типовой модели конвенции ОЭСР для международного налогового сообщества трудно переоценить, поскольку она не только заложила основные принципы устранения двойного налогообложения, но и позволила унифицировать (стандартизировать) термины, понятия, критерии, которыми пользуются налоговые специалисты во всем мире. 
Однако есть и недостатки, в частности следует отметить, что Типовая конвенция ОЭСР 1977 г. исходит из предположения, что договаривающиеся государства имеют примерно одинаковый уровень экономического развития и относительно сбалансированные отношения в сфере внешней торговли и инвестиций. В основу типовой модели заложен принцип резидентства, который предполагает, что, во-первых, страна-источник дохода ограничит сферу применения своей юрисдикции при налогообложении доходов, полученных из источников в этой стране, во-вторых, значительно снизит свой налог на эти доходы. Такой подход не учитывает интересов развивающихся стран. В связи с этим в 1980 г. была опубликована Типовая конвенция ООН, которая рекомендована для проведения переговоров и заключения соглашений по налогам между развитыми и развивающимися странами. Главным ее достоинством является то, что в нее включены ряд положений, учитывающих интересы развивающихся стран. При всех особенностях и отличиях от модели ОЭСР модель ООН во многом сходна с ней, так как разработана на ее основе и соответственно опирается на ту же концептуальную и методологическую базу, оперирует теми же категориями, использует те же термины. Типовая налоговая конвенция ООН имеет рекомендательную силу.

Как указывают авторы Типовой конвенции ООН 1980 г., она представляет собой компромисс между принципом источника дохода и принципом резидентства, причем в ней большее предпочтение отдается, в сравнении с Типовой конвенцией ОЭСР 1977 г., принципу источника. При этом, чтобы сбалансировать такой крен в сторону принципа источника, Типовая конвенция ООН 1980 г. рекомендует странам-источникам доходов при определении своих налоговых режимов принимать во внимание

а) расходы, связанные с извлечением таких доходов, т.е. облагать такие доходы на базе «чистого» дохода;

б) уровень налогообложения не должен быть настолько высок, чтобы подрывать стимулы к инвестициям;

в) часть доходов должна оставаться и для обложения в стране, экспортирующей капиталы.

В Конвенции ООН отражена ориентация на разные принципы обложения доходов и имущества, определяющие распределение прав между государствами на взимание налогов. Противоречие между интересами экономически развитых государств, выступающих экспортерами капитала и технологий, и развивающимися странами, которые преимущественно являются импортерами иностранных инвестиций, отражается в том, что преследуя одинаковые цели и стремясь обеспечить контроль над налогооблагаемой базой и налоговые поступления в свой бюджет, первые (развитые) отстаивают преимущественное использование в налогообложении принципа резидентства, а вторые (развивающиеся) – принцип места источника дохода. При этом аргументы, приводимые в обосновании обеих позиций, достаточно значимые, что затрудняет поиск компромиссов. Развитые страны обосновывают свои претензии тем, что материальная основа инвестиций, направляемых их налоговыми резидентами в зарубежные государства, создана на территории этих стран и благодаря их экономической системе. Из этого делается вывод, что преимущественное право на налогообложение доходов от таких инвестиций в силу их экономической связи с этими странами принадлежит последним. Развивающиеся государства в подтверждение своих налоговых претензий указывают на то обстоятельство, что возникновение потенциального налогооблагаемого дохода становится возможным благодаря их экономике. Следовательно, эти доходы неразрывно связаны с территорией этих государств, и именно они имеют преимущественные права на взимание с них налогов.

Как уже отмечалось выше, большинство соглашений в сфере избежания двойного налогообложения, действующих для Республики Беларусь, основаны на Типовой конвенции ОЭСР. Поскольку Республика Беларусь относится к развивающимся государствам и, соответственно, является преимущественно импортером иностранных инвестиций, то данное положение является невыгодным для Беларуси, поскольку таким образом уменьшаются налоговые поступления в бюджет по причинам, проанализированным выше, и тем самым интересы нашего государства остаются неучтенными.

 


Информация о работе Модельные конвенции об избежании двойного налогообложения