Лекции по "Налоги и налогообложение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 20:42, курс лекций

Описание работы

1.экономическая сущность налогов. Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную), требующую средств.
Для государства налоги - основная статья доходов бюджета.
Налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.

Файлы: 1 файл

shpory_po_nalogam_gotovye.docx

— 151.87 Кб (Скачать файл)

1.экономическая  сущность налогов. Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную), требующую средств.  
Для государства налоги - основная статья доходов бюджета.  
Налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости. 
Прямое безвозмездное движение стоимости в денежной форме является объектом налоговых отношений. Налоговые отношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т. е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. 
Финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.

 

2.функции налогов, общая характеристика.

Ф-ция нал. — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.  
Ф-ция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.ф-ции налогов:1)фискальная, обеспечивающая формирование доходов гос-тва, создающая материальную основу гос.политики; 2) регулирующая, состоящая в способности налогов воздействовать на развитие экономики;3)стимулирующая, ориентирующая налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям; 4)распределительная, проявляющая через распределение и перераспределение национального дохода, доходов юридических и физических лиц на расширенное воспроизводство и в бюджеты различных уровней; 
5)контрольная, позволяющая оценивать эффективность налоговой системы, обеспечивающая контроль за движением финансовых ресурсов, выявляющая необходимость внесения изменений в нал-вую систему и бюджетную политику.Налоги, сборы и пошлины являются основным источником поступления денежных средств в доход бюджета гос-тва и внебюджетные социальные фонды, косвенным методом регулирования экономики. Н. затрагивают самые насущные интересы гос-тва и каждого гражданина, поэтому для государства важно найти компромисс в регулировании возникающих между ними противоречий. Задача государства состоит в построении такой налоговой системы, которая обеспечила бы финансовыми ресурсами общественные издержки и при этом не нарушала предела изъятия средств у налогоплательщиков, который определяет возможности расширенного воспроизводства.

 

 

3.фискальная  функция налогов и её характеристика. Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все юридические и физические лица, которые, согласно действующему налоговому законодательству, обязаны платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, т.к. главное его предназначение – образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организаций и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения возложенных на него обществом задач.

Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части валового внутреннего продукта. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.распределительная  функция и её характеристика. Наиболее тесно с фискальной функцией налога связана  распределитель-ная  (социальная) функция, выражающая экономическую сущность налога как централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в непроизводственную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной. Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. В связи с этим, распределительную функцию довольно часто называют социальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.регулирующая  функция налогов и её характеристика. Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов налоги оказывают существенное влияние на сам процесс хоз-ной дея-сти с помощью регулирующей (стимулирующей)ф-ции. Ее практическая реализация осущ-ется через систему различных нал-вых инструментов (налог. льготы, налог. вычеты и налог. кредиты и др.). Маневрируя нал-выми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, гос-тво создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных общественных проблем. Регулир. ф-ция затрагивает как производство (прямые налоги), так и потребление (косвенные налоги).Поскольку успешная хоз. деят-ость частных субъектов - основной источник налоговых доходов гос-ства, последнее должно стремиться к созданию благоприятных условий для осуществления хоз-ной деят-сти с целью увеличения объема налог. поступлений.В правосознании и публичного, и частного субъектов должно быть зафиксировано представление о первичности результатов хоз. деят-сти по отношению к налоговым последствиям. Успешную хоз-ную дея-сть не сложно сделать постоянным источником нал-вых поступлений, а неудовлетворительная экономическая ситуация на предприятии или в стране, обязательно негативно скажется на налоговых платежах при любой самой оптимальной налоговой системе.

 

6.контрольная  функция налогов и её характеристика. Благодаря контрольной функции осуществляется контроль за полной и своевременной уплатой налога и исполнением субъектами налоговых отношений других обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством.

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физических лиц, а также за источниками доходов и расходов. Благодаря денежной оценке сумм  уплаченных налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Таким образом, посредством данной функции оценивается эффективность налоговой системы, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую и бюджетную политику.

Осуществление контрольной функции во многом зависит от налоговой дисциплины (налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.особенность  формирования налоговой системы  РБ. Первоначальный этап формирования национальной налоговой системы можно охарактеризовать как переход к системе налогообложения, предусматривающий введение новых, ранее не применяемых видов и форм, используемых в развитых странах .Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости. На специфику построения национальных налоговых систем существенное влияние оказывают основные экономические параметры (ВВП, уровень инфляции, среднедушевой доход и т.п.), формирующие базу и условия для налогообложения. На специфику построения национальных налоговых систем существенное влияние оказывают основные экономические параметры (ВВП, уровень инфляции, среднедушевой доход и т.п.), формирующие базу и условия для налогообложения.

 

 

8.принципы  налогов и их характеристика. Принципы налогообложения в РБ:1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кон-цией Р Б, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента РБ.3. Налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Р Б, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство РБ, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории РБ либо создающих в нарушение Конституции РБ и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым Кодексом и таможенным законодательством. В целом принципы налогообложения, которые кладутся в основу его конкретной системы в той или иной стране, зависят от экономической ситуации в государстве, плана мероприятий, отношения госаппарата и населения к отдельным его группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

9.классификация  налогов. В РБ устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные настоящим Кодексом либо Президентом РБ и обязательные к уплате на всей территории РБ. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы; утилизационный сбор. К местным налогам и сборам относятся: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.элементов  налогов, налоговые термины, понятие  налогов.Элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления; порядок и сроки уплаты. Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юрид. и физ. лиц, облагаемых налогами. Объект налога (объект обложения) – предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, передача или продажа имущества и др.),кот. в соответствии с законом подлежат обложению налогом.Налоговая база (основа налогообложения) – часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки. Налоговый период – время,за кот. производится начисление налога или сбора и в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате. Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается либо в %-ах, либо в твердых суммах. Различают 4 метода: твердые, или равные ставки; пропорциональные ставки; прогрессивные ставки; регрессивные ставки. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др. Налоговая декларация – официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им подлежащих налогообложению доходах за определенный период времени и о распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. Налоговая квота – налоговая ставка, выраженная в %-ах к доходу налогоплательщика.

Налогоплательщики – юрид.е и физ. лица,кот. в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги.

Налоговый агент – лицо, на кот. в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогопла-тельщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога или сбора.

Таможенная пошлина – вид налога, взимаемого гос-ными органами, таможенными службами с провози-мых через государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа.Резидент – юрид. или физ.лицо,постоянно зарегистрированное или постоян-но проживающее в данной стране. Нерезидент – юрид. лицо,действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой; физ.лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой.Понятие налоговой льготы вкл. в себя предоставление отдельным категориям плательщиков предусмотрен-ных налоговым законодательством преимуществ по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

 

11.Налогоплательщики, их права и обязанности

Плательщиками налогов, сборов признаются организации и физ. лица, на которых в соответствии с НК, таможенным закон-вом Таможенного союза, Законом РБ «О таможенном регулировании в РБ» и (или) актами Президента РБ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Под организациями понимаются: юр.лица РБ; иност. и междунар. орг-ции; простые товарищества. Физ. лица: граждане РБ; граждане либо подданные иностранного гос-ва; лица без гражданства (подданства).Плательщик имеет право:

1. получать от налоговых органов бесплатную инф-ю о действующих налогах, сборах, актах нал-го закон-ва, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

2. получать письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

4. использовать налоговые льготы при наличии оснований;5. требовать соблюдения налоговой тайны. 

Плательщик обязан:

1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы;

2. стать на учет в налоговых органах ;

3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения;

4. представлять в налоговый орган налоговые декла-рации,годовую индив. бух-ю и (или) фин. отчетность.

5. выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц. 
12.НДС, история, методы исчисления, плательщики.В РБ НДС был введен в 1992г. это объясняется открытостью нац. экономики, ориентацией внешнеэк.связей на страны с косвенными налогами. НДС – осн. бюджетообра-зующий налог. Плательщиками признаются: организации; ИП с учетом особенностей, установленных ст. 91; доверит. управляющие по оборотам по реал-и товаров, имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей; физ. лица, на которых в соответствии с закон-вом возложена обязанность по уплате НДС, взимаемого при ввозе товаров на территорию РБ.

Информация о работе Лекции по "Налоги и налогообложение"